Бихевиоризм

Бихевиоризм занимается операционализацией социализации, программированием социализации. Предметом является поведение. Американцы сделали гениальную вещь. Гениальную в том смысле, что «хватит заморачиваться, какая нафиг душа? Вы видели когда-нибудь душу? Нет. Какое нафиг сознание? И что за Фрейд, что он там пишет? Жрать хочешь? Хочешь. Мотив у тебя есть? Есть. Желание у тебя есть? Есть. Стимул есть? Есть. Какова твоя реакция?».

Чем интересна наука бихевиоризм - она рождалась в подвале. Вообще, любая наука рождается в подвале. Торндайк и Уотсон — это гении, которые исследовали научение. Бихевиоризм сделан на белых крысах. Торндайк и Уотсон увидели, что у всех крыс под сильным мотивом всегда формируется навык, и существуют достаточно быстрые способы формирования безупречного навыка. В конце концов идея формирования навыка — моторного навыка — была перенесена на людей.

Люди — примитивные животные, они манипулируются стимульной средой. И если есть стимул, то это необходимо вызывает реакцию. Например, если я вас задержу до четырёх часов (16.00) то вы меня уже слушать не будете. (смех в аудитории) Потому что у вас мотив — обед — будет совершенно другой. И вы начнете обращать внимание на запахи, и будете думать: «блин, Козлов, ну ни стыда, ни совести, что дурь всякую болтает, весь день болтал, и опять болтает». Чем это обусловлено? Жрать хочется. И реакции у человека очень простые, как у любого живого существа: человек стремится к тому, что удовлетворяет его потребности, избегает того, что представляет угрозу удовлетворения потребностей и абсолютно индифферентно относится к стимулам, которые не имеют физиологической или потребностной ценности. По большоу счёту то, что сейчас негр в Африке умирает — достаточно индифферентно. Это феноменальный мир, ну да, люди умирают... Но если умирает кормилец - сразу слёзы. Я специально утрирую ситуацию для того, чтобы вы понимали. Существует некое потребностное состояние, и это потребностное состояние всегда влияет на селективность восприятия, на стимульную среду. И, по большому счёту, у тебя могут быть очень разные потребностные состояния, например, потребность в еде ведёт к определённой реакции. Есть стимул — есть реакция. Что вы тогда делаете? Вы начинаете искать еду. Сперва наиболее простыми методами: просто сходил в свою комнату, что-то съел. Или в комнате ничего не оказывается, и вы начинаете придумывать какие-то изощрённые формы: «А не слабо сходить в гости?» (смех в аудитории) «Что-то я очень мало общаюсь в группе». Понимаете? И так далее, и так далее.

Реплика: (неразборчиво) «...стимул должен быть...» (далее неразборчиво).

Козлов:

- Он ставит проблему борьбы мотивов, это разработано там.

И, собственно, вторая стадия развития бихевиоризма - теория оперантного обуславливания Бурхаса Скиннера, это, по большому счёту, завершение самой идеологии бихевиоризма, идеологии формирования социально адаптированного и эффективного поведения. Эта идеология сейчас является доминирующей в психологической среде, особенно в среде психологов, которые востребованы и просто хотят прилично жить. Каковы твои экзистенциальные проблемы, бихевиориста не интересуют. Имеешь ты смысл жизни, или не имеешь? А кого волнует чужое горе? Вот как получить миллион долларов и каким образом операционализировать деятельность — это проблема бихевиоризма.

Проблема бихевиоризма — это проблема эффективности человеческой активности. Безошибочной человеческой активности. То есть навыки должны быть совершенными. Всегда существуют навыки эффективные и навыки неэффективные, приводящие к реализации цели и не приводящие. Проблема ошибочных действий. Человек должен всегда формировать навыки, наиболее эффективные для достижения цели. И инструментов всегда должно быть достаточно только для того, чтобы достигнуть цели. Не должно быть излишка ни информации, ни знаний, ни умений, ни навыков. Почему? Потому что любые излишки приводят к хаосу в выборе.

В чём весь шарм программированного обучения? (Вы наверняка ещё не встречали изыски программированного обучения, потому что у нас это ещё до конца не внедрено. Идеи-то есть. Это — американизм.) Итак, есть 30 вопросов. И ответить правильно на эти 30 вопросов можно только одним способом. Есть три выбора — лишь одна версия правильна. Для того, чтобы узнать дисциплину по инженерной психологии, надо знать ответы на 100 вопросов, которые закладываются в программу обучения. И человек успешно обучается тогда, когда он просто знает все ответы на вопросы. И, самое главное, все ответы однозначны. Понятно? Другого нет. То есть, вправо крыса идёт неправильно, влево — тоже неправильно, а прямо крыса идёт правильно к цели. К нам в педагогику и образование бихевиоризм пришёл только в конце 60-х, начале 70-х годов двадцатого века. Кто ближе ко мне по возрасту, они должны были пройти первые изыски программированного обучения.

Слава богу, в России ничего не получается...

Реплика: (неразборчиво).

Козлов:

-...Ребята, слава богу, ничего программированного внести в нашу жизнь невозможно. Не получается ничего. Потому что русский мужик всегда может задуматься. Понимаете? Он может некоторое время подумать, как думают правильно другие люди. Но он всегда может задуматься. А он может ещё и выпить (смех в аудитории). А там в нём просыпается удивительная природная спонтанность, и творчество, и чего только нет, Господи ты боже мой! Заратустра рядом не валялся! И тем более Бурхас Скиннер, который придумал программированное обучение. «Это им, тупым американцам, нужны клетки, а нам - простор!» Вышел в поле... (смех в аудитории).

Вы, конечно, знаете, что программированное обучение и программированные системы формирования навыков у нас являются очень дорогими и элитарными. Лидеров готовят по программам,. Больших лидеров. Тайм-менеджмент есть, структурирование времени. Формирование чрезвычайно эффективных навыков манипуляции. Помните нейролингвистическое программирование и популярность этого движения. Но, ребята, чем у нас хорошо: деньги-то заплатят за обучение, слава богу, а я бы продавал этот тайм-менеджмент за очень большие деньги, - но ничего не меняется (смех в аудитории). Ничего не меняется. Все бумаги заполнены, лежат на полке, жизнь продолжается. И в этом смысле идеи программированного обучения, и вообще идеи, которые реализовались из бихевиоризма, из, вообще-то, психологической школы в образование, в политику...

А, кстати, сейчас у нас в политике, в современной политической психологии работают только бихевиористические модели. Модели манипуляции массовым сознанием, построение имиджа, построение эффективных выступлений, и так далее, и так далее. По большому счёту, все продукты бихевиоризма мы видим на экранах. В том числе модель государственности — это бихевиористическая модель. Бихевиоризм у нас достаточно полноценно вошёл в армию, у нас система жетонов и поощрений работает в школе, и та же система система жетонов и поощрений, как положительных так и отрицательных, существует в психиатрии, в наркологии. По большому счёту, многие вещи, которые обозначаются «кодированием» - это чистой воды бихевиористические модели. И современная психология во многом является бихевиористической. И вообще-то, если вы хотите достигнуть успеха как психолог, вам нужно просто научиться формировать правильные навыки по продажам психологических услуг. Работают эти услуги или не работают — не должно интересовать ни вас, ни клиентов, ни даже тех, кто у вас это покупает — оплачивающие фирмы. Важно, что должен быть красивый миф о том, что это улучшает. «Английский язык за три дня, методом 25-го кадра». Так-то все профессионалы знают, что это туфта. Но вы должны понимать, что основная масса людей — непрофессионалы. «Успеваемость в школе при помощи новых технологий улучшается за год на 20%». (смех в аудитории). Для этого нужно сделать... (истерический женский смех в аудитории)...Я я чувствую, что попал... При этом добиться большого успеха очень просто: собираешь педагогов, платишь им по 500 рублей и говоришь: «Ну поставьте всем на один балл выше». И педагоги готовы поставить на балл выше за 500 рублей. Они получают мало, а так-то им пофиг, сколько ставить. (продолжительный смех в аудитории).

Реплика: (неразборчиво).

Козлов:

- Ребята, в чём весь изыск бихевиоризма? Изыск бихевиоризма заключается в том, что у людей всегда формируется миф об успехе. И всё время поощряются те формы деятельности, которые приводят к успеху. А успех в бихевиоризме — это не просветление, это не нравственность. Успех в бихевиоризме всегда измеряется или статусным продвижением, или деньгами, или расширением территории. Бихевиоризм — это наука точная, и продукты бихевиоризма ощутимы. «Тренинг имеет успех, если клиенты, например, получают на 500$ больше через год». То есть, бихевиористические тренинги интересны тем, что они всегда опираются на реальные показатели. И, по большому счёту, это касается избирательных технологий, это касается всего: и образования, и политики, и системы УИН. Везде, где работает бихевиоризм, есть проблема эффективности, и, самое главное — эффективность никогда не бывает абстрактной. В этом смысле бихевиоризм — это честная наука и честное направление. И ни одно РОНО, даже МинОбр России не сможет подтвердить, что успеваемость снизилась.

(Реплики, смех.)

Бихевиоризм — это наука эффективности человека (даже не личности!) в сложной социально организованной стимульной среде. Предпосылки возникновения бихевиоризма были очень примитивными: это цена человеческого действия. Возникли промышленные агрегаты, неправильные, ошибочные действия с которыми обходились в очень большие суммы денег. Сравните: или крестьянин идёт за плугом и неправильно вильнул, или вышел пьяный на завод... Ну не взрастёт двадцать зёрен, минус будет, предположим, полкопейки. А сделайте ошибочное действие на станке стоимостью 10 000 долларов. Вы представляете? Цена человеческого действия.

Цена человеческого действия выросла в управлении, в политике, в образовании. Образование стало очень сложным, многоступенчатым. И возникла настоятельная потребность алгоритмизировать и ужесточить человеческую активность. Бихевиоризм — это ответ на социальный запрос: вырабатывание эффективных навыков взаимодействия с социальной и предметной средой. Ещё один примитивный пример: конвейер, и на нём сидят двадцать тысяч человек. Ошибка одного человека приводит к остановке конвейера. Вы представляете, какие это деньги? Формирование двигательных навыков на конвейере, очень хорошо соотнесённых во времени, в пространстве, в скорости — это проблема экономическая, даже не психологическая. И потери, ну например, потери в управленческих решениях... Потери. Ошибочные действия. Миллионы долларов. И из-за того, что в психологии управления за рубежом, в Америке особенно, да и во всей Европе есть культура управленческого мышления, там с очень большой ответственностью относятся к выборам. Почему? Потому что выборы стоят огромных денег. И эти деньги касаются Личности, понятно? Слава Богу, у нас ещё этого нет. У нас страна большая, богатая, ну ошибся, ну потерял миллион... не мои же! В этом смысле, всё-таки, Россия это великая страна, никуда не уезжайте. Ничего лучше, чем Россия, нет.

Реплика: (неразборчиво).

Козлов:

- Ребята, вот поживите хорошо в Германии две недели. Вы почувствуете эту великую тоску порядка. Так и хочется в морду дать (смех в аудитории): «чего вышли, чего улыбаются, что тебе, хорошо живётся, что ли? Ну да, хорошо живётся. Ну и дура!». Две недели — и возникает тоска от орднунга, от порядка. И прибрано, и ходят правильно, и никто не ругается, ну как так можно жить? Никто не валяется, никто не просит денег, ну как же так-то? Это безумно, когда везде порядок, грязи нет. Ну как так — мир без грязи? Это неправильный мир. Никто к тебе не подходит, не спрашивает дорогу. Как можно не спрашивать дорогу, когда не знаешь? (смех)

Реплика: «Даже закурить не просят!»

Козлов:

- Да, закурить — это вообще... Но когда в Польшу приезжаешь, ближе к нашей стране — там уже сразу всё прилично: и закурить попросят, и из кармана вытащат. Наши ребята, всё нормально... (смех в аудитории).

Реплика: «В гости не ходят.»

Козлов:

- Там ходят в гости по расписанию, и расписано, кто чего несёт, на сколько денег, тьфу, Господи, нет, чтобы ходить в гости... У меня есть несколько гостей, которые всегда ходят на халяву. (смех) И я их жду...

Реальность должна обладать этой умилительной спонтанностью. Да, мы приближаемся к бихевиоризму. Но вы же помните, сколько мы строили коммунизм. Нас просто так не возьмёшь, даже бихевиоризмом. (смех в зале) Но! Ребята, ещё раз: вы должны понимать, что государство заинтересовано в том, чтобы все элементы системы были тотально программируемы и управляемы. Это бихевиористическая идея. И на этой волне вы можете легко и хорошо адаптироваться, просто предлагая свои алгоритмы по построению Космоса. На Космос дают гранты. А Космос — это наука. «Как эффективнее вылечить наркоманов?» Раз, два, три — двенадцать шагов, и на тебе, наркоман уже готовый, исцелённый. Так-то ему хоть пятьдесят шагов давай (смех в аудитории). Если рядом растёт марихуана, он готов и тысячу шагов сделать. Но, ребята, работают же «двенадцать шагов», это популярная схема? Популярная схема. Люди верят, проходят. Вот, ребята, и надо придумывать свои «12 шагов».

Так, ну и как всегда мы устроим 10-ти минутный перерыв, ибо прошло 45 минут, а мы люди бихевиористически организованные, и у нас возникает потребность...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: