Реакция на психологию Вундта. Предлагают объективный метод исследования, против интроспекции.
Философия позитивизма (источник знания только эмпирические исследования – Конт) и прагматизма (Пирс – истина не в объективности, а в практической полезности результатов)
Ассоциативная психология
Эволюционные идеи Дарвина и Спенсера
Зоопсихология
Уотсон (1878-1958)
«Психология с точки зрения бихевиориста» (1913)
Психика – реакции организма на внешние стимулы
Цель психологии – предсказать поведение и контролировать его
Торндайк (1874-1949)
Был одним из пионеров бихевиористского движения, хотя не считал себя бихевиористом (называл себя «коннексионистом»).
«Проблемный ящик» - методика, при помощи которой пытается выявить разумное поведение у кошек. Не обнаружил. Вывод – нет разумного поведения и у человека. Поведение в проблемной ситуации – перебор всех известных вариантов.
«Кривая научения»
«Метод проб, ошибок и случайного успеха»
|
|
«Закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности», «закон использования» и «закон частоты».
Предсказать поведение на основе базовой формулы ортодоксального бихевиоризма S R (стимул – реакция) нельзя потому, опираясь на теории Павлова и Бехтерева, бихевиористы создают новые теории, где есть переменная между стимулом и реакцией: когнитивный бихевиоризм (посредник – поведенческий опыт, складывающийся при жизни), мотивационно-целевой и операциональный или двигательный (посредник – поведенческие, двигательные реакции как следствие сформированных условно-рефлекторных связей).
Появляются разнообразные теории научения. Эдвард Толмен (1886-1959) — когнитивно-целевой необихевиоризм.
Целенаправленный бихевиоризм
Поведение сохраняется, пока стимулы могут удовлетворить какую-либо потребность
Когнитивная теория научения
Тут идеи гештальтпсихологии используются.
Кларк Халл (1884-1952) — мотивационно-потребностный необихевиоризм
Признавал 4 метода:
· простое наблюдение,
· систематически контролируемое наблюдение,
· экспериментальная проверка гипотез,
· гипотетико-дедуктивный метод (логический вывод заключений из простых посылок), который предложил сам.
Человеческий организм представлял машиной.
Эдвин Гатри (1886-1959) заявил, что научение происходит с первой попытки, т. е. после первого же предъявления стимула. Гатри подразумевал под поведением движения, которые состояли из моторных и железистых реакций, а такие простые движения вполне могут выучиваться с первого раза (по его мнению)
Беррес Скиннер (1904-1990) — операциональный необихевиоризм
|
|
Ведущий бихевиорист Америки с 1950-х. Ратовал за возврат к принципам классического бихевиоризма.
Ввел понятие оперантного поведения — стимулы могут быть ненаблюдаемыми, субъект активно воздействует на среду (в отличие от пассивной собаки Павлова).
Альберт Бандура (1925 — еще жив) — социально-когнитивный необихевиоризм
Ввел понятие социального научения (первооткрывателем, однако, являлся Джулиан Роттер в 1947). Ввел совершенно невозможное для бихевиористов понятие «эффективность личности» (аналогичное локусу контроля Роттера) — чувство самоуверенности, собственного достоинства, контроля над ситуацией, обладание которым повышает успешность решения проблем.
Своей задачей видел, как и Скиннер, модификацию поведения в широком смысле — избавление от нежелательного поведения (например, фобий) и повышение эффективности личности. Разработал методы бихевиоральной терапии (субъект наблюдает за тем, как другие люди выполняют неприятные или невозможные для него действия, например, играют с собаками, которых он боится).
Инвайронментализм (энвайронментализм)
Бихевиористы, особенно классические, придерживались взгляда, что стимулы среды практически полностью определяют поведение (а значит психику) человека. Этот взгляд носит название «инвайронментализм» (environment — среда). Человек, таким образом, является «tabula rasa» (чистая табличка), на которой среда пишет все что угодно. Этот взгляд возник в пику нативизму (все определяется наследственностью, существую врожденные идеи, не зависящие от приобретенного опыта), появившемуся на волне открытий генетики. Он связан с социогенетическим направлением (против биогенетического) — развитие происходит под влиянием среды, которого также придерживались бихевиористы.