Возникновение бихевиоризма и его современные направления (необихевиоризм)

Реакция на психологию Вундта. Предлагают объективный метод исследования, против интроспекции.

— Философия позитивизма (источник знания только эмпирические исследования – Конт) и прагматизма (Пирс – истина не в объективности, а в практической полезности результатов)

— Ассоциативная психология

— Эволюционные идеи Дарвина и Спенсера

— Зоопсихология

Уотсон (1878-1958)

— «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913)

— Психика – реакции организма на внешние стимулы

— Цель психологии – предсказать поведение и контролировать его

Торндайк (1874-1949)

Был одним из пионеров бихевиористского движения, хотя не считал себя бихевиористом (называл себя «коннексионистом»).

— «Проблемный ящик» - методика, при помощи которой пытается выявить разумное поведение у кошек. Не обнаружил. Вывод – нет разумного поведения и у человека. Поведение в проблемной ситуации – перебор всех известных вариантов.

— «Кривая научения»

— «Метод проб, ошибок и случайного успеха»

— «Закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности», «закон использования» и «закон частоты».

Предсказать поведение на основе базовой формулы ортодоксального бихевиоризма S R (стимул – реакция) нельзя потому, опираясь на теории Павлова и Бехтерева, бихевиористы создают новые теории, где есть переменная между стимулом и реакцией: когнитивный бихевиоризм (посредник – поведенческий опыт, складывающийся при жизни), мотивационно-целевой и операциональный или двигательный (посредник – поведенческие, двигательные реакции как следствие сформированных условно-рефлекторных связей).

Появляются разнообразные теории научения. Эдвард Толмен (1886-1959) — когнитивно-целевой необихевиоризм.

— Целенаправленный бихевиоризм

— Поведение сохраняется, пока стимулы могут удовлетворить какую-либо потребность

— Когнитивная теория научения

Тут идеи гештальтпсихологии используются.

Кларк Халл (1884-1952) — мотивационно-потребностный необихевиоризм

Признавал 4 метода:

· простое наблюдение,

· систематически контролируемое наблюдение,

· экспериментальная проверка гипотез,

· гипотетико-дедуктивный метод (логический вывод заключений из простых посылок), который предложил сам.

Человеческий организм представлял машиной.

Эдвин Гатри (1886-1959) заявил, что научение происходит с первой попытки, т. е. после первого же предъявления стимула. Гатри подразумевал под поведением движения, которые состояли из моторных и железистых реакций, а такие простые движения вполне могут выучиваться с первого раза (по его мнению)

Беррес Скиннер (1904-1990) — операциональный необихевиоризм

Ведущий бихевиорист Америки с 1950-х. Ратовал за возврат к принципам классического бихевиоризма.

Ввел понятие оперантного поведения — стимулы могут быть ненаблюдаемыми, субъект активно воздействует на среду (в отличие от пассивной собаки Павлова).

Альберт Бандура (1925 — еще жив) — социально-когнитивный необихевиоризм

Ввел понятие социального научения (первооткрывателем, однако, являлся Джулиан Роттер в 1947). Ввел совершенно невозможное для бихевиористов понятие «эффективность личности» (аналогичное локусу контроля Роттера) — чувство самоуверенности, собственного достоинства, контроля над ситуацией, обладание которым повышает успешность решения проблем.

Своей задачей видел, как и Скиннер, модификацию поведения в широком смысле — избавление от нежелательного поведения (например, фобий) и повышение эффективности личности. Разработал методы бихевиоральной терапии (субъект наблюдает за тем, как другие люди выполняют неприятные или невозможные для него действия, например, играют с собаками, которых он боится).

Инвайронментализм (энвайронментализм)

Бихевиористы, особенно классические, придерживались взгляда, что стимулы среды практически полностью определяют поведение (а значит психику) человека. Этот взгляд носит название «инвайронментализм» (environment — среда). Человек, таким образом, является «tabula rasa» (чистая табличка), на которой среда пишет все что угодно. Этот взгляд возник в пику нативизму (все определяется наследственностью, существую врожденные идеи, не зависящие от приобретенного опыта), появившемуся на волне открытий генетики. Он связан с социогенетическим направлением (против биогенетического) — развитие происходит под влиянием среды, которого также придерживались бихевиористы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: