double arrow

Билет№27

Разв-е лит процесса в 30-50 гг. (классицизм)

БИЛЕТ№26

Классицизм – первое направление русской литературы. Сумароков – теоретик русского классицизма. Работа “Наставление хотящим быти писателями” – 1748 г.

Черты классицизма:

1. Аллегоричность;

2. Мифологичность;

3. Охват времени: двое – трое суток;

4. Немного действующих лиц.

30 – 50-е гг. XVIII в. – постоянное складывание и расцвет классицизма. К 60-м появляются веяния сентиментализма. В.Г.Белинский ведет отсчет от Петра I. Собалевский считает, что классицизм пришел в Россию в XVIII веке через польские переводы при Симеоне Полоцком. Классицизм утвердился как система в 30 – 50-е гг. В петровское время – форма отстает от содержания.

Родина классицизма – Франция и Италия. Барокко. Французские классицисты: Мольер, Расин, Лафонтен. Немецкая – Корнель, Гюнтер, Гете. Итальянская – Альфиери Английская – Стиль, Аддисон, Поп. Классицизм – общеевропейское явление. Французский классицизм длился два века (правление Людовика и Ришелье). XIV в. – расцвет классицизма и абсолютизма. Никола Буало (Франция) – теоретик классицизма. Буало объединил ранее существовавшие правила (античные) и современные авторитеты. Европа тяготела к драме, Россия – к оде.

Классицизм – следствие просвещенного абсолютизма. Французский абсолютизм – буржуазный. Русские буржуа дослуживаются до дворянства. в этом особенность русского классицизма. Он - искусство дворянства. Аристократы – ведущие писатели. Классицистическая система складывается постепенно, происходит динамичное изменение принципов.

1748 – 1774 гг. – работа Сумарокова над теорией классицизма. Он говорит, что нужно подняться до уровня древних авторов. Россия равнялась на Анакреона, “Поэтику” Аристотеля, “Науку поэзии” Горация. “Предметы такие, какими должны быть”, “изящная природа”, “действительность должна облагородиться культурой”.

1. Искусство примера использование рассказа о событиях, появление наперсников;

2. Исключение низменного (порой, что стерпит слух, того не стерпит глаз);

3. Выдвижение на первый план человека вообще (без социальной среды), создание укрупненных характеров, снятие этикетности (как должен вести себя герой), возвеличение разума, недоверие чувствам.

4. Серьезность.

5. Общественное начало ставится выше личного (на их конфликте построено большинство книг).

6. Читатели не ждали от книги развлечения. С ее помощью учились думать об общем, а не личном. Установка на общественную пользу. Сильная гражданственность, не затрагивающая личную жизнь.

В драматическом искусстве много правил: три единства (время, место и действие). Аристотель не писал о единстве места, требование единства места введено Буало. Единство времени введено Аристотелем, но Буало усложняет его, он требует заключить действие в одни сутки. Сумароков следует Горацию и Буало. В классицистических драмах за одни сутки могли подружиться и пожениться. Единство действия – развитие действия на одной сюжетной линии: второстепенных лиц должно быть немного. Количество действий – по Горацию – обязательно пять.

Классицисты требовали ясности и отделки языка. Латинское слово “классикус” значит “современный”. Важна отделка стиха и мысли. Херасков: “Мысль чистая нужна, дух чистый для творца”. Не может быть разных вкусов. Вкус должен быть правильным, основанным на знаниях. Все остальное находится за приделами искусства. Классицизм не ограничивал писателя. Гениальность классицистов индивидуальность в рамках системы.

Опыт русских классицистов типологически близок западному опыту. Но русские отталкиваются от собственного средневековья с меньшим эстетическим догматизмом. Сумароков позволял себе отступать от Буало. Буало делил жанры на высокие и низкие. Сумароков призывал писать то, к чему влечет природа. Сумароков позволял себе писать одноактные драмы. “Эпистола Сумарокова – Буалова, а Буалова – Горациева”. Сам Сумароков это отрицал. Сумароков не видел современных авторов, которым можно было бы подражать.

Эпистолы Сумарокова: о русском языке; о стихотворстве.

Отличие русского классицизма от Европейского:

1. Равноправие жанров;

2. Возникновение комедий.

Следы классицизма сохранились в лирике Батюшкова, Тютчева и т.д. Порядок в литературе – стиль жизни. Однообразность одежды – порядок.

2) Радищев «Беседа о том, что есть сын отечества».

1) Особенности лит.направления в 30-50 гг. Сумароков – теоретик русского классицизма

См. билет 26

2) тема народа в «Путешествии…»

Народность выражена у Радищева в большей степени через крестьян. В общем, если делить мир на черное и белое, то купцы, помещики и тд – черное, а вот крестьяне – круты)))

В отличие от дворян и купцов крестьяне выведены как главная опора русского общества, как «источник государственного избытка, силы, могущества» («Пешки») (Т. 1. С. 378). Радищев преклоняется перед гражданскими и семейными добродетелями крестьян и в этом смысле может считаться предшественником революционных разночинцев XIX в., в первую очередь Некрасова. Конечно, Радищев замечает и разврат («Валдай»), раболепие («Медное») некоторых крестьян, но эти пороки не распространяются на все сословие в целом и мыслятся как порча, привнесенная в народ крепостническими порядками. Поэтому в подавляющей своей массе крестьянство показано в «Путешествии» как лучшая, здоровая часть общества.

Образ крестьянина-пахаря, кормильца и созидателя, появляется уже в начале книги, в главе «Любани». От него веет спокойной уверенностью в своих силах. «Крестьянин пашет с великим тщанием... Соху поворачивает с удивительной легкостию» (Т. 1. С. 232). Эта тема будет продолжена и в главе «Вышний Волочок», и в «Пешках», и в ряде других глав. Крестьянин выступает в «Путешествии» и как защитник родины, ее главная военная сила («Городня»). Труд, близость к природе сохраняют здоровье и красоту сельских жителей. В главе «Едрово» путешественник с восторгом описывает «толпу» «баб и девок», стиравших свое «платье». «...Шеи голые, ноги босые, локти наруже... взоры веселые, здоровье на щеках начертанное. Приятности, загрубевшие хотя от зноя и холода, но прелестны без покрова хитрости; красота юности в полном блеске, в устах улыбка, или смех сердечный... зубы, которые бы щеголих с ума свели» (Т. 1. С. 302).

Автор любуется высокими нравственными достоинствами крестьян, в чем снова видит их превосходство над дворянами. Крестьянская девушка Анюта решительно отказывается от денег, предложенных путешественником, считая, что это может бросить тень на ее репутацию. Мать Анюты полностью одобряет решение дочери. «Я не мог надивиться, — пишет путешественник, — нашед толико благородства в образе мыслей у сельских жителей» («Едрово») (Т. 1. С. 307). Анюта трогательно делится с рассказчиком своими думами о будущей супружеской жизни, о муже, о ребенке.

Простому народу, по словам автора, присуще правильное понимание искусства, в котором он ценит простоту и задушевность. Об этом свидетельствует исполнение слепым певцом духовного стиха об Алексее человеке божием («Клин»). Его пение производит глубокое впечатление на слушателей.

Опираясь на просветительскую идею внесословной ценности человеческой личности, Радищев приходит к выводу, что крестьяне могут дать обществу свою интеллигенцию, В главе «Городня» выводится крепостной крестьянин, которому «добросердечный» помещик разрешил учиться вместе со своим сыном и который оказался в науках гораздо способнее молодого барина.

Самым веским доказательством одаренности простого народа является для Радищева судьба М. В. Ломоносова. Ему посвящена последняя глава, как бы венчающая всю книгу. Правда, республиканец Радищев не разделяет монархических взглядов Ломоносова, оды которого кажутся ему «лестью» Елизавете Петровне, но огромный талант этого ученого и писателя служит неоспоримым подтверждением могучих духовных сил, таящихся в крестьянских массах: «Человек, рожденный с нежными чувствами, одаренный сильным воображением, побуждаемый любочестием, исторгается из среды народныя» (Т. 1. С. 387).

Восхищаясь красотой крестьянства, Радищев с возмущением и болью говорит о его бедственном положении. Поэтому главной задачей, стоящей перед русским обществом, Радищев считает полное уничтожение крепостнических порядков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: