double arrow

I. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии

III. Методологические основы юридической психологии

Методология – учение о принципах построения, формах и способов познания.

4 уровня методологии:

1) общенаучная методология – характерна для любого научного знания;

2) частичная методология психологической науки;

3) специальная методология юридической психологии;

4) уровень методики юридико-психологического исследования.

1\2 Общенаучный и психологический принцип:

- принцип объективности – по объективным факторам (реальным);

- принцип детерминизма – причинно-следственная связь, рассматриваются все явления;

- принцип взаимосвязи и взаимодействия;

- принцип системности;

- принцип развития – выражает динамизм и изменчивость;

- принцип взаимосвязи психики и деятельности;

3 специальные методологические принципы юридической психологии:

- принцип психологической специфичности вскрывать и изучать явления через психологическую составляющую (допросы следователя);

- принцип юридической специфичности;

- принцип психологической целостности – полное исследование мира (индивидуально – характерологических и юридических аспектах);

- принцип гуманности и законности;

4 методика и методы исследования:

а) метод сбора фактической информации:

- анкетирование – при исследовании преступного умысла, причин преступности;

- интервьюирование – получение объективной информации о событии преступления;

- психологическое наблюдение – используется оперативными работниками, должно вестись в рамках закона;




- эксперимент – чаще используется лабораторный, при проведении СПЭ (судебно психологическая экспертиза);

- тесты – САН (самочувствие-активность-настроение), Розенцвейга, методика Кеттела, пятна Роршеха;

б) метод составления психологического портрета преступления;

в) метод психологического анализа уголовного дела;

г) СПЭ;

д) следственный или розыскной гипноз;

е) использование полиграфа (детектор лжи).

ТЕМА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Античность:Аристотель, Платон, Демокрит – вопросы справедливости.

Эпоха просвещения: объяснение причин преступности, сбор эмпирического (психологического) материала по деятельности суда и мест лишения свободы.

Россия XIII века:

- Посошков – классификация преступников, по степени преступности;

- Тахищев считал, что законы нарушают по незнанию нужно изучать их с детства;



- Радищев – обосновывал мир и предубеждение преступности, учитывал личность и его мотивацию.

- Френологическая технология Ф. Галя: по форме черепа можно определить наклонности;

- Чезаре Абразо – итальянский тюремный психиатр. Концепция прирожденного преступника.

Во второй половине XIX века:судебная реформа: принципы независимости судей и несменяемости.

- развивается физиология и психиатрия;

- Сеченов, Мясищев, Лазурский: теория личности основана на отношении человека к окружающему миру;

- Бехтерев, Корсаков, Сербский: психологические экспертизы;

- дискуссия о мотивах преступления – Достоевский, Чернышевский.

Концепции психологии и права: В 1906 г. вводится термин юридическая психология Эдуардом Клапаре (Сонди).

Три основных направления:

- криминальная;

- судебная;

- исправительная.






Сейчас читают про: