Структура, функции и средства общения

Тема: Общение.

СД, ЛД, МПД

Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке, наряду с категорией «мышления», «деятельность», «личность».

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

2. Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

3. Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов". В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Рассмотрение трёх сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стилей, методов общения.

Функции общения:

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2. Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

3. Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4. Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

5. Экспрессивная функция выражения переживаний и эмоциональных состояний

6. Социального контроля регламентации поведения и деятельности

7. Социализации – формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами

Средства общения.

Общение возможно только при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используется устная и письменная речь) и невербальные (когда применяются не речевые средства)


визуальные средства

Устная речь (жесты, мимика, пантомимика)

Письменная речь акустические средства:

паралингвистические

(интонация, ритм и т.д.)

экстралингвистические

(смех, плач, вздохи …)

ольфакторные средства

(запахи)

кинестетические средства (рукопожатие, поцелуй)

Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов и форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: