Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Функции дидактических средств




Методика профессионального обучения

План урока по дисциплине

Группа: МПО-39, МПО-40, МПО-41

Преподаватель: Птицына Ольга Михайловна

Дата проведения:22 января 2014г.

Тема урока:ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Метод проведения: индивидуальный, групповой.

Тип урока:сообщение нового материала.

Место проведения:21 аудитория

Время проведения: 12:30

Количество учащихся на уроке: студентов

Инвентарь:конспект, проектор

Цель урока:

- образовательное: Изучить дидактические средства производственного обучения, их классификацию и применение.

- воспитательное: культуру поведения и общения будущих педагогов;

- развивающее: Развить умение общения, умения различать дидактические средства;

Форма урока: лекция с элементами беседы

Организационная часть (приветствие, перекличка)

Вводная часть урока:

- сообщить тему урока «Дидактические средства производственного обучения»

- актуализировать цель урока: данная тема ознакомит студентов

Основная часть урока:

- изложение нового материала;

- закрепление материала

Заключительная часть урока:

Закрепление изученного материала – устный опрос.

Необходимым компонентом правильно построенного занятия по производственному обучению являются дидактические средства. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются мастер и учащиеся для более эффективной реализации задач образования.

Использование дидактических средств при обучении по специальности – непременное условие учебно-воспитательного процесса.

Ученые-педагоги считают дидактические средства необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения. Они подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности. Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и представлений, на которые опираются косвенное сознание, мыслительная, учебно-практическая деятельности. Подчеркнем: дидактическими средствами являются как все предметы реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми педагог воздействует на зрение, слух, осязание учащихся.

Польский ученый И. Зборовский предложил классифицировать обучающие средства в соответствии с тем, какие функции они выполняют в процессе обучения:

- служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

- является средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);




- представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Значительное расширение обучающих средств, происходит за счет современных технических новшеств, отсюда выходят дидактические средства нового поколения, имеющие такие функции:

- мотивационная (значительно повышается интерес к предмету);

- информационная (актуализируется передача информации);

- оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

Понятно, что и эти функции выступают вместе как слагаемые, образуют структуры; вместе с тем информационная функция в любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминирующую роль.


Классификация дидактических средств

Существуют различные классификации дидактических средств, они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный.

Визуальные средствавключают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы (черно-белые и цветные), символы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении. Особенно ценно, если у педагога есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Визуальные средства помогают уяснить ход производственного процесса, его стадии (технологические карты). Когда мастер во время инструктажа последовательно накладывает друг на друга кодограммы, на каждой из которых показываются изменения, происходящие в процессе обработки, то постепенно формирующийся образ становится необычайно запоминающимся.



Аудиальные средства обучения имеют более ограниченное применение при производственном обучении, чем на уроках иностранных языков, литературы, при формировании музыкальной культуры. Однако, например, преподавая автодело, педагог имеет возможность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправного двигателя и характерными сбоями, «фальшью» в звучании разладившегося мотора. Добавим: открытия последних лет показывают, чтометаллы перед разрушением издают «предсмертные вздохи». Прослушав эти интригующие звуки в сочетании с рассказом о пределах прочности на растяжение или сжатие различных материалов, учащиеся могут получить необычайное по силе впечатление.

Огромную роль в производственном обучении могут сыграть аудиовизуальные средства. Они оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора – зрительный и слуховой, – они привлекательны в преподавании практически всех разделов.

Учебный звуковой фильм (видеофильм) закрепляет представления о предметах, явлениях, процессах, позволяет показывать их неоднократно. В этом заключены немалые дидактические достоинства, так как педагог получает возможность концентрировать внимание учащихся на процессах, не доступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния (даже показывать межкристаллитные явления), показывать процесс в ускоренном или замедленном течении, наглядно представлять его средствами мультипликации и т.д.

Поэтому аудиовизуальные средства можно использовать на любом этапе занятия и изучения темы: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении, а иногда для контроля и оценки результатов работы.

Отдельную группу составляют средства, частично автоматизирующие процесс обучения: программированные учебники, дидактические машины, ЭВМ, лабораторные или учебные комплексы на основе микропроцессорной техники и т. п.

Таким образом, отличаясь функциональным воздействием, дидактические средства в своем большинстве многообразны, и лишь некоторые из них предполагают жесткое классифицированное разделение. Вместе с тем надо четко сознавать: дидактические средства должны использоваться в тесной связи с другими составляющими процесса обучения. Их подбор зависит от целей и методов учебной работы, возраста обучаемых. Скажем, использование на каком-то занятии лекции как основного метода обусловливает и применение дидактических средств, отличное от того, что соответствует выполнению лабораторно-практической работы.

Научные исследования последних лет (Институт новых технологий образования) показали: люди усваивают 20 % услышанного и 30 % увиденного. Но запоминают более 50 % того, что видели и слышали одновременно.

В арсенал дидактических средств педагога профессионального обучения могут входить такие приспособления и устройства:

Доски для работы мелом, магнитные, фланелевые, световые (проекторы письма, позволяющие рисовать и писать на обычной бумаге не отходя от стола (учащиеся видят увеличенное изображение на экране) и др.

Устройства для светопроекции: проекторы неподвижных изображений, проекторы немого кино (большинство – для пленки 8 мм), оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения (кодоскопы), специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства, оптические экраны и др.), вспомогательные устройства типа бегущей строки, затемнения и т.п.

Устройства для записи и воспроизведения звука: системы для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.).

Аудиовизуальная техника: видеофоны, проекторы звукового кино, диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, учебное телевидение в замкнутой системе.

Дидактические машины: устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие в другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы типа КИСИ и др.), тренировочные устройства и симуляторы (тренажеры), полифункциональные устройства, специальные устройства (например, стенд-машины) и т.п.

Копировальная, множительная техника для воспроизведения текстов и образов: ротапринты, ксероксы, фотокопирующие устройства.

Приемные устройства средств массовой информации: радио, телевидение.

Электронные цифровые машины: компьютерная техника

Научно-информационная техника: устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные карточки.

Комплексные учебники и программированные тексты: для обучения традиционными методами; для программированного обучения.

Аппаратура объемного изображения: проекторы, голография.


Особенности применения некоторых





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 3979; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10795 - | 8075 - или читать все...

Читайте также:

 

35.173.57.84 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.063 сек.