Компоненты учебной
деятельности
|
Виды развивающих задач
| Приемы определения степени их решения
|
Мотивация учения
| Способствовать актуализации привычных мотивов и появлению на основе постановки новых целей новых мотивов. Расширять мотивационную сферу учащихся и строить иерархию мотивов на основе подчинения их друг другу. Добиваться осуществления перевода внешних мотивов во внутренние, появления личностного смысла учения.
Формирование у ряда мотивов новых качеств: самостоятельность, устойчивость, сила и др.
| Наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности
|
Учебная задача
| Добиваться понимания учениками смысла тех заданий и упражнений, которые они выполняют (для чего мы это делаем, что мы усваиваем), создавать в ходе этого мотивацию ученика, ибо без этого он является только исполнителем, а не субъектом учения.
Добиваться активного включения учеников в анализ задачи с учетом своих реальных возможностей. Повышать уровень притязаний учеников.
Подводить учеников через столкновение с трудностями к постановке задач (что надо усвоить, чтобы преодолеть эту трудность).
Поощрять постановку учеником более сложных задач самообучения и саморазвития.
| Диагностика в ходе урока (беседа, интервью, эксперимент).
|
Учебные действия
| Развивать у учащихся внутренний план действий. Переводить учеников от действий со схемами к действиям в уме, при затруднениях возвращаться к развернутому выполнению действий и операций с опорой на наглядность.
Отрабатывать учебные действия школьников, осуществлять их перевод от операции к действиям, затем к способам и приемам, умениям и навыкам. В случае затруднений школьников опять спускаться от навыков и умений к действиям и операциям.
Формировать у школьников умственные действия сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования; приемы запоминания, сосредоточения внимания, восприятия, воображения. Способствовать развитию приемов творческого и проблемного мышления.
| Эксперимент, анализ продуктов деятельности, наблюдение на уроке.
|
Контроль и
оценка
| Формировать у учеников все виды контроля, умение оценивать себя, давать реалистическую самооценку своих возможностей; постоянно привлекать учеников к самооцениванию, повышать их самооценку. Учить школьников умению оценивать отдельные стороны и части своей работы, ставить школьников в разные позиции оценивающего и оцениваемого.
Развивать у школьников самосознание, рефлексию на способы своей учебной работы, на качества своей личности в ходе учения.
| Беседа, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент
|
Знания
| Изучать психологические особенности знаний учащихся. Обеспечивать наличие у школьников всех параметров знаний. Добиваться наличия не только знаний о фактах и отдельных понятиях, но и знаний о способах деятельности
Переводить школьников с этапа заучивания на этап понимания, далее на этапы применения, оценивания; преодолевать формализм в знаниях (заучивание без понимания, без применения и т.д.).
Обеспечивать у учеников не только воспроизведение заданных знаний по образцу, но и искать новые нестандартные пути их добывания и применения.
Обучать школьников выделению ключевых идей, ведущих принципов учебного предмета. Формировать у учащихся приемы применения знания в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний. Расширять запас знаний, учить приемам их запоминания. В целом добиваться не только запаса знаний, но наличия их качеств: обобщенности, системности, гибкости, действенности и через организацию учебной деятельности
| Диагностика в ходе устных опросов и письменных контрольных работ
|