Ключевые понятия. Часть 4. Развивающие задачи урока

Узловые вопросы

Часть 4. Развивающие задачи урока

Мыслительные действия с понятиями

Отличия и взаимосвязи понятия и представления

Условия формирования понятий

1.Особенности мотивации учащегося.

2.Наличие соответствующих знаний и умений.

3.Предварительный анализ сущности мыслительной задачи и оценка возможных ее решений.

4.Направленность мышления на соответствующие функции, свойства объекта.

5. Целенаправленные усилия, поиски и многократные попытки с проверкой результатов.

Представление Понятие
Образно - наглядно Не наглядно
Отражает явления в его более или менее непосредственной данности В нем преодолевается ограниченность явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязях
Явление Сущность
Выражает единичное Выражает общее
Образ, возникающий в индивидуальном сознании Опосредованное словом образование, продукт исторического развития
О б о б щ е н и е Означает поиск более общего, родового понятия, подчиняющего данное (например, гвоздика – цветок).
О г р а н и ч е н и е Означает поиск более частного, видового понятия, подчиненного исходному (например, гвоздика – розовая гвоздика).
О п р е д е л е н и е Предполагает выделение родового понятия, в которое включается данное понятие, а также поиск видовых признаков (таких качеств, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие). Родовые и видовые признаки называют существенными.
У с т а н о в л е н и е отношений между понятиями Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются: род – вид, вид – вид, часть – целое, причина – следствие, последовательность, функциональные отношения, противоположность.
П о д в е д е н и е под понятие Означает отнесение объекта к тому или иному понятию при условии, что он обладает всей системой необходимых и достаточных признаков (верно для конъюнктивных понятий). Для дизъюнктивных понятий при отнесении предмета к данному классу предметов достаточно наличия лишь одного из указанных признаков.

1.Виды развивающих задач.

2. Приемы определения степени решения поставленных задач урока.

Развивающая задача – задача, которую ставит учитель по переводу учеников с одного уровня усвоения знаний, умений, навыков на другой; по анализу не только результатов, но и способов деятельности; по учету не только достижений, но и затруднений учеников, а также по формированию их собственной активности и инициативы в учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: