Причины психических состояний

Человек всегда осознает свое психическое состояние, если обратит на него внутринаправленное внимание. Но далеко не всегда понимает причины его возникновения.

Причины психических состояний, как и других психических явлений, заключаются в действии среды на человека, но либо более сильном, либо более длительном, чем вызывающее психический процесс.

В конкретных условиях практической деятельности причинами того или иного психического состояния могут быть: состояние здоровья; ожидание приятного или неприятного; хорошее или плохое впечатление от окружающего; радостные или печальные воспоминания; настроение окружающих (руководителя или товарищей); характер работы (темп, ритм, усилия и т.д.); успешность или безуспешность работы; тон общения с окружающими.

Но все эти конкретные причины сводятся к трем основным:

- в каком состоянии находится организм человека;

- удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности;

- как переживает он воздействия среды.

От внутреннего состояния человека, воздействий среды и потребностей зависит, будет ли психическое состояние оптимальным, стрессовым, депрессивным или внушенным.

Оптимальное психическое состояние может быть создано успешным удовлетворением главной потребности и уверенностью в удовлетворении других потребностей. Ведь «пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и самим собой». Создается оно и удовлетворенностью своей ролью и значимостью в среде; уверенностью в успехе выполняемого дела, порожденной знаниями, навыками, умениями, мастерством и успехами в предыдущих делах; знанием условий деятельности и предвидением посильных осложнений; привычностью условий выполняемой деятельности, темпа и ритма работы.

Стрессовое психическое состояние может быть вызвано одной или совокупностью следующих причин: непосильностью, неподготовленностью и неуверенностью в успехе; преувеличением опасности и повышенной впечатлительностью; переоценкой ответственности; плохим самообладанием; наличием желаний, превышающих возможности их удовлетворения.

Оно возникает в результате длительного перевозбуждения нервной системы, порожденного сложной совокупностью, неблагоприятных обстоятельств жизни и деятельности. Стресс — это результат воздействий на человека весьма неблагоприятных для него конфликтных ситуаций бытового, учебного или производственного характера.

Депрессивное психическое состояние обычно возникает: от осознания невозможности удовлетворить какую-либо насущную потребность; безуспешности усилий и сплошных неудач в жизни и деятельности; унижения достоинства личности окружающими; неудовлетворенности работой; переутомления и плохого состояния здоровья.

Суггестивное психическое состояние обусловливается, как было уже показано, гетеросуггестией или аутосуггестией. Однако степень внушаемости зависит от индивидуально-психологических особенностей и конкретного психического состояния суггеренда во время гетеросуггестии. Чем ниже уровень осознанности воздействий и критичности к ним суггеренда, тем выше степень внушаемости. А уровень осознанности и критичности суггеренда зависит от его психических свойств, состояний, особенностей психических процессов и от отношения к суггестору во время гетеросуггестии.

Не зная конкретных причин, например, стрессового или депрессивного состояния учащихся, невозможно изыскать способы устранения этих отрицательных психических состояний и вызвать у учащихся оптимальное для данных учебных занятий, обеспечивающее наибольший успех обучения и воспитания. Успешность выявления конкретных причин создавшихся у учащихся психических состояний зависит от обоснованности анализа их проявлений.

Анализ психических состояний учащихся с целью выявления и последующего устранения причин отрицательных состояний и усиления положительных наиболее целесообразно осуществлять в такой последовательности:

1. Выяснить общее настроение. Оно заметно по выражениям лица (или лиц, если выясняется настроение группы), по веселому, возбужденному или омраченному взгляду, по оживленности или вялости движений, по громкости и четкости речи. Когда это не удается или впечатление неопределенное, то можно и спросить учащихся об их настроении.

2. Вскрыть доминирующие психические состояния, создающие плохое или неудовлетворительное настроение. Они в большинстве случаев видны уже в характере настроения, в его окраске, но этого бывает недостаточно, поэтому можно узнать о них путем косвенных вопросов учащемуся, например: как себя чувствуете? Почему грустный вид? Какие известия от семьи? Чем занимались вчера и каковы успехи? Как спали? и т. п.

3. Найти причину доминирующего психического состояния. Если оно выражается, например, в неудовлетворенности или обиде, то уже нетрудно предположить причины этих психических состояний, а затем проверить прямыми вопросами: чем неудовлетворены или обижены? Что испортило настроение? Вполне возможно, что учащийся не сможет или не пожелает определенно ответить на эти и подобные вопросы. В таком случае преподавателю придется временно ограничиться своими предположениями и повнимательнее присмотреться к этому учащемуся, чтобы подтвердить или опровергнуть их.

4. Воодушевить учащихся каким-либо приятным сообщением и проследить путем наблюдения, какое воздействие оно окажет на их психическое состояние, с тем чтобы определить его стойкость и силу, а затем выяснить и устранить причины плохого настроения указанными способами только у тех, на кого это сообщение не окажет положительного влияния.

УПРАВЛЕНИЕ НАСТРОЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ

Настроение как целостное психическое состояние весьма неустойчиво, оно может повышаться и понижаться, превращаться из положительного в отрицательное и наоборот в зависимости от стихийных воздействий среды.

Эти колебания и изменения настроения человека могут вызываться и преднамеренно посредством, например, художественной литературы, театральных постановок, музыкальных произведений, телепередач, радиовещания, словесных разъяснений и внушений при общении и т. д.

Настроение работающих не должно быть стихийным, никем не управляемым. Настроением надо управлять.

У мастеров высокого класса во всех видах наиболее ответственной деятельности проявляются своеобразные психические состояния: готовности, наивысшего напряжения и сосредоточения во время действий — и разрядка.

Это разные психические состояния, которые у них уже стали привычными. Учащиеся не только не имеют таких привычек, но и не знают, как готовиться к ответственному делу, в каком состоянии его осуществлять и как снимать напряжение после выполнения учебного задания, поэтому их надо сначала настраивать на такие психические состояния, управлять их настроением и обучать самонастраиванию.

Управление любой сложной динамической системой, в том числе и управление настроением учащихся, может быть эффективным только тогда, когда оно имеет строго определенную цель, систематически программируется, постоянно контролируется и своевременно регулируется.

Цель управления настроением учащихся заключается в том, чтобы на всех теоретических и практических занятиях оно было оптимальным, т. е. наилучшим для конкретного вида учебной или производственной деятельности.

Знать техническую структуру деятельности — значит ясно представлять себе то дело, которым должны будут заниматься учащиеся.

Рассмотрим все это на трех примерах, предложив читателям конкретизировать их применительно к своим условиям.

Слушать лекцию преподавателя, запоминать и конспектировать ее содержание — значит находить в содержании главное, обдумывать его, сравнивать новое с известным. Здесь нужны оптимальные состояния заинтересованности, сосредоточенности на воспринимаемом материале и усидчивости.

Самостоятельное решение учащимися заданных преподавателем каких-либо задач требует от них уже несколько иной психологической структуры деятельности и другого психического состояния. Надо хорошо понять задачу, вспомнить правила решения подобных задач, обдумать план решения и практически его осуществлять, постоянно контролируя правильность и результаты действий. При этом важно прежде всего чувство ответственности за своевременность и правильность решения задачи, состояние временной отчужденности от соучеников, замкнутости, высокой концентрации внимания, малой подвижности, некоторой скованности.

И совсем другой будет психологическая структура деятельности во время лабораторных работ с какими-либо техническими средствами. Здесь тоже нужны заинтересованность, ответственность, внимательность и сообразительность, но кроме этого потребуются находчивость, подвижность, расторопность, строго определенная последовательность, точность действий и почти постоянное общение с преподавателем и соучениками.

Программирование, т. е. преподавание, порядка действий преподавателя по созданию у учащихся оптимального настроения сводится к последовательному решению следующих задач:

1. Выяснить настроение учащихся, только что пришедших на занятие, путем наблюдения за их поведением непосредственно перед началом и в самом начале занятий.

2. Определить, в чем фактически проявляющееся настроение всей группы или отдельных учащихся не соответствует требующемуся для данных занятий, при этом хотя бы предположительно вскрыть причины отрицательных психических состояний.

3. Устранить отрицательные психические состояния и создать оптимальное настроение всей учебной группы.

Выяснение настроения учащихся не представляет трудностей. Для этого достаточно увидеть, шумно или тихо они заходят в учебные помещения, громко или тихо разговаривают, кто излишне возбужден, а кто замкнут. Заметно их состояние и по лицам, выражениям глаз, по позам и движениям. Определить несоответствие психического состояния требующемуся тоже нетрудно, если преподавателю хорошо известно, каким оно должно быть, и сам он настроен так, как этого требует предстоящее дело; при таком состоянии легко «бросаются в глаза» все мелочи, которые ему не соответствуют.

Гораздо труднее определить способы устранения отрицательных психических состояний и создать оптимальное настроение у всей учебной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: