Направления в исламе

Хотя ссылки на Коран способствует единству всего ислама, в нем, как и в других великих религиях, существуют различные течения, разногласия и внутренние деления, причина которых чаще кроется в соперничестве политических интересов или личных амбиций, чем в религиозных вопросах. Ислам больше, чем многие другие религии, стремится управлять всей жизнью общества и, естественно, больше вовлечен в политическую жизнь. Наконец, равенство мусульман перед законом Корана допускает (возможно, больше, чем в религиях, имеющих строгую иерархию) многие трактовки, касающиеся положений, не определенных в Коране, или послекоранического предания.

Основные направления в исламе:

 
 
КОРАН, Слово Божье


           
   
 
   
 


       
   
 


Шафииты

На протяжении всей истории ислама мы видим распространение конфликтов, в которых причудливо смешивались политические и религиозные факторы. Причем, не всегда можно было уверенно определить, какие факторы преобладают. Политическое соперничество, таким образом, чаще всего оправдывается и объясняется религиозными мотивами, которые сохраняются и после исчезновения политической проблемы, оставляя часто глубокий след в самом исламе.

Тем не менее, можно прояснить ситуацию с наличием различных течений и тенденций в исламе, объединив их в три большие группы весьма неравной значимости:

• суннизм;

• шиизм;

• хариджизм.

Первая группа (суннизм) включает подавляющее большинство мусульман (около 90 °/о).

Приверженцы шиизма насчитывают чуть более 10%, а хариджизм можно было бы обойти молчанием, если бы он не иллюстрировал зарождение того, что некоторые называют сектой.

Главное, что разделяет эти три группы, — вопрос о законности халифа, призванного руководить мусульманской общиной и являющегося преемником пророка Мухаммеда.

Сунниты считают преемниками пророка его соратников. В свою очередь, преемников самих соратников пророка назначали самыми различными способами — вплоть до наследственного халифата. Для шиитов законность назначения халифа связывается только с потомками пророка или его зятя Али. Хариджиты считают, что любой добродетельный верующий может руководить общиной, если она его назначит. Эти разногласия в вопросе о законности датируются первыми годами ислама: 657 г. — битва при Саллине, когда сторонники Али, зятя пророка Магомета, четвертого халифа, сражались против Муавии, правителя Сирии, назначенного третьим халифом Османом, которого Али хотел сместить. Во время битвы, когда преимущество, казалось, было на стороне Али, сторонники Муавии попросили перемирия, прикрепив к копьям листы со стихами из Корана. Третейский суд был неблагоприятным для Али. Некоторые сторонники Али упрекали его за то, что он согласился на этот суд, продолжая отвергать Муавию, который осмелился сражаться с Али, — они стали хариджитами (от глагола «хараджа» – «отойти вовне»). Другие остались сторонниками Али. Это шииты («шиа» означает «присоединяться»). Остальные — сунниты (от «сунна» — «путь, пример»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: