Важнейший характеристикой мышления является такое его качество как интеллект

Интеллект – это устойчивая структура умственных способностей индивида; уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям; понимание существенных взаимосвязей действительности; включенность индивида в социокультурный опыт социума. Интеллектуальные возможности человека проявляются тогда, когда необходимо трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем - в систему решаемых задач.

Показателем развитости интеллекта является несвязанность индивида внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов) отсутствие у него ксенофобии - боязни нового, необычного.

Существенное качество ума индивида – предвидение возможного развития событий, последствий своих действий. Способность предвидеть предупреждать и избегать ненужных осложнений – признак развитости интеллекта.

На умственное развитие индивида влияют следующие факторы:

1) особенности питания ребенка (особенно в первые 1,5 года);

2)психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых;

3) число детей в семье, ее социальный статус (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе).

4 вопрос:

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Воображение – это очень сложный и многомерный психический процесс, характеризующийся одновременно несколькими квалификационными параметрами.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется в ходе целенапрвленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе связано с непредметным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта выделяют два вида воображения: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память. Продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов.

Основанием для следующей классификации являются мотивы, побуждения человека к созданию новых образов. Этот критерий позволяет выделить два вида воображения: прагматическое и гедонистическое. Прагматическое воображение имеет четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач. Мотив гедонистического воображения лежит в самом процессе фантазирования и творчества.

Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модальности (форме). В зависимости от этого различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение. Наиболее распространенным из них является зрительное воображение. Особенно хорошо оно развито у художников. Слуховое воображение реализуется на основе слуховых образов. Оно необходимо музыкантам. Осязательное воображение у большинства людей развито незначительно. В основном оно представлено у слепорожденных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием. Обонятельное и вкусовое воображение «обслуживают» пищевую потребность человека.

В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов, можно выделить еще два вида воображения: предметное и социально-психологическое. Содержание предметного воображения определяют образы предметной среды: природной и созданной человеком. Оно необходимо инженерам, дизайнерам, кулинарам, портным и т. д. Содержание социально-психологического воображения представлено образами людей. Оно «обслуживает» общение и выступает как инструмент решения психологических задач.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами, осуществляется с помощью особых психических действий – приемы создания образов. Уровень развития воображения определяется тем, в какой мере человек владеет ими. К ним относят агглютинацию, аналогию, гиперболизацию, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов.

Аналогия – это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие.

Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении размеров объекта или количества его отдельных частей и элементов (Гулливер, мальчик с пальчик и др.).

Акцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств.

Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, национальной).

Придача заключается в том, что объекту приписываются не свойственные ему качества и функции (золотая рыбка, ковер-самолет и др.).

Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве.

Перечисленные приемы творческого воображения работают как единая система, зачастую довольно плохо осознаются субъектом. Поэтому при создании одного образа могут быть использованы сразу несколько из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: