Современные концепции личности в психологии

За всю историю становления психологической науки сформировалось довольно большое количество различных теорий и концепций личности. В истории теоретических исследований в области психологии лич­ности можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собствен­но экспериментальный.

Вопрос 2. Основные психологические теории личности.

Рис. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Биологические особенности человека, составляя материальную основу формирования этого качества, непосредственно в структуру личности не входят. Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности.

Проблема личности – это комплексная проблема. Она изучается философией, социологией, психологией, педагогикой, историей, политэкономией, юридическими и другими науками. Каждая из них исследует определенные стороны этого сложного общественного явления.

Что же такое личность с психологической точки зрения? Каковы ее важнейшие отличительные признаки?

Под личностью в общей психологии понимается система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося конкретным видом деятельности и обладающего индивидуальными особенностями.

Отличительными психологическими признаками личности являются:

1) сформированность психологических свойств и качеств;

2) сознание, т.е. способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события;

3) самосознание – способность осознавать самого себя;

4) саморегулирование, т.е. управление своим поведением и деятельностью;

5) активность, проявляющаяся в конкретной деятельности (эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдающейся личности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения, коррупция и др.) Тогда такого человека называют ущербной, асоциальной личностью. В юридической психологии, например, изучается личность преступника).

6) индивидуальность, т.е. неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик человека и отличающих одну личность от другой (иначе говоря, личность имеет свое лицо, свое "Я", свой стиль мышления, деятельности и поведения).

Первый период берет свое начало от работ древ­них мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философ­ско-литературный период ее изучения явились вопросы о нрав­ственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно ши­рокими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание лич­ности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, при­надлежит ему, касается его. В художественном творчестве, фи­лософии и других социальных науках такое понимание лично­сти вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполнен­ных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писате­лями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблю­дения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдае­мое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человече­ской личности. Этот период и получил название клинический. В клинический период в центре внимания психи­атров оказались особенности личности, обычно обнаруживаю­щиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбуди­мости. Определения личности врачами-психиатрами были да­ны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для ре­шения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целост­ного описания психологии личности являлось слиш­ком узким. В него не входили такие качества личности, кото­рые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, по­рядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

В первые десятилетия XX в. изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный ха­рактер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фак­тов, на основе которых затем можно было бы строить экспери­ментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении лич­ности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Экспериментальный период в исследованиях личности на­чался в тот момент, когда в изучении основных познавательные процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он сов­пал по времени с общим кризисом психологической науки, од­ной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Гос­подствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состоя­ния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социальной поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р.Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все кроме главного действующего лица — личности.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом — Г. Айзенком и Р.Кетеллом. А.Ф Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором моя но было получать и обобщать данные, касающиеся психологи и поведения здоровой личности. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки дан­ных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распростра­ненные и индивидуально устойчивые черты.

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, полу­чившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводи­мым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экс­периментального периода разработки проблемы личности, наи­более удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально свое­образная совокупность психофизиологических систем — черт лич­ности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различ­ных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой (см. рис.).

 


Если подходить к определению современных теорий лично­сти формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам лич­ности.

Интеракционистскими называют теории, основанные на прин­ципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управ­лении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, постро­енные на анализе и обобщении собранных опытным путем фак­торов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых глав­ной проблемой является выяснение структуры личности и сис­темы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — пре­образование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогиче­ской психологии, построен на рассмотрении ограниченного возра­стного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий лич­ности на типы выступает то, на что в них обращено преимущест­венное внимание: внутренние свойства, черты и качества лично­сти или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы под­робнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, струк­турно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и опи­сывающих его как личность в понятиях, характеризующих внут­ренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобще­нии жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-пер­вых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследова­тели получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленно­го набора личностных черт также оказываются весьма различ­ными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение че­ловека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение челове­ка, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распро­странение концепция личности, названная теорией социального научения, возникшая в рамках бихевиористического направления.

С точки зрения бихевиоризма (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, и др.), личность человека, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реак­ция» (S—R) являлась ведущей в бихевиоризме. С позиции бихевиоризма, личность — все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личностьорганизованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособ­лены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к фор­мированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запро­граммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои кон­цепции в новом освещении — в теории социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характе­ристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков. По мнению А.Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подра­жать поведению других людей с учетом того, насколько благо­приятны могут быть результаты такого подражания для нас. Согласно бихевиоризму, поведением человека можно и нужно управлять, используя ряд психологических законов:

1) закон эффекта (положительное подкрепление правильных реакций спо­собствует закреплению этих реакций в поведении, свойствах лич­ности);

2) закон субъективной ценности подкрепления (необхо­димо учитывать, что является наиболее ценным, привлекатель­ным, значимым для конкретного человека);

3) закон оперантного обуславливания (если человек знает или предполагает, что после его действий могут быть негативные для него последствия, то он склонен от этих действий заранее отказаться);

4) закон субъек­тивной вероятности последствий (если человеку кажется, что вероятность наступления негативных последствий его действий мала, он может пойти на риск);

5) закон подражания (человек способен, не задумываясь, подражать поведению других людей, привлекательных или авторитетных для него);

6) закон влияния типа личности (легче управлять поведением экстерналов — тип личности, склонный приписывать ответственность за происходящие с ними события на внешние обстоятельства и других людей. Интерналы — тип личности, склонный брать на себя ответственность за все хорошее и плохие события своей жизни).

Изменяя внешние факторы (ситуации, подкрепления, вероят­ности наступления событий, образцы для подражания), по мне­нию бихевиористов, можно управлять поведением и формирова­нием личности (независимо от мыслей, чувств самого человека).

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию лич­ности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использую­щих для описания его как личности внутренние психологиче­ские свойства индивида, в первую очередь его потребности и Мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с верши­ной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, Что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разра­ботанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознатель­ном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в со­ответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ори­ентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководству­ется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов).

«Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» лично­сти — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с кото­рыми данный человек вступал в длительное общение и личные Контакты на протяжении жизни, а также произведения литера­туры и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальны­ми и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоре­чия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципом реальности, стремится разум­но примирить обе конфликтующие стороны таким образом, что­бы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и бес­покойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоцио­нально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных проти­воречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить («Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных со­стояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так на­зываемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к от­рицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы в виде таких форм такого поведения как неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавле­ние относится к блокированию со стороны «Я» внутренних им пульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживай и как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение.

3. Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Наиболее типичные приемы ра­ционализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совер­шенного нежелательного действия «объективными» сложивши­мися обстоятельствами.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от са­мих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Та­кая тенденция и получила название «формирование реакции».

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и чер­ты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессоз­нательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстра­ненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удов­летворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно до­пустимым способом.

8. Сублимация. Проявление подавляемых влечений реализуется в социально-полезном виде деятельности (трудовой, творческой, учебной и т.п.). Это наиболее положительный механизм психологической защиты.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сно­видениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов не­однократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации чело­века, отождествления мотивов его социального поведения с био­логическими потребностями животных и принижения роли со знания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов по­ложений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизнен­но правдивыми, нельзя считать научно доказанными, так как столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, производились только на основании клини­ческих наблюдений за несколькими пациентами. В свою очередь, ученики Фрейда, неофрейдисты Г.Адлер, Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм в противовес избыточной акцентуации Фрейдом внимания на детских сексуальных проблемах показывают значимость не только биологических, но и социальных факторов при формировании человеческого самосознания. При этом подчеркивается роль семьи как микросоциума, воздействие на формирование личности характеров других окружающих людей, их авторитета и ожиданий, предъявляемых требований, а также модель их поведения между собой как пример для подражания. В их работах подчеркивалось взаимное влияние человека на общество и общества на человека как непременные слагаемые общественной жизни, которые одновременно формируют личность и определяют пути движения общества.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно от нести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в термина внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено и описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в само сознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение, поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая свою теорию личности Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наде­ленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспек­тивы собственного развития. Основные вопросы, которые каж­дый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положитель­ной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь Может неверно отражать реальность, быть вымышленной и иска­женной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главен­ствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изуче­нии психологии личности, несмотря на значительные расхож­дения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концеп­цией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружаю­щими самоактуализирующаяся личность.

На главный вопрос его теории — что такое самоактуализа­ция? — А.Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуали­зирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень цен­ным для них — это своего рода призвание»[1]. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, кра­сота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для само­актуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно воз­никающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность вы­бирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на соб­ственные силы, наличие у человека самостоятельного, незави­симого мнения по основным жизненным вопросам. Это — про­цесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе»[2].

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистиче­ская психология из всех зарубежных концепций является наи­более близкой к взглядам наших психологов.

Когнитивные теории личности («когнитивный» происходит от латинского глагола — знать) исходят из понимания челове­ка как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать, надо принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту (Брунер, Жан Пиаже, Зибардо, Дж. Келли и др.). Представители данного направления выделяют в поступке человека три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при вы­полнении определенного действия. При этом, внешне похожие поступки мо­гут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Таким образом, когнитивное направление подчеркивает влияние интеллек­туальных или мыслительных процессов на формирование личности и поведение человека.

В отечественной психологии наиболее известные исследова­ния в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н Леонтьев, Л.И. Божович.

Теорию, предложенную Л.И. Божович, по приведенной вы­ше классификации можно отнести к разряду психодинамиче­ских, экспериментальных, структурно-динамических, охватыва­ющих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович по­казала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жиз­ни формируется определенный взгляд на мир, названный внут­ренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характери­стик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимает­ся как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и раз­вития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, тео­рию А. Н Леонтьева можно оценить как психодинамическую, не­экспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологиче­ских (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристи­кой личности у А.Н Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредствен­но направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем ши­ре, разнообразнее виды деятельности, в которые личность вклю­чена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

Таким образом, с каждым типом теорий, рассмотренным выше, связано свое особенное представление о раз­витии личности. Психоаналитическая теория понимает разви­тие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласо­ванных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассмат­ривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития лично­сти сквозь призму формирования определенных способов меж­личностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс станов­ления «Я».

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, сис­темное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий.

Вопрос 3. Психологическая структура и содержание личности.

Психологическую структуру личности можно рассматривать с различных позиций. По формам функционирования психических явлений внутренний мир человека включает: психические процессы, состояния, образования и свойства, которые в то же время представляют собой различные уровни структурных элементов личности. Данная трактовка структуры личности и будет выступать для нас в качестве основной.

Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности человека являются психические процессы, выступающие в качестве первичных регуляторов его поведения. Они кратковременны, имеют определенное начало, течение и конец. На их основе возникают психические состояния, осуществляется формирование психических образований, свойств личности, приобретение жизненного опыта.

К психическим процессам относят познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление и речь. С помощью этих процессов человек отражает окружающий мир и ориентируется в обстановке. Нормальное функционирование познавательных процессов представляет собой важную предпосылку эффективности его учебной и трудовой деятельности. Эти процессы присущи каждому человеку, однако они различаются своими качественными характеристиками.

Человек не только отражает окружающий мир, происходящие в нем события, но и определенным образом относится к ним, переживает это отношение в виде радости, негодования, злости и т.д. Личностные переживания принято называть эмоциональными процессами, на основе которых формируются чувства. Эмоции и чувства оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека.

Достижение положительных результатов в деятельности сопряжено с преодолением значительных трудностей, постановкой целей и борьбой мотивов, принятием решений, мобилизацией внутренних сил, проявлением настойчивости, усилиями в управлении самим собой. Все эти явления называются волевыми процессами. Высокие волевые качества являются важной психологической предпосылкой успешной деятельности человека.

В структуру психологии личности входят и психические состояния. Они представляют собой функциональный настрой психики человека, оказывают положительное (подъем, активность, собранность, воодушевление) или отрицательное (угнетенность, подавленность, пассивность, боязнь, страх) влияние на его работоспособность, эффективность трудовой деятельности.

На основе психических процессов осуществляется также формирование психических образований – прежде всего знаний, навыков, умений, характеризующих уровень профессиональной подготовленности человека и вместе с профессионально важными качествами составляющих его мастерство.

К психологическим свойствам личности относятся ее направленность, характер, темперамент, способности. Направленность выражает систему внутренних побуждений и жизненных целей человека, характер – особенности его отношений, темперамент – динамику протекания психических процессов, способности – возможности по овладению какой-либо деятельностью. Находясь в диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими образованиями, психологические свойства являются основными компонентами структуры личности, они составляют ее ядро.

Понятие психологической структуры личности имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно нацеливает психологию на исследование закономерностей, фактов и условий формирования и развития личности человека с целью выработки практических рекомендаций по повышению эффективности обучения, воспитания и руководства людьми. Кроме того, психологическая структура личности является своеобразной схемой (программой), позволяющей целеустремленно, организованно и последовательно изучать индивидуально-психологические особенности конкретного человека. При этом важно выявить не только структурные элементы, имеющиеся у каждого человека, но и их содержание, отличающее одну личность от другой.

Содержание личности – это, прежде всего ее духовный мир, индивидуальное сознание. Оно включает сложившиеся в систему представления, понятия, идеи, взгляды, убеждения, которые обусловливают понимание человеком окружающего мира, происходящих в нем событий, отношение к выполнению функциональных обязанностей. Сознание предполагает и самосознание человека, т.е. осознание самого себя, своих мыслей, поступков, поведения, своих прав и обязанностей, потребностей и интересов, своего духовного и физического облика. Данная проблематика будет рассмотрена нами в следующих темах.

Вопросы для контроля:

1. Как соотносятся понятия «личность», «человек», «индивид» и «индивидуальность»?

2. Назовите основные признаки личности.

3. Какие исторические этапы прошел процесс исследования личности в психологической науке?

4. Назовите основные современные концепции личности.

5. Что в себя включает психологическая структура и содержание личности?


[1] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М 1982. - С. 110.

[2] Там же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: