Тема 15 типичный цикл развития

IV.

III.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ - это свойство сознания воспринимать и оценивать жизнь других народов, их ценности, нормы и традиции через призму культурных особенностей собственной этнической общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона (оптимальной модели).
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ - убеждение, что чужую культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в ее собственном контексте.  

Формы межкультурных взаимодействий (как социальные процессы, по Р.Парку и Э.Берджесу) могут носить вид:

Ø кооперации,

Ø конкуренции,

Ø приспособления,

Ø конфликта,

Ø ассимиляции,

Ø аккомодации,

Ø амальгамизации.


  1) Основу любой КООПЕРАЦИИ составляют согласованные действия и достижение общих целей, точнее главный смысл кооперации состоит в обоюдной пользе.
  2) КОНКУРЕНЦИЯ - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями (деньги, власть, статус, любовь и др.), запасы которых ограничены и неравно распределены между индивидами или группами.
  3) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (АДАПТАЦИЯ) - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей или не создают приемлемого поведения.  

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить

Ø подчинение,

Ø компромисс,

Ø терпимость:

  • подчинение - обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает приспособление вовсе невозможным;
  • компромисс - форма приспособления, означающая, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и спообов их достижения. Компромисс - это баланс, временное соглашение: как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс;
  • терпимость (толерантность) по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям - необходимое условие успешной адаптации.
  4) КОНФЛИКТ - открытоепротиводействие, направленное на отстаивание своих интересов.
  5) АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio - слияние, усвоение) - постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.  
6) АККОМОДАЦИЯ - вынужденное приспособительное освоение языка другой культуры.  
7) АМАЛЬГАМИЗАЦИЯ - кровнородственное смешивание двух или более этнических групп или народов, после которого они становятся одной группой или народом.  

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА описывает изменения / модификацию черт культуры во времени и пространстве.  

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка:

• появление письменности, • изобретение книгопечатания, • современные достижения науки и техники (TV, видео- и звукозапись, голография и пр.).

Одной из наиболее распространенных характеристик эволюции культуры является периодизация социально-исторического развития:

• культура первобытного общества, • культура Средних веков,
• культура Древнего мира, • культура Нового времени.

В основе данной исторической шкалы заложены представления эволюционистов XIX в. о развитии той или иной культуры как о линейно-поступательном движении от простого к сложному (эталоном сложного мыслилась культура западноевропейского типа). На этой основе выделяют иные стадии и модификации культурной практики разных народов:

культураархаического типа (это бесписьменные культуры); культура традиционного типа (доиндустриального общества) культура современного типа
В зависимости от ведущих форм хозяйствования и степени развития экономики
землепашенная скотоводческая кочевая или полукочевая скотоводческая оседлая культуры культура индустриального общества культура постиндустриального общества

  • изменения, которые развиваются в нарастающем режиме с аккумулированием целесообразных, с социальной т.зр., культурных качеств, называются ПРОГРЕССИВНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ;  
изменения, свидетельствующие о затухании, уменьшении целесообразных качеств культуры и о разрастании кризисных признаков, о наступлении хаоса - РЕГРЕССИВНЫМИ.  
  • ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ - те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений.
  • Природно-ресурсные факторы - связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей среды.  
Фактор пространственного размещения культурных форм -связан с тем, что более плотное их размещение на территории (напр., в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обществе.  
Фактор взаимодействия разных культур - порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое.  
Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие.  
Духовно-идейный фактор - это идеи, ценности и пр. Напр., религиозные программы (комплекс идей буддизма, зороастризма, христианства, ислама), политические идеологии (либерализм, марксизм), философско - нравственные идеи (конфуцианство на Д.Востоке, философия Просвещения или модерна в Зап. Европе).

Динамика культурных изменений может быть представлена в виде:

Ø культурного застоя,

Ø культурного взрыва,

Ø культурного кризиса,

Ø культурной катастрофы и пр.

КУЛЬТУРНЫЙ ЗАСТОЙ - состояние длительной неизменности, повторяемости культурных норм, ценностей  
В противоположность застою период КУЛЬТУРНОГО ВЗРЫВА характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать.
КУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС - состояние, для которого характерно нарастание хаотических тенденций, увеличение противоречий и разрыва между традициями и инновациями в той или иной области социальной практики.
КУЛЬТУРНАЯ КАТАСТРОФА - когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным.

Проблема развития культур, их социальных изменений, заключается в приспособлении различных социальных институтов к нововведениям. Эта проблема анализируется в терминах " культурные отставания " или " культурный разрыв ". Наиболее видными представителями концепций "социокультурного отставания" являются нем. ученые А.Фиркандт (1867-1953), В. Келлер (1887-1967), М.Вебер, О.Ф.Огборн и др.

1. Так, Уильям Огборн (1922) ввел понятие культурного лага (запаздывания) (теория культурного запаздывания), выделяя в культуре два аспекта - материальный и нематериальный. Материальная культура - это все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная ( адаптивная, по Огборну) культура включает социальные институты (семью, церковь, школу, системы ценностей, религии, обычаи, нравы…) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

2. Теории культурно-исторических типов делают акцент на цикличность и многолинейность развития общества и культуры, где вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивая их своеобразие, а в ряде случаев и выдвигая идею замкнутости культур и цивилизаций. Эти теории сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного развития, не дававшей полного объяснения развития Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации.

2.1. Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Он представлял человеческую историю разделенной на отдельные единицы - “ историко-культурные типы ” (цивилизации). Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности. Западная (германо - романская) цивилизация - лишь одна из многих, процветавших в истории. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя - средневековая - современная) как приближающуюся к этой стадии. В реальности общей хронологии для различных цивилизаций не существует - нет единого события, которое бы означало одно и то же для всех, было бы одинаково важным для всего мира и могло разумно разделить судьбу всего человечества на периоды.

Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существует три типа исторических действующих лиц (агентов):

позитивные действующие лица истории - те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы) - египетскую, ассиро-вавилонскую, китайскую, индийскую, персидскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую и германо-роман. (европейскую);
негативные действующие лица истории, игравшие деструктивную роль и способствовавшие окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (гунны, монголы, тюрки);
• есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало, представляющие лишь “этнографический материал”, используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций

Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях:

для греческой цивилизации – это красота для римской - закон и администрация,
для семитской - религия, для китайской - практика и польза,
для индийской - воображение, фантазия и мистицизм для германо-романской - наука и технология.

Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в каждой великой цивилизации.

• Первый период - период возникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные формы, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык.
• Затем наступает фаза процветания. Этот период обычно относительно короток и заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается (Данилевский оценивал его в 400-600 лет).
Застой и постепенный распад цивилизации означает конечную фазу цикла. Как полагал Данилевский, европейская цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ослаблении инновационного потенциала, ненасытной жажде власти и доминирования над миром. В будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации.

2.2. Освальд Шпенглер (1880-1936) считал, что в истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных “высших культур”, “процветающих на фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения”. Реализовав “всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм, искусств, государств, наук, они умирают”. История является “коллективной биографией таких культур”. Каждая отдельная культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости: она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает. Фаза упадка именуется “цивилизацией”.

Шпенглер выделил восемь “высших культур”: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), арабскую, мексиканскую и западную (возникшую примерно в 1000 г. н.э.). Каждая из них имела свою доминантную тему (“первичный символ”), который воплощался во всех ее компонентах, придавая специфический оттенок образу мышления и действий, определяя характер науки, искусства, обычаев и т.д. Напр.,

• “первичный символ” греко-римской культуры - культ чувственного, тема Аполлона;
• в китайской культуре - это “ дао ”, неопределенный, блуждающий, многолинейный “путь” жизни;

Диагноз и предсказания Шпенглера относительно будущего западной культуры, которая уже вошла в стадию разложения, были мрачны. Он считал, что основу современного ему общества составляет “мегаполис”, мировой город, окруженный провинциями.

2.3. Наиболее обстоятельная и исторически обоснованная теория цивилизаций и их жизненных циклов представлена Арнольдом Тойнби (1889-1975). По его мнению, подходящей для исторического изучения единицей является не человечество в целом и не национальные государства, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество. Это цивилизации. Таковых в истории он выделяет 21.

2.4. П.А.Сорокин принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. В основу своего исследования он положил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. Сорокин, проанализировав различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело П.Сорокин выделяет два противоположных культурных типа - умозрительный и чувственный. Это типы нельзя найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:

1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (напр., Бог, нирвана, дао, Брахма), она вечна и неизменна;
2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода:

истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), поэтому она абсолютна и вечна;
идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, слияние с Брахмой).

Чувственная культура характеризуется прямо противоположными признаками:

реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, эволюция, прогресс, трансформация»;
потребности и цели людей чисто плотские или чувственные-голод, жажда, секс, убежище, комфорт

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, а потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.

На основе этой типологии Сорокин предложил периодизацию исторического процесса. Принцип периодизации - смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Регион (период) Тип культуры
• Греция (VIII-VI вв. до н.э.) Умозрительная
• Греция (V в. до н.э.) Идеалистическая
• Рим (IV в. до н.э.-IV в. н.э.) Чувственная
• Европа (IV-VI вв.) Идеалистическая
• Европа (VI-XII вв.) Умозрительная
• Европа (XII-XIV вв.) Идеалистическая
• Европа (с XIV в. по н/вр.) Чувственная

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: