Культура как процесс. Элементы и характер культурной динамики.
Формы межкультурного взаимодействия.
Культурное разнообразие. Типологизация культур.
Понятие и структурно-функциональные характеристики культуры
Термин "культура" происходит от лат. c ultura - заботиться, взращивать, ухаживать. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование; отражал факт воздействия человека на природу. Начиная с XVIII в. термин " культура " стал использоваться в отношении человека при характеристике процессов его развития и совершенствования. В конце XVIII в. в Германии понятие "культура" обозначает высокий уровень цивилизации.
ЭВОЛЮЦИОНИСТСКИЙ И КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
| • Первый - рассматривал культуру как решающий фактор эволюции и совершенствования человека, превращения его в гармоничное, творческое существо (Иоганн Готфрид Гердер/ 1744-1803/, О.Конт ) |
| • Второй – интерпретирует культуру как средство закабаления человека, превращения его в послушное орудие враждебных ему сил. В частности, |
| Жан Жак Руссо рассматривал жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. Культура извращает природную натуру человека; |
| Фридрих Ницше считал, что человек как природное существо изначально некультурен, а культура была создана для подавления и порабощения всех его жизненных, природных сил. Упадок человечества начался именно с развитием культуры; |
| Освальд Шпенглер говорил, что каждая культура уникальна, неповторима и имеет свою судьбу. Концом развития культуры является стадии цивилизации, когда происходит упадок литературы и искусства. В этот период народ теряет "душу культуры"; |
| Исп. Хосе Ортега-и-Гассет развивал идею культурного пессимизма.Человек - элемент массы, поведение которого подчинено чувству стадности, стремлению "быть как все". Современная цивилизация находится в глубоком кризисе из-за массовизации общества и культуры. |
Культура это естественный процесс, происходящий с помощью человеческих рук и его ума, поэтому она соединяет в себе элементы материальной трудовой и духовной деятельности.
| Материальная составляющая культуры включает в себя все материальные достижения человечества - орудия труда, здания, сооружения и т.п. |
| Духовная составляющая культуры - это: |
| - знания, сформулированные в определенных понятиях, представленных и зафиксированных в языке как системе знаков и символов, наделенных определенным значением; |
| - ценностно-познавательная система - ценности, ценностные установки и ориентации, идеалы, социальные нормы; |
| - образцы поведения - обряды, обычаи, традиции. |
| КУЛЬТУРА – это совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. |
СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ
| • культура имеет искусственный (т.е. биологически ненаследуемый) характер. Это не природная, а созданная людьми среда существования; |
| • социология оценивает какие-либо взгляды, вкусы или вещи, относящиеся только к культуре, т.к. любые ценности, верования, представления, разделяемые какой-либо группой или сообществом людей, формируют конкретное культурное пространство; |
| • культура невозможна вне социальной коммуникации, только посредством коммуникации становится возможным усвоение культуры и овладение ею; |
| • культура не является статичной, она отражает время, изменяется и развивается; |
| • культура является системным качеством духовной сферы общества. Культура как качественная характеристика общества и интегративное явление наличествует во всех сферах общественной жизни. |
| • культура связана с творчеством и в своем материальном воплощении является неотъемлемой характеристикой человеческого разума. В этом случае надо вести речь не о противопоставлении материального и духовного производства, а об их связи и взаимообусловленности. |
| • социология рассматривает культуру в единстве материальных и духовных ценностей. |
| • культура представляет собой сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса. |
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
| • коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая взаимопонимание; |
| • гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция); |
| • гносеологическая (познавательная), т.к. культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека; |
| • информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего; |
| • ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек; |
| • нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека. |
СУБЪЕКТ-НОСИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ –
общество,
нация,
класс,
социальная группа,
человек.
ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
Знаки и символы, которые представлены глазным образом в языке. Благодаря знакам и символам становится возможным упорядочить опыт и поведение человека.
| ЯЗЫК - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Короче язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. |
| ЦЕННОСТИ - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться |
| НОРМА (лат. норма - руководящее начало, правило, образец) - это признанный большинством населения, социального слоя или группы порядок, установление. |
ЗАКОНЫ - нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Различают два вида законов. Обычное право - совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Юридические (формальные) законы возникали из обычного права;
Нормы культуры находят свое выражение в ПРИВЫЧКАХ - установившиеся стандарты поведения в определенных ситуациях. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения.
| МАНЕРЫ - внешние формы поведения индивида, вызывающие у окружающих определенные реакции. |
| ЭТИКЕТ - это установленный порядок, система правил поведения, составляющий единое целое. |
| ОБЫЧАЙ - это понятный окружающий массовый образец действий, которые считаются общепринятыми |
| ТРАДИЦИЯ - привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому. |
| ОБРЯД - совокупность действии, установленных обычаем или ритуалом. |
| ЦЕРЕМОНИЯ - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных выделению (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. |
| РИТУАЛ - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. |
| НРАВЫ - обычаи, имеющие моральное значение. |
| ТАБУ - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. |
| ВКУС - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. |
| УВЛЕЧЕНИЕ - кратковременное эмоциональное пристрастие; |
| МОДА - смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими. |
| ВЕРОВАНИЯ представляют собой утверждения о том, что считать истинным или фактически достоверным; убежденность, эмоциональную приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. |
| ОБРАЗ ЖИЗНИ включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и др. элементы культуры, типичные не только для данной социальной группы, но и отличающие ее от других групп; |
| ЗНАНИЯ - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми; |
| МИФЫ - фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем общества и человека: |






