Модель пяти конкурентных сил М.Портера

Стремление предприятий к увеличению прибыли всегда означает необходимость усиления их рыночной власти на рынке. Однако в практической деятельности фирмы чаще всего говорят не о необходимости усиления рыночной власти, а о получении преимуществ над конкурентами. Наличие у предприятия большей или меньшей рыночной власти по сравнению с конкурентами означает наличие у него преимуществ в чем либо над данными конкурентами. С этой целью предприятия разрабатывают конкурентную стратегию. Все разнообразие конкурентных стратегий можно свести к 5-ти основным видам действия 5-ти конкурентных сил. Согласно модели Портера выделяются следующие конкурентные силы, оказывающие постоянное действие на фирму: 1). Конкуренты внутри отрасли. 2). Угроза со стороны товаров заменителей. 3). Власть поставщиков. 4). Власть покупателей. 5) Угроза проникновение на рынок новых конкурентов

1. Конкуренты внутри отрасли. Степень конкурентной борьбы внутри отрасли будет зависит от типа рынка в условиях которого функционирует предприятие и от того на каких, одних и тех же, или разных сегментов они предлагают свои товары. С целью снижения конкуренции внутри отрасли предприятие использует дифференциацию товара, а также часто следует стратегии рыночной ниши. В этом случае каждая фирма предлагает свой товар только узкому сегменту рынка, либо фирма предлагает разные модификации товара разным сегментам рынка. И то и другое затрудняет вход на рынок новых предприятий. Также распространено создание различного рода объединений предприятий на основе горизонтальной интеграции, заключение различного рода соглашений об уровне цен, о разделе сфер влияния, использование различных форм неявного сговора. 2. Угроза со стороны товаров заменителей. Конкурентные силы со стороны близких товаров заменителей имеют особое значение в том случае если цены на товар производимой отрасли и цены на товары заменители сопоставимы. С целью уменьшения воздействия конкурентных сил со стороны товаров заменителей имеет важное значение предания товару уникальных свойств, ради которых покупатель будет готов заплатить несколько более высокую цену 3. Власть поставщиков. Конкурентные силы со стороны поставщиков имеют особое значение, они могут обладать значительной властью по отношению к действующим в отрасли фирмам. Компании – поставщики могут повышать цены или снижать качество товаров и услуг, что приводит к уменьшению прибыльности отрасли потребителя. Поставщики обладают рыночной властью, если: 1) в ней доминирует небольшое число компаний, а уровень концентрации производства в целом выше, чем в отрасли, в которую поставляется данная продукция. 2) продукция поставщиков является уникальной или если имеют место высокие издержки переключения компании – покупателя. 3) отсутствуют конкурирующие поставщики продукции в отрасль. 4) отрасль не является значимой для поставщиков. 4. Власть покупателей. Группа покупателей обладает значительной рыночной властью, если: 1) отрасль характеризуется высокой концентрацией производства или компания осуществляет закупки в больших объемах. 2) приобретаемая предприятиями продукция стандартизована или является однородной. Покупатели уверены, что в случае необходимости они обратятся к альтернативным поставщикам. 3) цена приобретаемой продукции составляет значительную часть стоимости товаров – покупателей, следовательно, покупатели заинтересованы в наиболее низких ценах закупок и приобретают ту или иную продукцию строго избирательно. 4) отрасль, в которой оперируют покупатели, характеризуется низкой прибыльностью, а потому они чувствительны к ценам поставок. И наоборот, в высоко-прибыльных отраслях фирмы менее чувствительны к закупочным ценам. 5. Угроза проникновение на рынок новых конкурентов. Фирмы – отрасли, смогут сохранить свои позиции на рынке в долгосрочной перспективе только в том случае, если на рынке не появится новый конкурент, предлагающий тот же товар, но по более низкой цене; если не появится новый товаро – заменитель. С этой точки зрения предприятия также вынуждены предпринимать особые шаги в области недопущения на рынок новых конкурентов. С этой целью фирмы стремятся устанавливать различные входные барьеры на пути вхождения в отрасль.

12. Метод анализа внешней среды: PEST-анализ

PEST-анализ представляет собой методику анализа ключевых элементов внешней среды организации:

- Социально – демографических факторов: возраст, образование населения.

- Экономических факторов: динамика цен (инфляция), налоги.

- Технико – технологических факторов: появление новых материалов и технологий.

- Правовых факторов: законодательство в области рекламы, товарных знаков, защиты потребителей.

- Экологических факторов: требования к экологической чистоте.

- Политических факторов: смена руководящих партий.

Этических факторов: нравственные и моральные нормы общества.

Анализ направлен на оценку существенных изменений и новых тенденций во внешней среде организаций, а также на определение их значимости для организации.

13.Оценка внутренней среды организации: сущность, цели и принципы.

При разработки стратегий предприятия менеджеры должны использовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо исследовать те внутренние перемены, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия. Анализ внутренней среды предприятия это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможности предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Цель внутреннего анализа – оценить стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон. Принципы внутреннего анализа: 1) системность – означает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем и структурных подразделений. 2) комплексность – предполагает анализ всех составляющих частей предприятия. 3) сопоставимость – требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм. 4) уникальность или специфические цели предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: