Понятие социальной нормы и социальной патологии

ТЕМА 2. Социальные проблемы и социальная диагностика

1. Понятие социальной нормы и социальной патологии.
2. Классификация социальных проблем.
3. Характер социальной проблемы как определяющий фактор в деятельности социального педагога.

Литература
1. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
2. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М., 1993.

К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защита социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Распознавание социальной патологии или социальной проблемы вызывает в первую очередь вопрос о том, что подразумевается под патологией, нормой, проблемой. В самом общем виде можно сказать, что патология - это объективное отклонение от нормы, а проблема - осознанная патология, отклонение, которое вызывает тревогу людей, побуждает их к деятельности. Норма - образец, то, что присуще большинству.
Понятие социальной нормы внутренне противоречиво. Его принято рассматривать на двух уровнях: с одной стороны, это то, что характеризует взгляды и поведение большинства, то, что в социальной действительности математически описывается как нормальное распределение; с другой стороны, это общепризнанное правило, то, что приказывает всем как образец поведения и чувства. Вероятно, в идеале второй вариант объяснения этого понятия должен быть обусловлен первым: образцу признается то, что свойственно большинству. Но действительность превосходит любые идеальные представления о ней, поэтому понятие о норме и патологии могут подчиняться другим, гораздо более парадоксальным закономерностям.
Пример: все знают, что алкоголь разрушительно влияет на организм, поэтому теоретически нормой должно быть избежание его употребления, а патологией - прием спиртных напитков. В то же время, по оценкам исследователей, более 90% взрослого населения в той или иной степени употребляют алкогольные напитки, так что с количественной точки зрения именно это является нормой, а отклонением - отказ от алкоголя. Вместе с тем большинство людей осознает, что пьянство никак не может считаться благим делом и поэтому придумывают множество иллюзорных способов оправдать его.
Научный поиск, политическая активность - это неизбежно отклонения от статистической, количественной нормы. Поэтому необходимо твердо представлять себе, что норма и отклонения от нее тесно взаимосвязаны в существовании человечества. Развитие общества невозможно без отклонений, он осуществляется именно с помощью эвристического разброса отклонений, одни из которых становятся нормой, а другие, как и раньше, отвергаются или отмирают.
1. Социальные детерминанты действий индивидов. Важнейшей из социальных детерминант является социальное неравенство членов общества. Она была и будет в любом обществе. Но при наличии малого прослойки богатых людей и подавляющего числа бедных возможности достижения достойного уровня жизни для последних становятся еще более проблематичными. Такая ситуация всегда создавало большое социальное напряжение. Поэтому противоречия между благами, которые являются стандартными в обществе, и возможностями их достижения выступают коренными факторами правонарушений.
2. Идеологическая детерминация социальных проблем. Идеологические детерминанты относятся к духовной сферы общества. Государство должно не только декларировать, но и воспитывать духовность народа, что включает в себя получение полноценного образования и профессии, привитие общей культуры, нравственных ценностей, выработанных человечеством, то есть всего того, что делает человека гражданином, активным участником социальных процессов. На уровень духовности общества влияют все его противоречия и проблемы. Именно от культуры, духовности человека зависит, будет ее деятельность общественно полезной или преступной. Важную роль в этом играет и правовая культура граждан.
3. Экономический фактор влияния на действия индивидов. Чрезвычайно беспокоит спад общественного производства и безработицы, которое вступило в Украине угрожающего состояния. Так, на начало 2000 г. было зарегистрировано в центрах занятости населения 1234 тыс. человек (среди них 62% - женщины, 32% - молодежь). Однако, специалисты считают, что реальный уровень безработицы в несколько раз выше и составляет до 40% от общего числа работающих. На каждое рабочее место претендует в среднем 15 человек. Много людей, которые считаются работающими, фактически находятся в длительных неоплачиваемых отпусках, работают неполную рабочую неделю. Значительная часть людей работает „в тени” или уже находится „на дне” общества (бродяги, алкоголики, наркоманы).
4. Воспитательный потенциал семьи в современных условиях. Среди совокупности причин социальных проблем ведущими по своему значению является влияние на ребенка своим поведением родителей, характер их взаимоотношений между собой, отношение к окружающих ребенка людей. Это тот мощный социально-педагогический фактор, последствия которого невозможно учесть.
5. Взаимодействие человека и среды. Влияние социальной среды имеет актуализированный характер, поскольку лицо взаимодействует с ним в данный момент. Безусловно, социальная среда влияет на человека не только непосредственно перед каким-нибудь поступком. Оно оказывало свое влияние на нее и в прошлом, формируя ее как личность. Именно в этом заключается разница между конкретной жизненной ситуацией (современное) и условиями формирования личности (прошлое). Условия, которые определяют социальное поведение личности, - это те факты реальной действительности, которые непосредственно действие индивида не вызывают, но их наличие способствует ее существованию. Сами эти факты коренятся в экономических, политических, духовных и общественных отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: