Характер социальной проблемы как определяющий фактор в деятельности социального педагога

Классификация социальных проблем

Социальные проблемы, на решение которых направлена социальная работа, можно классифицировать следующим образом:
1. Индивидуальные, семейные, организационные проблемы.
Работают с индивидом, включая его слабое физическое здоровье и беспомощность, угнетения, внешнюю непривлекательность, одиночество, социальную изоляцию и заканчивая различными организационными проблемами.
2. Социально-экологические проблемы - охрана окружающей среды, загрязнения крупных промышленных центров, экологические катастрофы.
3. Социально-экономические проблемы. В ходе становления государства, осуществления реформ в Украине 60% населения оказалось за чертой бедности. Такие социальные последствия экономических реформ на современном этапе актуализируют социальную работу.
4. Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе ведет к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и слои, к экономической эксплуатации, технократической манипуляции.
5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей - аспекты девиантного поведения, социальных отклонений, наркомании, алкоголизма, социальной аномалии и т.д.
6. Проблемы символизация и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных формах, недостатка чести и морали, высокой самооценке, недосягаемых жизненных целях, а отсюда - в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.
7. Проблемы коммуникации, информационного обеспечения, а также проблемы нормативных оценок и познавательных способностей.
8. Проблемы структур власти - от них, их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима (тоталитарности, демократии или авторитарности) - социальная активность населения.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер и их решение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, которые распространяются на отдельные страны, национально-этнические сообщества, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы, группы людей или лиц. Это могут быть те, охватывающих социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей. Для социальной работы особую значимость имеют личные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия человека и социальной среды.
Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является ее точная формулировка. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социальной действия, а, следовательно, и эффективность социальной работы. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Одной из важнейших требований к формулировке социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими и теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.
Точно сформулирована проблема выступает исходным, первичным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы. Практическая необходимость и значимость социальной проблемы не только активизирует деятельность специалистов социальных служб, мобилизует их интеллектуальное, организационный и физический потенциал, но и добавляет поиска технологических решений творческий, инновационный характер.
Социальные работники, которые изучили ошибки предшественников и зная социальную философию, призванные объективно изучать и оценивать действительность. Поэтому, если в медицинской диагностике болезнь как патология может приравниваться с вполне определенной нормой (то есть, здоровьем) с помощью инструментальных процедур, которые имеют стандартизированные параметры и предусматривающие количественные закономерности, то в социальной диагностике все происходит иначе.
Социальная работа в целом и социальное обслуживание как ее структурная часть призваны обеспечивать социальное функционирование индивидов и способствовать обеспечению их социальных прав. Однако, в содержание этой деятельности, кроме объективных, четко фиксированных аспектов, входят также субъективные аспекты, которые довольно трудно формализовать, поместить в рамки, подвергнуть количественному анализу.
Технологическое задачи социальной работы заключается в выделении социальной проблемы и с помощью инструментария и средств, имеющихся в распоряжении социальных служб, своевременной корректировке действий социального работника и поведения объекта социальной работы для предоставления ему социальной помощи. Социальная проблема - это сложное познавательное задачи, решение которого приводит к существенных теоретических и практических результатов. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального действия, условия, обстоятельства и другие факторы, влияющие на жизнедеятельность, состояние и поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: