Один из первых правовых документов, определивших государственные позиции в сфере медицинской реабилитации инвалидов - Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов» (1992). Указ поручал внести изменения и дополнения в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, возложив на него формирование политики и осуществление мероприятий по профилактике инвалидности, медицинской реабилитации инвалидов. Важным пунктом указа было поручение включить медицинскую реабилитацию инвалидов в гарантированный перечень медицинской помощи обязательного медицинского страхования. Кроме того, указ предоставлял возможность инвалидам получать санаторно-курортное лечение и лекарственные средства бесплатно или на льготных условиях.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) один из важнейших документов, направленных на развитие системы реабилитации инвалидов в России и содержат гарантии проведения инвалидам различных видов медицинской реабилитации, а также включения ее в единый процесс комплексной реабилитации. В отдельной статье «Основ» сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку». Инвалидам с выраженными ограничениями жизнедеятельности предоставлялось право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на бесплатный уход на дому; родителям детей-инвалидов были предоставлены льготы, направленные на сохранение жизни ребенка-инвалида в семье, а не в закрытом специализированном учреждении. Законом также предусмотрены создание учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения пользованию техническими средствами с целью облегчения быта и профессиональной деятельности.
|
|
Инфраструктура медицинской реабилитации активно развивается, начиная с 1980-1990-х гг., когда стали появляться новые типы учреждений - отделения восстановительного лечения в поликлиниках и больницах, центры и больницы физиотерапевтического и восстановительного лечения, санаторные учреждения, центры медицинской и социальной реабилитации для подростков и взрослых с ДЦП, кабинеты восстановительного лечения в специализированных школах, центры восстановительной терапии для инвалидов военной службы, центры патологии речи и нейрореабилитации, центры лечебной физкультуры, мануальной терапии. В последние годы отделения медицинской реабилитации включены в структуру большинства областных, городских и районных больниц. На основании приказа Минздрава России (1999) для медико-социальной реабилитации больных и инвалидов были организованы дневные стационары.
|
|
При подведении итогов хода реформ и определении задач развития здравоохранения и медицинской науки в стране на перспективу до 2010 г. дальнейшее развитие сети больниц восстановительного лечения и медико-социальной помощи для реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности отнесено к числу приоритетных направлений деятельности системы здравоохранения Российской Федерации.
Научно-методические основы восстановительного лечения разрабатываются в ведущих научно-исследовательских и научно-практических центрах страны, часть из которых организована недавно. К ним можно отнести Многофункциональный центр восстановительного лечения Минздрава России, Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава России, Институт медицинской реабилитации в Санкт-Петербурге, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн в Санкт-Петербурге, Институт курортологии и физиотерапии в Сочи. Создан Научно-методический центр Минздрава России по рассеянному склерозу, деятельность которого направлена на организацию и научно-методическое обеспечение медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с рассеянным склерозом - тяжелым аутоиммунным заболеванием центральной нервной системы, поражающим преимущественно людей молодого возраста. Приказом Минздрава России «О мерах по улучшению организации мануальной терапии в Российской Федерации» создан Центр мануальной терапии, органам здравоохранения субъектов Российской Федерации рекомендованы открытие кабинетов мануальной терапии, перепрофилирование части коечного фонда неврологических и ортопедических отделений. Создан Центр профпатологии Минздрава России (1996), в число основных задач которого включены учет и анализ инвалидности вследствие профессиональных заболеваний, разработка методов медицинской реабилитации больных и инвалидов этой категории. В медицинских учреждениях промышленных регионов начинает развиваться так называемая превентивная медицинская реабилитация, предотвращающая инвалидность вследствие профессиональных заболеваний.
В настоящее время особое внимание уделяется созданию сети учреждений для медицинской реабилитации участников и инвалидов военных событий в Чечне.
Правовая основа реабилитации детей-инвалидов. Анализ организационно-правовых основ медицинской реабилитации инвалидов показывает, что в наибольшей степени они проработаны в отношении детей-инвалидов и профилактики инвалидности у детей. Это связано с тем, что за 1998 - 2001 гг. численность детей-инвалидов увеличилась более чем на 20 % и достигла 617 тыс. человек.
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства» (1984) регламентировало проведение восстановительного лечения детей-инвалидов, особенно находящихся в домах-интернатах, училищах, техникумах. Во исполнение этого документа интернаты для детей-инвалидов прикреплялись к лечебно-профилактическим учреждениям, оснащались современным медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, квалифицированными медицинскими кадрами. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1992) в субъектах Российской Федерации начали создаваться новые учреждения для детей, в том числе учреждения медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. Минтрудом России совместно с Минздравом России и Минобразованием России утверждено «Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков» (1994). Приказом Минздравмедпрома России «О совершенствовании системы информационного обеспечения проблем детской инвалидности в Российской Федерации» (1996) была поставлена задача налаживания государственной системы учета детей-инвалидов.
|
|
Приказом Минздрава России (1996) организована работа учреждений медико-социальной реабилитации подростков и взрослых с последствиями детского церебрального паралича. В системе здравоохранения функционирует три специализированных реабилитационных центра, осуществляющих медико-социальную реабилитацию для этой категории инвалидов, - в Москве, Казани и Калуге. В системе социальной защиты населения к 1999 г. в субъектах Российской Федерации действовало более 400 реабилитационных центров (отделений) для детей-инвалидов. Оснащение этих учреждений реабилитационным оборудованием осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», принимавшейся постановлениями Правительства Российской Федерации в 1996, 1998, 2002 гг.
При утверждении Списка главных специалистов Минздрава России в него включена должность «главный специалист по детской реабилитологии». Приказом Минздрава России создан Экспертный совет по оказанию медико-социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства от рождения. Он предназначен для определения стратегии медико-социальной реабилитации этих категорий инвалидов, разработки рекомендаций организационного, методического и научного характера.
Физическая активность и рекреационная деятельность в структуре медико-социальной реабилитации. Важное место в структуре восстановительного лечения занимают физическая активность и рекреационная деятельность - лечебная физкультура, подвижные игры, плавание, занятия на тренажерах. Они направлены на восстановление временно нарушенных функций, двигательных умений и навыков, на подъем физических сил, профилактику утомления, повышение жизненной активности, преодоление неблагоприятных последствий гиподинамии, которая очень часто имеет место у инвалидов, а также на укрепление их уверенности в своих силах, создание положительного эмоционального тонуса, обеспечение психофизиологического комфорта.
|
|
Однако в последние годы в этой сфере сложилась кризисная ситуация. В настоящее время в стране функционирует государственная сеть врачебно-физкультурных диспансеров, центров медицинской реабилитации и профилактики, включающая 358 учреждений, появилось большое количество спортивно-оздоровительных клубов, тренажерных залов различных форм собственности, однако возможности инвалидов для проведения реабилитации в них крайне ограничены. Государственные учреждения занимаются в основном медицинским обеспечением физкультуры и спорта здоровых людей и спортсменов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в частных тренажерных залах и бассейнах для большинства инвалидов невозможно в связи с платным характером услуг.
На исправление положения в этой сфере направлен приказ Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» (2001).
В нем отмечено, что реабилитация больных и инвалидов средствами лечебной физкультуры - одно из основных реабилитационных направлений. Органам здравоохранения субъектов Российской Федерации предлагается оказывать всемерное содействие развитию методов физической активности, в частности, использовать для этих целей дневные стационары, обеспечив их необходимым оборудованием и специалистами.
Для организационно-методического руководства по внедрению методов физической активности в деятельность по реабилитации больных и инвалидов созданы Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава России, НИИ спортивно-оздоровительных технологий в Санкт-Петербурге. На них возложена обязанность по разработке новых методов лечебной физкультуры, массажа, по апробации и внедрению новых форм физической активности инвалидов. Создана Ассоциация специалистов по спортивной медицине, лечебной физкультуре и реабилитации больных и инвалидов.
Направления и содержание социальной реабилитации
· Сущность социальной реабилитации
· Психосоциальные методы реабилитации
· Основные направления психосоциальной работы
Сущность социальной реабилитации. Социальная реабилитация больных и инвалидов - понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде. Больной человек или инвалид должен научиться жить и трудиться в ином качестве, и, кроме того, стремиться по возможности максимально восстановить свой социальный, семейный и профессиональный статус. Помочь ему в этом призвана социальная реабилитация.
Социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социалъно-средовых условиях и приспособления их к потребностям инвалидов.
В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у больных и инвалидов возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые вызывают те или иные виды социальной недостаточности: нарушение способности; нарушение способности передвижения; нарушение способности к трудовой деятельности; нарушение способности к обучению; нарушение способности к ориентации; нарушение способности к общению; нарушение способности контролировать свое поведение.
В технологиях собственно социальной реабилитации (в узком смысле слова) можно выделить два направления - социально-бытовую и социально-средовую реабилитации, которые, в свою очередь, будут осуществляться путем ориентации, образования, адаптации и устройства в соответствующей социальной среде.
Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении больным или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособлении к новым условиям жизни.
Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.
В задачи социально-бытовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или специализированном учреждении). Социально-бытовая ориентация особенно важна для лиц с нарушением зрения, психическими расстройствами, при изменении привычной среды обитания.
Большое значение приобретает обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации.
Социалъно-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе.
Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. Социально-средовое образование - это процесс обучения индивида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности.
социальная реабилитация инвалидов - это многоаспектный длительный процесс, неразрывно связанный с медицинской, психологической и профессионально-трудовой реабилитацией.
Психосоциальные методы реабилитации. Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с заболеванием или инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами спосбствует успешной реабилитации и адаптации его в обществе.
Нарушения психики могут быть первичными - непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит с взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т.е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, имеющего нарушение здоровья, встает сложная задача - как жить дальше в условиях болезни или дефекта.
Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).
Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически больных людей.
Для анализа психических особенностей инвалидов необходимо остановиться на положениях некоторых теорий, которые позволяют рассматривать психологию инвалида как человека с формирующейся «внутренней картиной болезни».
Внутренняя картина болезни, по определению А. Р.Лурия, - это «все то, что испытывает и переживает больной, общее самочувствие, вся масса его ощущений, самонаблюдений, его представления о своей болезни, о ее причинах - весь тот огромный мир больного человека, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».
Отношение больного к заболеванию определяется спецификой заболевания, возрастом, особенностями личности и нервной системы заболевшего, индивидуальными потребностями, а также факторами социальной среды, формирующими сознание и поведение человека. В системе потребностей, которые фрустрируются заболеванием, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушаков (1976) выделяют: витальные, общественно-профессиональные, этические, эстетические, связанные с интимной жизнью.
К социальным факторам, влияющим на формирование внутренней картины болезни (ВКБ), можно отнести объективные условия жизни больного: социальное и семейное положение, условия его жизни, диапазон вызванных болезнью функциональных ограничений, отношение родственников и социального окружения, появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности и т.д.
Существуют разные качественные классификации типов ВКБ, но в целом в зависимости от отношения к болезни формируется поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:
- компенсаторное поведение (борьба, адаптация);
- капитуляция перед болезнью;
- игнорирующее поведение - стремление больного не признавать дефекта.
Таким образом, в одних случаях ВКБ направляет поведение на преодоление болезни и ее последствий на функциональном уровне, а в других, наоборот, является фактором, который усугубляет течение болезни. ВКБ перестает выполнять адаптационную функцию и становится источником стресса. Она способствует развитию тревоги и вытесняет все ценности человека, сама, становясь сверхценностью.
Таким образом, ВКБ - основной комплекс вторичных, психологических по своей природе, симптомов заболевания, который в ряде случаев может осложнять течение болезни, снижать эффективность лечебных мероприятий и тормозить ход реабилитационного процесса. Этот вторичный симптомокомплекс сам по себе может стать источником стойкой инвалидизации больного.
По динамике ВКБ можно судить о постепенном изменении жизненной позиции инвалида, о присвоении им социальной «роли» инвалида, о становлении нового смыслообразующего мотива - мотива сохранения здоровья, становящегося впоследствии зачастую новым ведущим мотивом деятельности и определяющим всю новую постболезненную направленность личности. Именно поэтому ВКБ является центральным психологическим образованием, на которое следует направлять реабилитационное воздействие.
Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.
Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств - психодинамические и поведенческие. По психодинамической теории, развитие личности определяется двусторонними отношениями «человек-среда» и их взаимным влиянием. Согласно концепции психосоциальной идентичности личности, предложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрывном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней идентичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Психодинамический подход широко используется в современной психиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою очередь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциальной работы основной акцент делается на изучение природы проблем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разрешения межличностных конфликтов и реагирования на стресс.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокупность реакций организма на воздействие внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействующими регулирующими системами. Это - внешние стимулирующие события, внешнее подкрепление и, самое главное, промежуточные когнитивные процессы. Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ интерпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно данному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, каким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.
На теориях социального научения и когнитивной модификации поведения основана поведенческая терапия, которая использует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.
Методы поведенческой терапии, которые применяются в психосоциальной работе, опираются на способность человека к целенаправленному и осмысленному изменению поведения. В процессе тренингов, ориентированных на решение конкретных поведенческих задач, человек учится справляться с жизненными трудностями и повышает свои способности к самоконтролю и активным действиям.
Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы психокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциальная помощь относится к наиболее важной составной части реабилитации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению социального поведения индивида.
Основные направления психосоциальной работы составляют:
- социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);
- психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную терапию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;
- информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом.
Социотерапия - это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу социотерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навыков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также терапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.
В процессе психосоциальной работы осуществляется психокоррекция, которая направлена на исправление недостатков в психическом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.
Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:
- ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни трудности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих перед собой цель повысить способность к самореализации;
- ориентация на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения (может применяться как у психически здоровых, так и у больных людей при сохранении критики к собственной личности и поведению);
- направленность на изменение поведения, межличностных отношений (семейных, коллективных) и развитие личности клиента.
Психокоррекционная социальная работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Психосоциальная работа в виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем (social casework): социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осуществляться с одним пациентом или группой лиц (например, членами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких случаях понимается как особая форма индивидуальной работы.
Наиболее распространенный метод индивидуальной психосоциальной работы - консультирование, при котором основным средством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача - помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.
Психосоциальная групповая работа ориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отличие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных взаимоотношений, психотерапевтическая группа несет в себе определенный лечебный потенциал и является активным помощником социального работника в психокоррекционном процессе.
Методы групповой социально-психологической терапии. В практике групповой психосоциальной работы широкое распространение и популярность в связи с высокой эффективностью получили методы поведенческой терапии. В поведенческой терапии большую роль играет опыт корректирующего научения, тренинг умений, позволяющий пациентам приобрести новые навыки поведения, повысить свою коммуникативную компетентность или научиться преодолевать свои дезадаптивные привычки и разрушительные эмоциональные конфликты.
Тренинг социальных навыков направлен на повышение социальной компетентности инвалидов в повседневной жизни и конкретизируется в тех или иных сферах: домашнее хозяйство, работа, досуг. К основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения.
Для терапии широкого диапазона межличностных проблем - от ограниченности социально-поведенческого репертуара до социальной тревоги - применяется тренинг ассертивности. Ассертивность - термин, означающий уверенность, настойчивость, напористость, способность утверждать себя. Неассертивные люди испытывают тревогу в социальных ситуациях и страдают от низкой самооценки, они не в состоянии выражать свои чувства и отстаивать свои законные права. Поведенческая репетиция для обучения ассертивности хорошо подходит для групповой терапии, поскольку члены группы могут обеспечить более разнообразную обратную связь, чем один терапевт, и также способны быть источником целого спектра моделирующих влияний.
Помимо навыков самоутверждения и уверенности в себе существуют и другие социальные навыки, отсутствие которых может создавать определенные трудности в повседневной жизни. Например, знакомиться, общаться, разрешать межличностные конфликты. Целью различных многочисленных групп тренинга служат расширение поведенческого репертуара, умение действовать в различных жизненных ситуациях, повышение социальной компетентности как способности находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением. Ролевая игра, на которой строится тренинг, рассматривается как развитие анализа практической ситуации. Она с успехом может использоваться при наличии поведенческих и межличностных проблем.
Группы встреч.Их можно также отнести к группам роста или группам взаимной поддержки или самопомощи (Self-help model). Цель группы встреч - пробудить внутренние резервы, стремление к самоосознанию и межличностному развитию, к возможно полной реализации того потенциала, который заложен в каждом индивиде.
Группы совместной деятельности.Важно, что в процессе совместной деятельности члены группы устанавливают более тесные контакты, поощряют друг друга к активности и взаимодействию, ненавязчиво корригируют поведение и приобретают новые навыки. Такие группы особенно полезны для больных с выраженными дефицитарными синдромами и явлениями социальной дезинтеграции.
Группы терапии творческим самовыражением.Для длительно болеющих людей и инвалидов с успехом можно использовать метод терапии творческим самовыражением, разработанный для психически больных психотерапевтом М.Е. Бурно (1989). Метод направлен на обучение приемам целебного творческого самовыражения с осознанием ценности своей жизни.
Информационно-образовательная работа с инвалидами и обществом. В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:
1. проведение образовательных программ, касающихся вопросов здоровья;
2. предоставление информации по правовым вопросам, о наличии сети реабилитационных учреждений, об общественных объединениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для инвалидов и т.п.
В образовательные программы, или, как их еще называют, «школы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предотвращения обострений, современные достижения в лечении и реабилитации. Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные области (о правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где можно получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки).