IV. середина 20 века.
II. 2 половина 19 века.
Позитивизм (продолжатели Конта и Спенсера). Главная идея – общество развивается эволюционным путем.
Существуют различные направления:
1. географическая школа. Главный фактор развития общества –
географическая среда (климат, водные ресурсы, ландшафт).
2. Демографическая школа. Главный фактор – рос народонаселения.
3. Расовая школа. Развитие и прогресс общества несут высшие расы.
4. Социальный Дарвинизм. Источником общественного развития является
борьба за существование.
5. Психологическая социология.
Габриель Лебон – понятие толпы. Габриель Тард – теория подражания,
теория коллективной психологии. Чарльз Кулин – изучил множественное
взаимодействие.
На рубеже 19-20 веков происходит соединение теоретической и
эмпирической социологии.
В 1892 году в Чикагском университете открывается первая кафедра
социологии.
III. начало 20 века.
Фердинанд Теннис (немец) «общество – это сложный много уровневый
механизм со множеством связей. Оно является внешним по отношению к
|
|
индивидуальному».
Вывод: основной регулирующий механизм в обществе – это мораль.
Основная деятельность общества – воспитание.
Макс Вебер.
Понимающая социология: «необходимо изучать мотивы поведения людей и
тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение».
Эмиль Дюркейм.
«Предметом изучения социологии является социологическая реальность,
основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо
от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования
человека зависит от внешних факторов, а не от него самого».
Структурный функционализм.
Социальный объект рассматривается в качестве целого, а затем
разбивается на части, выявляется зависимость между этими частями и частями
и целым.
Теория социальных конфликтов (Маркс)
Теория социально-психологического направления (ролевая теория
личности)
V. 90 годы 20 века.
1. Гуманистическая социология (необходимо участвовать в изменении
общества).
2. Феминистическая – основное внимание к вопросу полового развития,
социальной роли мужчин и женщин, и защиты прав женщин.
Общество – это организованная по уровням система.
Социальный уровень.
Характерные черты:
1. общество рассматривается в целом, как единая социально целостная
система.
2. Общество разворачивается в пространстве и во времени
3. Общество обладает большим количеством элементов, каждый из которых
является системой.
4. Общество обладает особыми интегративными качествами, отсутствующих
у входящих в нее элементов.
|
|
5. Целостность общества является органической, т.е. ее внутренне
взаимодействие сильнее внешних факторов.
6. Любое общество стремится к самостоятельности, т.е. к действию в
одном направлении, регулируемости и управляемости.
7. Любое общество стремится обеспечить преемственность поколений.
II. Уровень социального института.
Социальный институт – это совокупность лиц и учреждений, снабженными
определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную
социальную функцию.
Содержательность стороны – это определенная система стандартов
поведения.
Виды социальных институтов.
Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья,
наука, образование и т.д.
Характерные черты социальных институтов.
1. устойчивая организованная форма деятельности людей.
2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями
(прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими
социальными институтами, без которых нормально существовать не
может.
3. Социальные институты упорядочивают поведение людей.
4. Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и
работать на самого себя. С одной стороны это способствует к
стабилизации, а с другой к торможению
5. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей
функцией - называется дисфункцией
IV. социальная организация.
Люди объединены определенными социальными позициями, которые они
занимают, и определенными социальными функциями, которые они выполняют.
Виды организаций: предприятия, учреждения, союзы, ТОО, кооперативы,
партии и т.д. – социальные организации.
Характерные черты.
1. Любая социальная организация построена в виде пирамиды (иерархия).
2. Любая социальная организация создана для решения определенных
задач.
3. В любой социальной организации люди распределены горизонтально (по
ролям) и вертикально (по руководству и подчинению).
4. Организационный эффект достигается за счет специализации,
синхронности и однонаправленности действий.
5. За счет иерархии социальная организация приобретает устойчивость и
эффективность действий, но и это же приводит к нестабильности за счет накопления власти по мере повышения уровня организации.
Выводы:
1. каждая социальная система включает в себя множество подсистем.
2. Социальные системы взаимно перегруппировываются.
3. Каждая социальная система, взятая изолированно или в связи с
другими системами, рассматривается как относительно независимая.
4. Каждая из социальных систем имеет свои внутренние закономерности.
5. Индивид не может не подчиняться законам той социальной системы в
которую он включен.
6. Когда степень единства общества достаточно велика, то падает
количество отклонений поведения его членов и наоборот.
Функции социальных систем.
1. адаптационная.
2. Функция целедостижения.
3. Функция воспроизводства структуры.
4. Функция снятия напряжения.