Адольф Бастиан (1826-1905)
Джон Леббок
Джеймс Фрезер
Герберт Спенсер (1820-1903)
Эдуард Тайлор (1832-1917)
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (Англия, Германия, Франция, США)
Англия
- «Исследования в области древней истории человечества», 1865
идея о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния до современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи разных народов; различия между народами связаны не с расовой принадлежностью, а с разными ступенями развития культуры.
- «Первобытная культура», 1871
идея прогрессивного развития культур; человек – часть природы; все люди одинаковы по психологическим интеллектуальным задаткам; у всех народов есть одинаковые черты культуры; разнообразие культур определяется разными ступенями развития общества.
- «Основы социологии», 1876-1896
концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов; аналогия между обществом и организмом.
|
|
Германия
- идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному. Психология – краеугольный камень единого мировоззрения людей. Единство человеческой психики обусловливает единство человеческой культуры. Психологизм и биологизация всех общественных явлений. Этнология – естественная наука.
США
«Первобытное общество», 1871; «Древнее общество», 1877.
- родовая организация – универсальная основа древних обществ; превращение материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству; попытка периодизации первобытного общества и истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.
Основные идеи эволюционизма:
· человеческий род един; люди имеют равные умственные способности, что определяет единство развития культуры в разных частях света;
· в обществе имеет место непрерывный прогресс;
· развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур;
· общественное развитие подчиняется законам эволюции живой природы;
· культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.
Слабые стороны эволюционизма:
· вершина развития – европейская цивилизация; все народы должны прийти к ценностям европейской культуры;
· непрерывное прямолинейное развитие культуры происходит путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса;
· излишняя биологизация общественных явлений и излишнее значение психологического фактора;
· прием проведения аналогии между народами, стоящими на разных уровнях развития
2. ДИФФУЗИОНИЗМ (Германия, США, Англия)
|
|
Германия
Фридрих Ратцель (1844-1904)
«Антропогеография», 1882-1891
- вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языков и расовых признаков.