Льюис Генри Морган (1818-1881)

Адольф Бастиан (1826-1905)

Джон Леббок

Джеймс Фрезер

Герберт Спенсер (1820-1903)

Эдуард Тайлор (1832-1917)

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (Англия, Германия, Франция, США)

Англия

- «Исследования в области древней истории человечества», 1865

идея о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния до современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи разных народов; различия между народами связаны не с расовой принадлежностью, а с разными ступенями развития культуры.

- «Первобытная культура», 1871

идея прогрессивного развития культур; человек – часть природы; все люди одинаковы по психологическим интеллектуальным задаткам; у всех народов есть одинаковые черты культуры; разнообразие культур определяется разными ступенями развития общества.

- «Основы социологии», 1876-1896

концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов; аналогия между обществом и организмом.

Германия

- идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному. Психология – краеугольный камень единого мировоззрения людей. Единство человеческой психики обусловливает единство человеческой культуры. Психологизм и биологизация всех общественных явлений. Этнология – естественная наука.

США

«Первобытное общество», 1871; «Древнее общество», 1877.

- родовая организация – универсальная основа древних обществ; превращение материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству; попытка периодизации первобытного общества и истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.

Основные идеи эволюционизма:

· человеческий род един; люди имеют равные умственные способности, что определяет единство развития культуры в разных частях света;

· в обществе имеет место непрерывный прогресс;

· развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур;

· общественное развитие подчиняется законам эволюции живой природы;

· культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.

Слабые стороны эволюционизма:

· вершина развития – европейская цивилизация; все народы должны прийти к ценностям европейской культуры;

· непрерывное прямолинейное развитие культуры происходит путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса;

· излишняя биологизация общественных явлений и излишнее значение психологического фактора;

· прием проведения аналогии между народами, стоящими на разных уровнях развития

2. ДИФФУЗИОНИЗМ (Германия, США, Англия)

Германия

Фридрих Ратцель (1844-1904)

«Антропогеография», 1882-1891

- вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языков и расовых признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: