Социальная структура. Прежде чем заниматься искусством, культурой, наукой, политикой, философствовать, человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище и т. д., что невозможно

Прежде чем заниматься искусством, культурой, наукой, политикой, философствовать, человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище и т. д., что невозможно без развития в истории сферы материального производства.

В современном обществознании наиболее распространена идея выстраивания сфер общественной жизни в вертикальном порядке, определяя для каждой сферы собственную, не похожую на другие, функцию и роль в обществе. Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность большими взаимоотношений между группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной, характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества. Графически эту картину мира можно выразить так

Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, можно сказать, фундаментальное значение, имеет анализ его социальной структуры и этнических общностей, из которых оно состоит.

Взгляды на природу и сущность социальной структуры общества в современной философии отображены в нескольких концепциях, которые условно можно разделить на три.

1.отрицают существование классов и противопоставляют им такие социальные образования, как группа и страта, с помощью которых рассматриваются человеческие отношения. (американские социологи Т. Парсонс (1902–1979), П. Лазарсфельд (1901–1976)).

2. марксизм, признающий существование в обществе классов и социальных групп.

3. Представителем третьей концепции можно считать уже упоминавшегося М. Вебера.

Вопросы на самостоятельное рассмотрение:

1. Концепции в понимании нации.

2. Национализм, шовинизм, космополитизм, интернационализм.

3. Современные проблемы связанные с понятием нации.

4. Брак и семья: признаки, функции. Современные угрозы семье.

5. Роль народонаселения в общественном развитии. Демографическая проблема.

6.


[1] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.Т.6.С.441.

[2] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.192.

[3] моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков, и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода,- в этом следует искать истоки коллективистской морали. Также с позиций борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

[4] На ранних ступенях развития человеческого общества первоначально возникшие связи и отношения между людьми еще не нуждались в специализированной деятельности по их регулированию. Но со временем для поддержания наиболее необходимых и важных связей формируются специализированные виды регулятивной деятельности, а также соответствующие им организации, деятельность которых призвана обеспечить согласованность, упорядоченность различных сфер общественной жизни, их развитие в направлении все более полного удовлетворения разнообразных потребностей людей

[5] начала XX в. Лев Шестов писал:Материя — на самом деле самая покорная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и беспощадный враг — это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: