Лекция 7. Механизм социального партнерства

План.

1. Содержание механизма социального партнерства.

2. Правовая регламентация действия механизма социального партнерства.

Важным элементом системы социального партнерства, обеспечивающим ее действенность и мобильность, является механизм партнерских отношений, основу которого составляют способы, процедуры, формы, методы взаимодействия, система контроля выполнения принятых договоров и соглашений, организационно-функциональные структуры.

Основными элементами механизма социального партнерства являются:

- постоянный переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т.е. профсоюзов, объединений работодателей (предпринимателей) и властных структур;

- постоянно действующие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;

- установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;

- кодификация отношений социального партнерства в законах Украины, нормативных документах органов государственного управления;

- системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;

- работа экспертов партнерских отношений с анализа состояния и перспектив развития системы социального партнерства.

По уровням охвата социально-трудовых отношений можно выделить макро- мезо- и микроэкономические механизмы социального партнерства.

Организационное обеспечение механизма социального партнерства включает в себя деятельность согласительных и примирительных комиссий, трудового арбитража, экспертных аналитических и консультационных труп, контроль выполнения соглашений, применения санкций, создание системы научно-методического, кадрового и информационного обеспечения.

Важной составляющей механизма социального партнерства является переговорный процесс, в ходе которого всеми участниками на основе равноправия сторон совместно вырабатываются решения. При различии, а часто и противоречии интересов сторон, переговорный процесс становится рациональным способом достижения взаимоприемлемых результатов.

В Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) № 154 "О коллективных переговорах" (1981 г.) отмечается, что коллективные переговоры можно применять ко всем видам переговоров между предпринимателями и трудящимися (или их представительными организациями) с целью:

- зафиксировать условия труда и найма;

- урегулировать отношения между предпринимателями и работниками;

- урегулировать отношения между организациями трудящихся и организациями предпринимателей.

С целью предотвращения возникновения коллективных трудовых споров, их прогнозирования и содействия своевременному их решению, осуществлению посредничества для решения таких споров (конфликтов), Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 г. № 1258/98 образована Национальная служба посредничества и примирения. Согласно п. 1 Положения о Национальной службе посредничества и примирение, Национальная служба посредничества и примирения является постоянно действующим органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

НСПП согласно возложенным на нее задачам:

- изучает и обобщает причины возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) и возможные их последствия на национальном, территориальном и отраслевом уровнях, вырабатывает предложения относительно предотвращения коллективных трудовых споров;

- осуществляет регистрацию выдвинутых работниками требований в коллективных трудовых спорах (конфликтах);

- анализирует выдвинутые работниками требования и осуществляет оценку их обоснованности;

- оказывает содействие установлению контактов между сторонами коллективного трудового спора (конфликта);

- проверяет, в случае необходимости, полномочия представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта);

- консультирует стороны коллективного трудового спора (конфликта);

- при обращении сторон (стороны) коллективного трудового спора (конфликта) рассматривает материалы относительно коллективного трудового спора (конфликта) с целью его решения;

- в случаях, когда рекомендации НСПП относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта) не учтены, НСПП обращается с заявлением о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) в судебные инстанции;

- формирует списки независимых посредников и арбитров и т.п.

НСПП имеет право:

- принимать участие в разрешении коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадиях;

- координировать работу трудового арбитража, направлять своих специалистов, экспертов для участия в работе примиряющих органов;

- безвозмездно получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей и их объединений, сторон коллективного трудового спора (конфликта) информацию, необходимую для использования во время проведения примиряющих процедур;

- предупреждать стороны о нарушении ими требований действующего законодательства во время рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и возможных следствиях таких нарушений;

- предлагать органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендации относительно применения мер по разрешению коллективного трудового спора (конфликта), реализация которых входит в их компетенцию.

НСПП в пределах своих полномочий принимает решения, которые имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта), соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

2. Согласно ст. 2 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 г. коллективный трудовой спор (конфликт) - это расхождения, которые возникли между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

- установления новых или изменения существующих социально-экономических условий работы и производственного быта;

- заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

- выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

- невыполнения требований законодательства о труде.

Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется Примирительной комиссией по вопросам, предусмотренным пунктами "а" и "б" ст. 2 Закона. примирительной комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные ст. 9 Закона, - трудовым арбитражем;

Вопросы коллективного трудового спора, предусмотренные пунктами "в" и "г" ст. 2 Закона рассматриваются трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия - это орган, предназначенный для подготовки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и который состоит из представителей сторон (ч. 1 ст. 8 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)"). Согласно статей 7-10, 13, 14 Закон разработано и утверждено приказом Национальной службы посредничества и примирения (далее - НСПП) от 4 мая 1999 г. №36 Положение о примирительной комиссии, которым определен порядок образования примирительной комиссии; порядок рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и принятие решения; статус члена примирительной комиссии, его права. Примирительная комиссия образовывается по инициативе одной из сторон на производственном уровне в 3-дневный, на отраслевом или территориальном уровне - в 5-дневный, на национальном уровне - в 10-дневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового количества представителей сторон.

Порядок определения представителей в примирительной комиссии определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно.

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в 5-дневный, отраслевой и территориальной примирительными комиссиями - в 10-дневный, примирительной комиссией на национальном уровне - в 15-дневный срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продолжены.

Решение согласительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и в сроки, которые установлены этим решением.

После принятия решения относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

В решении коллективных трудовых споров могут принимать участие независимые посредники. Независимый посредник – избранное по общему выбору сторон лицо, которое оказывает содействие установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, принимает участие в подготовке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения (ст. 10 Закона). Приказом Национальной службы посредничества и примирения от 11 ноября 1999 г. №106 утверждено Положение о посреднике, которое закрепляет условия и порядок отбора посредников, наделение и прекращение полномочий; порядок привлечения посредников; порядок привлечения посредника к участию в примиряющих процедурах; его права, обязанности, квалификационные требования к посреднику, ответственность. Трудовой арбитраж - это орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по сути трудового спора (конфликта).

Трудовой арбитраж образовывается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в 3-дневной срок в случае:

- непринятия примирительной комиссией согласованного решения относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта) об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий работы и производственного быта, а также о заключении или изменении коллективного договора, соглашения;

- возникновении коллективного трудового спора (конфликта) по выполнению коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, о невыполнении требований законодательства о труде.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по согласию сторон. Если стороны не достигнут согласия, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров (п. 2.2 Положения о трудовом арбитраже, утвержденном приказом Национальной службы посредничества и примирение от 4 мая 1999 г. №37). В состав трудового арбитража не могут входить лица, которые являются представителями сторон коллективного трудового спора (конфликта), или лица, которые в той или иной степени заинтересованы в его одностороннем решении (п. 2.6 Положения).

Согласно п. 1.2 Положения об арбитре, утвержденном приказом Национальной службы посредничества и примирения от 11 ноября 1999 г. №105, арбитр - это подготовленное НСПП лицо, которое в случае привлечения его сторонами коллективного трудового спора (конфликта) для участия в работе трудового арбитража получает статус члена трудового арбитража и имеет право рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) с целью принятия решения по его сути. Кандидатура арбитра предлагается органом НСПП для участия в работе трудового арбитража по письменному заявлению одной из сторон коллективного трудового спора (конфликта).

Глава трудового арбитража избирается из числа его членов. В состав трудового арбитража также могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае потребности - представителей других заинтересованных органов и организаций.

Трудовой арбитраж должен принять решение в 10-дневной срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продолжено до 20 дней. Решение трудового арбитража состоит из вступительной, описательной, мотивационной и резолютивной части (п. 6 Положения о порядке подготовки и принятие решения трудового арбитража при решении коллективного трудового спора (конфликта), утвержденного приказом Национальной службы посредничества и примирение от 20 сентября 1999 г. №88). Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами и является обязательным для выполнения если стороны об этом предварительно договорились.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: