Лекции по исторической этнологии 1 страница

Чеснов Я.В.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии:Учебное пособие. — М.: Гардарика, 1998. — 400 с.

ISBN 5-7762-0056-3 (в пер.)

Этнология призвана в многообразии быта обнаруживать непрерывный исторический процесс. Поэтому историческая этнология расширяет взаимное понимание человеческих культур. Это основное положение данного пособия раскрыто на разнообразных, порою странных реалиях исторического быта. Из сложные семиотические структуры становятся понятны при обращении к ниа с позиции свободы человеческой личности, которая положена в основу антропологического подхода, представленного герменевтикой жизни Поэтому в книге важное место уделено разным сторонам культуры человеческого тела, здоровью, гендерному поведению, особой культурогенной роли женщины. Локальные образования (хозяйственно-культурные типы, историко-этнографические области, стили, этноментальные пространства, этнографические типы и жанры народной культуры) рассмотрены как фрагменты общей историко-этнологической перспективы порождения человеческой культуры.

Курс лекций рассчитан на студентов, специализирующихся на кафедрах этнологии, культурной антропологии и социологии. Оно может служить книгой для чтения всем, кто интересуется историей культуры.

УДК 392(075.8)

ББК 63.5

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Соросав рамках программы «Высшее образование»

Взгляды и подходы авторов не обязательно совпадают с позицией программ В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.

Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Л. Шадрикоп

В оформлении переплета использован фрагмент картины Бенджамена Вэста

«Встреча Пенна с индейцами» (1781)

ISBN 5-7762-0056-3

СОДЕРЖАНИЕ

К читателю 5

text.htm - glava01

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ Предмет методы и основные понятия

исторической этнологии 7

1 Историческая этнология и развитие демократии 7

2. Фактуальные основания исторической этнологии 8

3 Работа с фактом в исторической этнологии 9

4. Смыслы раскрываемые фактом 11

5 Традиция порядок и мера 11

6 Понятие о культуроценоэе 13

7 Личность нрав, обычай и норма 16

8 Понятие об антропоценозе 17

9 Исследование повседневности 19

10 Этносы и этничность 20

11 Народная культура в предметном поле исторической этнологии 22

text.htm - glava02

ЛЕКЦИЯ 1 Порождение реальности — герменевтического

пространства жизни 24

1 Звук и речь — это побуждение 24

2 Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждений 26

3 «Край поля» и примирение с природой 28

4 Зеркало Миклухо-Маклая Коммуникативное уплотнение

пространства 32

5 Порождение реальности 37

text.htm - glava03

ЛЕКЦИЯ 2. Традиция как жанр и предание 42

1 фрагменты и жанры 42

2 Признаки условия 43

3 Распределение и дарообмен 45

4 Распределительное время и топ традиции 48

5 Ритуал и обряд 51

6 Обычаи 54

==390==

CONTENT

То the reader 5

INTRODUCTORY LECTURE Subject methods and general concepts

of historical ethnology 7

1 Historical ethnology and development of democracy 7

2 Factural sources of historical ethnology 8

3 Anahsis of bet in historical ethnology ^

4 Meanings displayed in a fact 11

5 Tradition, order and measure 11

6 The concept of cultural cenosis 13

7 Person mores, custom and norm 1°

8 The concept of anthropocenosis 17

9 Study of every day reality IS

10 Ethnosis and ethnicity 2()

11 Folk culture in the subject field of historical ethnology 22

LECTURE 1 Generation of reality Hermeneutics sphere of life 24

1 Sound and speach It is a motivation 24

2 The belt of Aphrodita and the error of Aedipus Hermeneutics

of motivation ~

3 «The margine of a field» and reconciliation with the nature 28

4 The mirror of Mikclukho-Maclay A communicative density

of space 32

5 Generation of reality •"

LECTURE 2 Tradition as genre and transmission 42

1 Fragments and genres '*2

2 Indicators-conditions 43

3 Distribution and exchange of gifts 45

4 Distributive tune and topos of tradition 48

5 Ritual and nte ^1

6 Custom °>4

7. Менталитет и традиция-предание................. 54

8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической

этнологии............................ 58

text.htm - glava04

ЛЕКЦИЯ 3. Региональный процесс в исторической этнологии..... 61

1. Теория «культурных областей».................. 61

2. Хозяйственно-культурные типы.................. 64

3. Историко-этнографичсские области................ 66

4. Региональный стиль и культурный дрифт."............. 67

5. Этногенез как территориально-распределительная проблема..... 69

6. Россия — этноментальное пространство.............. 72

text.htm - glava05

ЛЕКЦИЯ 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация.. 82

Л. Постановка вопроса........................ 82

2. Теория этнизации........................ 85

3. Передача этнокультурной информации............... 87

4. Хозяйственно-психологическая самоидентификация......... 92

5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез............ 96

text.htm - glava06

ЛЕКЦИЯ 5. Этнонимы........................ 100

1. Как возникает этноним?..................... 100

2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы).............. 105

3. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы............ 107

4. Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания... 112

5. Судьба этнонима......................... 115

text.htm - glava07

ЛЕКЦИЯ 6. Этнический образ.................... 118

1. Этническое сознание и этнический образ............. 118

2. Индивид и этнос......................... 122

5. Время и нравы.......................... 126

4. Личностное освоение пространства................ 131

5. Фантазия и структура этнического образа............. 135

text.htm - glava08

ЛЕКЦИЯ 7. Локально-этнографические группы............ 143

1. Локальное и этническое...................... 143

2. Этнографические группы народов и этногенетический процесс... 147

3. История «панцирных бояр».................... 156

text.htm - glava09

ЛЕКЦИЯ 8. Типологизация отдельных реалий культуры........ 160

1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации..... 160

2. Ценностные черты локального этнографического типа....... 163

3. Иерархия признаков....................... 167

4. Проблема изофункциональности.................. 169

==392==

CONTENT

7. Mentality and tradition....................... 54

8. Bakhtin and problem of folk culture as the subject of historical

ethnology............................. 58

LECTURE 3. Regional process in historical ethnology........... 61

1. Theory of «cultural areas»..................... 61

2. Economic-cultural types....................... 64

3. Historic-ethnological areas..................... 66

4. Regional style and cultural drift................... 67

5. Ethnogenesis as a territorial-distributional problem.......... 69

6. Russia as a space of ethnic mentality................ 72

LECTURE 4. Economic-cultural differentiation and ethnisation...... 82

1. The formation of the problem................... 82

2. Theory of ethnisation........................ 85

3. Transmission of ethnocultural information.............. 87

4. Economic-psychological self-identification............... 92

5. Economic-cultural types and ethnogenes............... 96

LECTURE 5. Ethnonyms....................... 100

1. How does an ethnonym originate?................ 100

2. The most anden ethnonym (protoethnonym)........... 105

3. Ethnonym and economic-cultural type............... 107

4. Ethnonym, connected with the developement of a collective identity. 112

5. The fate of an ethnonym..................... 115

LECTURE 6. Ethnic image...................... 118

1. Ethnic image as a sub)ect study.................. 118

2. Individual and ethnos...................... 122

3. Time and mores......................... 126

4. Personal conquest of the space.................. 131

5- Fantasy and structure of an ethnic image............. 135

LECTURE 7. Local-ethnographic groups................ 143

1. The local and the ethnical.................... 143

2. Ethnographic groups and the ethnogenesis process......... 147

3. The history of «armored boyars»................. 156

LECTURE 8. Typology of reality of ethnographic culture........ 160

1. The general notion of typology and procedure of typology...... 160

2. Valuable features of ethnographic types.............. 163

3. Hierarchy of features........................ 167

4. Problem of isofunctionality.................... 169

text.htm - glava10

ЛЕКЦИЯ 9 Окулмуренная природа, жилище и пища 177

1 Дом и дорога 177

2. Исторические стили жилища 179

3 Хлеб наш насущный 182

text.htm - glava11

ЛЕКЦИЯ 10 Архетипы вещей 187

1 Общее представление о вещи 187

2. Вещь как жест 190

3 Овещение человека 192

4 Хранилище вещей 195

5 Космология и витальность 199

6 Округлое тело 201

7 Архетип вещи 204

text.htm - glava12

ЛЕКЦИЯ 11 Тело в облачении одежд 209

1 «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело 209

2 Стыд и сексуальность 213

3 Свадебный дар головной убор и обувь 216

4 Приманивание счастья одеждой 221

5 Одежда и структуризация времени 230

text.htm - glava13

ЛЕКЦИЯ 12 Кинесика и жесты 233

1 Поза, жест и кинема 233

2. Возможности человеческих рук и ног 235

3 Шаг Майтрейи и теория жеста 236

4 Кинесический опыт человека 242

5 Жесты и символика ног 243

6 Контрагенты жеста 247

text.htm - glava14

ЛЕКЦИЯ 13 Этнология здоровья 249

1 Интенция здоровья 249

2 Типология культур по отношению к здоровью 252

3 Подвижный критерий здоровья 256

4 Гомеостаз организма и роль культуры 261

5 Архетип здоровья и личность 263

6 Заклинание здоровья 269

7 От постулата коллективного здоровья к новой парадигме 273

text.htm - glava15

ЛЕКЦИЯ 14 Демиурги культуры 278

1 Синтагматический распад 278

2 Демиурги — маргинальные существа 281

3 Яд культуры 284

==394==

CONTENT

LECTURE 9 A cultuvated nature, dwelling and food 177

1 A house and a road 177

2. Styles of dwelling and its types 179

3 The bread or today 182

LECTURE 10 Archetypes of things 187

1 The general notion of a thing 187

2 A thmg as a gesture 190

3 Bcthingmg of a man 192

4 The storage of thmg 195

5 Cosmologie and vitality 199

6 A round shaped body 201

7 Archetype of a thing 204

LECTURE 11 A body under a cover of clothes 209

1 The exterior and interior vital body 209

2 Shame and sex 213

3 A wedding gift- head-dress and shoes 216

4 To lure a luck by a clothing 221

5 The clothes and structunsation of tune 230

LECTURE 12 Kmesics and gestures 233

1 Posture, gesture and kmema 233

2. The ability of hands and legs 235

3 The step of Maytreya and theory of gesture 236

4 The kmesic experience of man 242

5 Gesture and symbolics of legs 243

6 Counterparts of gesture 247

LECTURE 13 Ethnology of health 249

1 Intention of health 249

2. Typology of cultures concerning health 252

3 A mobile cntenum of health 256

4 Homeostasis of an organism and the role of culture 261

5 Archetype of health and personality 263

6 Incantation of health 269

7 From postulation of collective health towards a new paradigma 273

LECTURE 14 Creators of culture 278

1 Smtagmatique decay 278

2 Creators as marginal beings 281

3 The poison of culture 284

text.htm - glava16

ЛЕКЦИЯ 15 Гость, приносящий благо 287

1 Миф о гостях бога 287

2 Структура гостевания 290

3 Архетип юстевания 294

text.htm - glava17

ЛЕКЦИЯ 16 Женский путь из природы в культуру 297

1 Преодоление токсикоза культуры 297

2 Бездомность и свобода девушек 300

3 О девичьей красоте 303

4 От девичества к материнству 308

5 Женская генеративность 311

6 Культурогенная редуплекация 314

7 «Быть» а не «иметь» 316

text.htm - glava18

ЛЕКЦИЯ 17 Архаическая личность аффекты и витальность 318

1 Заклинание охотника 318

2 Аффекты и проблема зла 322

3 Стыд — залог будущего примирения 325

text.htm - glava19

ЛЕКЦИЯ 18 Смех и истоки культуры 329

1 Юмор индейцев 329

2 Смех богов или обезьян? 331

3 Детский смех ЭВ*

text.htm - glava20

ЛЕКЦИЯ 19 Письмо забвение и память культуры 340

1 Обряды забвения 340

2 Сидение на шкуре быка — образ забвения 344

3 Странный пищевой запрет 346

4 Знаки избыточности 349

5 Скифское послание 352

text.htm - glava21

ЛЕКЦИЯ 20 Письмо в этнической традиции 357

1 Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской

культуры) 357

2 Съеденная письменность 363

3 Утрата письменности и миф о собаке 368

4 Письмо и этнический облик 370

5 Письмо и путь к свободе 373

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ

1-20 377

ЛИТЕРАТУРА К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1—20 384

==396==

CONTENT

LECTURE 15 The guest who brings the good 287

1 The myths of the guests of the Lord 287

2 Structure of guesting 290

3 Archetype of guesting 294

LECTURE 16 The fanal way from nature into culture 297

1 Overcoming of cultural intoxication 297

2 Homelessness and freedom of maidens 300

3 About maiden s beauty 303

4 From virginity to maternity 303

5 The femal generativness 311

6 The cultural reduplecation 314

7 To «be» and not to «have» 316

LECTURE 17 The archaic persons aflfects and vitality 318

1 Hanter's incantation 318

2. Affect and the problem of a will 322

3 The shame as a guarantee of a future reconciliation 325

LECTURE 18 Laugh and origins of culture 329

1 Humour of Indians 329

2 Laugh of gods or of apes? 331

3 Laugh of a child 332

LECTURE 19 Script oblivion and memory of culture 340

1 Rites of oblivion 340

2. Sitting on a bull's skin as the image of oblivion 344

3 An odd food tabu 346

4 Signes of surplus 349

5 A scythian message 352

LECTURE 20 Scnpt in the ethnic tradition 357

1 Scnpt in the ethnic mentality (on the data of khanty culture) 357

2 The eaten script 363

3 The lost of script and the dog myth 368

4 The script and the ethnic image 370

5 The script and the way to freedom 373

CONTROL QUESTIONS TO INTRODUCTORY LECTURE AND

LECTURES 1—20 377

THE LIST OF RECOMMENDED LITERATURE TO INTRODUCTORY

LECTURE AND LECTURES 1-20 384

К ЧИТАТЕЛЮ

В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и замкнутость не была абсолютной. Ее граждане проводили свободное

время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев.

Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией. Она

учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеобщее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология относится к истории как к материалу и призвана из всего сложившегося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде странных обычаев, непонятных предметов, других традиций, совсем другого человека. Часто этот человек не оставил нам письменных посланий, но только «артефакты» культуры.

Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам тогочеловека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практической науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая главная цель этнологии — понять другого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глубине приближено к пониманию самого себя.

История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия-

ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры.

Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповторимое чудо — событие культурогенеза. Это

и есть предмет исторической этнологии.

В лекциях использованы многочисленные этнографические факты. Они были найдены в литературе, но большею частью со-

==5

к читателю

браны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве расселения русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумывание «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога.

Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо воспользоваться принципом гипертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наоборот Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы Историческая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипертекст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т. п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отечественной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытности, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культурогенез.

Надеюсь, что хоть какие-то страницы заинтересуют не только профессионала — этнолога (социального, культурного, культурального... и т. д. антрополога), но и просто читателя. Спасибо студентам Москвы, Кемерова, Улан-Удэ, Архангельска, которые прослушали фрагменты из этой книги в виде лекций. Опыт этого общения учтен в тексте. И особая благодарность сотрудникам Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые, храня поистине античное уважение к исторической этнологии, помогли в издании этой книги.

Ян Чеснов, Дедовск Московской области

марта 1998 г.

==6

00.htm - glava01

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии

1. Историческая этнология и развитие демократии

Есть ли хоть какая-то организованность в бесконечном разнообразии фактов народной и этнической жизни? А если есть, то в чем смысл отличающихся от принятых у нас социальных институтов и правил вежливости, странных верований и непривычной кулинарии? Ученые-эволюционисты в прошлом веке поступали просто: они объявили европейскую культуру вершиной длительного развития, оставившего о себе память в виде «примитивных» народов и пережитков в собственной культуре. Один из столпов эволюционного направления в этнологии Джеймс Фрэзер, автор знаменитой «Золотой ветви». О Фрэзере Людвиг Виттгенштейн сказал: «Его объяснения примитивных обрядов еще более грубы и невежественны, чем смысл этих обрядов». Может быть, зря Виттгенштейн назвал самого Фрэзера дикарем. Но произошло это потому, что Людвиг Виттгенштейн (1889—1951) — человек другого времени, другого, более зрелого состояния европейской науки. Он, великий философ, знал толк в народной жизни: преподавал австрийским детям, был как дома в Англии, жил в Ирландии и в Норвегии, выучил русский язык. Он осудил у Фрэзера его культурный империализм.

Почему рафинированный интеллект Виттгенштейна был увлечен Л. Н. Толстым, Россией (он побывал здесь) и стремился понять быт самых далеких ее народов? Потому что историко-этнологическое знание дает простор свободному духу, не только все познающему, но понимающему и принимающему человека в других формах его существования. Историческая этнология, изучающая культурную среду человечества в ее становлении и в изменениях, демократична в самой своей сути. Примечательно, что с

==7

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

упрочением в мире демократических устоев, возросла научная значимость историко-этнологических исследований, они стали все более необходимы для осмысления общеисторического процесса.

2. Фактуальные основания исторической этнологии

В наше время становится все более очевидным, что средства этой науки состоят не в жестком аналитическом расчленении и выстраивании схем из полученных обрубков. Историческая этнология идет от целостных фактов-описаний культурной жизни к аналитической, но целостной картине становления ее жанров. В результате мы получаем «культуру поведения» или «культуру жилища». Вычленить подобную жанровую традицию не всегда просто. Михаилу Бахтину мы обязаны своим научным представлением о народной культуре средневековья. Не менее значимы для науки историко-этнологические разработки становления форм брака и семьи, институтов власти, народных верований, материальной культуры и т.д.

Гуманитарные науки отличаются от точных с заданными аксиомами и постулатами в последних не только иным своим устройством, но и как бы иной жизнью во времени. Вот Евклидовские «Начала» геометрии, написанные около 300 г. до н.э., до сих пор непоколебимы, и где-то даже сейчас школьники по ним изучают геометрию. Современные поколения россиян выучились геометрии по прекрасному учебнику Киселева, созданного уже сто лет назад. А вот удовлетвориться историко-этнологическими представлениями времен, когда в Александрии жил Евклид, или представлениями конца прошлого века мы никак не можем. Но этнографически зафиксированные обычаи народов в конце прошлого века для исторической этнологии чрезвычайно важны, а те, которые относятся к эпохе Евклида, просто бесценны.

За столетие до Евклида жил древнегреческий историк Геродот (ок. 484—425 гг. до н.э.). Он оставил труд — «Изложение событий», известный как «История» в 9 книгах. Римский публицист Цицерон в I в. до н.э. назвал Геродота «отцом истории». С равным правом Геродота можно назвать «отцом этнологии». Он дал точные описания обычаев греков, персов, египтян, индийцев, скифов и ливийцев, не унизив никого и даже ставя многих, особенно египтян, выше своего собственного народа по знаниям и

==8

Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии

морали. Вот это и удивительно. Потому что через тысячи лет европейцы будут писать небылицы о далеких народах: что есть «люди с песьими головами» или с лицами на груди, а что про нравы их напишут — и говорить нечего. Еще долго после открытия Америки в европейских умах жило сомнение: люди ли индейцы? И нужен был специальный указ Папы Римского, удостоверяющий, что это все-таки люди. Откуда возникло деление на великие и малые народы, которого не было у Геродота? Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо обратиться к исторической этнологии, которая покажет, что у исторического процесса есть свои издержки. И в этом огромное предупреждающее и воспитательное значение исторической этнологии.

3. Работа с фактом 6 исторической этнологии

Структуры институтов, морфологию, или историю, вещей изучают специальные науки. Они вскрывают причинно-следственные связи, на основании которых строится научное объяснение. В отличие от этого основное внимание исторической этнологии обращено на становление целостных смыслов. Смыслы отвечают на вопрос — для чего существует то или иное явление. Смыслы не столько объясняются, сколько интерпретируются. Историческая этнология стремится понять и проинтерпретировать явление, т.е. она работает с фактами герменевтически. Это значит, что мы всегда полагаем, что та часть факта, которая нам непонятна, имеет смысл, скрытый в прошлом. Найдя в прошлом смысл части, мы получаем возможность понять весь факт, который представляет собой какой-нибудь фрагмент культуры. Описанная процедура — это современное герменевтическое понимание давно известного сравнительно-исторического (или сравнительно-типологического) метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: