Урок — основная форма организации занятий по гимнастике в школе

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ В ШКОЛЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Вопросы для самоподготовки.

1. Воспитательное значение гимнастических праздников и выступлений.

2. Агитационное и педагогическое значение гимнастических выступлений и праздников.

3. Краткий исторический обзор гимнастических выступлений и праздни­ков.

4. Задачи и содержание гимнастических выступлений в школах и лаге­рях отдыха: индивидуальные, групповые, массовые, спортивно-гимнастичес­кие, выступления.

5. Особенности их подготовки и проведения.

6. Тема праздника. Сценарий методика составления, подбор упражнений.

7. Особенности подготовки и проведения гимнастических выступлений на сцене.

8. Художественное оформление и музыкальное сопровождение выступ­лений.

9. Применение технических средств,

10.Роль учителя физической культуры и школьного общественного акти­ва в организации и проведении гимнастических выступлений и праздников.

1. Массовые гимнастические выступления — под редакцией А. Абрамяна издательство ФИС Москва 1966 год.

2. Гимнастика — под. редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина издатель­ство ФИС Москва 1969 год.

3. Теория и методика гимнастики — под редакцией В. И. Филипповича издательство «Просвещение» Москва 1971 год.

4. Гимнастика — под редакцией А. М. Шлемина и А. Т. Брыкнпа изда­тельство ФИС Москва 1979 год.

5.Гимнастика /Под ред. Д. Палыгпн. —М.: Просвещение, 1982.

6. Гимнастика /Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смоленского. —М.: ФИС, 1985-

7. Гимнастика с методикой преподавания — под редакцией В. М. Смолевского издательство ФИС Москва 1987 год.

8. Физкультурные праздники и зрелища — под редакцией М. Д. Сигала издательство ФИС Москва; 1977 год.

9. Спортивные праздники и атракционы — под редакцией Москва 1970 год.

Лекция 7

План:

1. Задачи и содержание гимнастики в школьной программе по ф. к.

2. Урок — основная форма организации занятий по гимнастике в школе.

3. Структура урока гимнастики.

4. Задачи, средства и методы проведения отдель­ных частей урока.

5. Нагрузка на уроке и ее регулирование.

6. Особенности проведения занятий по гимнасти­ке с детьми различного школьного возраста,

7. Учет успеваемости по гимнастике.

8. Гимнастика в режиме школьного дня.

9. Вопросы для самоподготовки.

10.Рекомендуемая литература.

В настоящее время в учебном плане общеобразовательной школы на уроки физической культуры отводится по 3 учебных часа в неделю. Содержание уроков физической культуры определяется обязательной программой физического воспитания учащихся, а также преемственностью учебно-воспитательной работы программы учитывается возраст, пол и физические возможности учеников. Программа, разработанная для определенных классов, в общем представляет единое целое, обусловленное общей направлённостью, и задачами физического воспитания уча­щихся, а так же преемственностью учебно-воспитательной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Физическое воспитание в школе направлено на физическое совершенствование учащихся, с целью подготовки их к общественно-полезному труду, к жизни, к защите Родины. В процессе занятий гимнастикой в школе решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическо­му развитию и закаливанию организма учащихся.

2. Формирование и совершенствование у школьников естественных двигательных умении и навыков, обучение новым видам движений

3. Развитие основных двигательных качеств.

4. Воспитание морально-волевых качеств.

5. Обучение основам техники гимнастических упражнений.
6. Закрепление навыков правильной осанки.

7. Сообщение учащимся специальных знаний в области физической культуры и спорта, привитие гимнастических навыков.

8. Воспитание устойчивого интереса и привычки к системати­ческим занятиям физическими упражнениями.

9.Привитие учащимся организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива.

Все представленные в программе физические упражнения должны рассматриваться учителем как конкретный материал для решения образовательных, оздоровительных и воспитатель­ных задач. К числу обязательного учебного материала относит­ся гимнастика. Она входит в учебную программу физического воспитания с 1-го по 11 класс и ей принадлежит ведущее место, особенно, ее разновидности - основной гимнастике. Это объясняется тем, что именно основная гимнастика обеспечивает пос­ледовательное и полное овладение общими основами всех д вижений и специфическими основами наиболее распространенных прикладных двигательных, действий. Вместе с тем основная гимнастика дает возможность избирательно воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и одновременно решать задачу общего физического развития школьников. Таким образом, гимнастике принадлежит значительное место в решении задач физического воспитания школьников. Этому способствует и относителъно большое количество времени, отводимое на гимнастику 224 учебных часа, что гораздо более времени отводимого на легкую атлетику и лыжный спорт.

В разделе программы по гимнастике входят теоретические сведения, дающие представления о гимнастике как о средстве физического воспитания и формах ее правильного применения.

В практический раздел программы входят строевые упраж­нения, элементарные движения и их сочетания, различные виды ходьбы, бега, прыжки, метания, упражнения в равновесии, акро­батические упражнения, лазания и перелазания, упражнения в висах и упорах.

Строевые упражнения являются средством организации уча­щихся и целесообразного их размещения на занятиях. Они спо­собствуют формированию правильной осанки, формируют навы­ки совместных действий, дисциплинируют учащихся. Строевые упражнения начинают изучать с 1-го класса. Их можно включать в любую часть урока, но обучение им ведется как правило вначале урока. На уроке рекомендуется изучать не более 2-х строевых упражнений в течении 3-5 минут. Для их совершенст­вования, строевые упражнения можно включать в каждое заня­тие. Выполнению строевых упражнений и команд в младших классах должна предшествовать подготовительная работа с уче­никами. Надо уточнить, где находится левая и правая сторона, как делать повороты на месте, что такое колонна и шеренга, за­ранее наметить точки, по которым ученики будут ориентировать­ся при построении и перестроении. Строевые упражнения учени­ками младших классов усваиваются трудно. Поэтому не следу­ет форсировать процесс овладения ими, добиваться с первых же занятий четкого их выполнения. Достаточно, чтобы ученики в 1-м классе имели о них представление и организованно их выполняли. На занятиях гимнастикой, особенно в младших
классах осваиваются почти все типичные для гимнастики поло­жения тела, его частей: это всевозможные стойки, с различными положениями ног, приседы, выпады, положения сидя и лежа.
Изучаются основные положения рук, ног и движения ими. Эти положения служат как исходные при дальнейшем выполнении уп­ражнений. Постепенно из отдельных движений составляются элементарные упражнения общеразвивающего типа. Их удельный вес растет и в средних классах они занимают уже ведущее место. Па уроках гимнастики включаются общеразвивающиеся упражнения с предметами. Использование предметов вносит из­менения в характер и технику движений. В младших классах уп­ражнения с предметами могут играть роль облегчающего фак­тора, т. к. они более доступны и эмоциональны. С помощью О. Р. У. можно обеспечить постепенное увеличение нагрузки, обеспечить их умеренное тренирующее влияние, обращая при этом внимание на общее физическое развитие учащихся.

Ходьба и бег также входят в практический раздел програм­мы. Это наиболее привычные распространенные для детей дви­жения. На уроках гимнастики осваиваются основы техники ходь­бы и бега, а также их разновидностей. Совершенствуя привыч­ные способы ходьбы и бега, необходимо научить детей сохранять правильную осанку, передвигаться свободно, оптимально-широ­ким шагом. Важно при этом научить детей ритмичному, спокойному дыханию через нос. Упражнения в ходьбе и беге используют для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-со­судистой системы, органов дыхания, повышения обмена веществ в организме.

Значительное место в разделе «гимнастика» занимают прыжки. В младших классах дети обучаются прыжкам на одной, на двух ногах, с поворотами, прыжки в глубину, в высоту, в длину и различные сочетания прыжков. С четвертого класса вводятся опорные прыжки. Прыжки служат хорошим средством для укрепления суставов, развития мышц ног и плечевого пояса, для воспитания решительности, смелости, ловкости и быстрых дви­жений. При обучении прыжкам, необходимо обращать внимание на соразмерность силы толчка с имеющимся препятствием. Это положение особенно важно учитывать в младших классах, где детям свойственно действовать в полную силу, независимо от конкретных условий. Особое внимание следует уделять состоя­нию места приземления (грунт должен быть взрыхлен, маты пра­вильно уложены).

Определенное место в программе занимают упражнения в равновесии. Способность сохранять равновесие в различных ус­ловиях опоры является сложным и вместе с тем жизненно-важ­ным навыком. На совершенствовании функции равновесия боль­шое влияние оказывают специальные упражнения, предусмот­ренные программой. К таким упражнениям относятся: различные передвижения шагом, прыжками, танцевальными шагами, ходь­ба с преодолением препятствий, переноса груза и расхождение вдвоем. Выполняются эти упражнения на ограниченной опоре, причем высота ее постоянно увеличивается. В школе эти упраж­нения обычно выполняются на гимнастической скамейке и на бревне. При выполнении упражнений в равновесии необходимо обратить внимание на страховку.

Акробатические упражнения в программе занимают большое место. Их выполнение требует тонкой координации движений, и в связи с этим особое внимание на подготовку к предстоящей деятельности, на ее организацию. В программе предусмотрены следующие упражнения: группировки, перекаты, кувырки, стои­ки, перевороты...

Упражнения в лазании и перелезании занимают достаточно большое место особенно в программе младших классов. Они сос­тоят из относительно простых движений и представляют c oбой перемещения тела по наклонной доске, гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту в положениях простых или смешанных висов и упоров. Упражнения в лазании и перелезании требуют от занимающихся проявления силы, силовой выносливости, ко­ординации движений и служат хорошим средством развития этих качеств. С помощью упражнений в лазании и перелезании школьников обучают различным способам преодоления препят­ствий.

Значительное место в программе занимают упражнения в ви­сах и упорах, а также различные перемещения из висов в упо­ры наоборот. Выполнение этих упражнений направлено на при­обретение учащимися специальных двигательных навыков, а также на воспитания ловкости, силы, быстроты, смелости и уве­ренности в своих силах. Упражнения выполняются на г. стенке, скамейке, брусьях, бревне, перекладине.

В настоящее время в общеобразовательной школе сложились и широко применяются такие формы занятий гимнастикой как уроки физкультуры с гимнастической направленностью, гимнас­тика в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкульт­минутки), секционные занятия, самостоятельные занятия, сорев­нования. Основной формой организации занятий гимнастикой в школе являются уроки. По своим педагогическим задачам уро­ки гимнастики подразделяются на учебные, в которых главная задача — изучение нового материала, тренировочные уроки, на которых закрепляется ранее пройденный материал, смешанные — когда изучение нового материала сочетается с совершен­ствованием и закреплением ранее пройденного материала, и кон­трольные — специальные выделяемые для проверки успеваемос­ти учащихся. Наиболее специфическим признаком урочных форм организации занятий является учебно-воспитательная деятель­ность, управляемая преподавателем. Взаимодействие препода­вателя и учащихся на уроке создает наилучшие условия для про­цесса физического воспитания. Деятельностью учащихся руко­водит специалист, вооруженный системой знаний и умений и отвечающий за результаты своего труда. Урочным формам прису­ще постоянство состава занимающихся, их возрастная однород­ность. При проведении уроков гимнастики учитель должен вы­полнять ряд требований:

1. Обучение и воспитание занимающихся должно осущест­вляться на всем протяжении занятий с 1-й и до последней мину­ты.

2. Рационально подобрать средства и методы проведения за­нятий.

3. Равномерно вовлекать учеников в учебную деятельность с учетом их индивидуальных возможностей.

4. Учебную деятельность в каждом занятии нужно строго вес­ти в соответствии с общеметодическими принципами системы фи­зического воспитания. Воздействие урока гимнастики должно быть всесторонним: образовательным, воспитательным, оздоро­вительным.

5. Перед уроком ставить конкретные задачи, которые можно решить на данном уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: