ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ В ШКОЛЕ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Вопросы для самоподготовки.
1. Воспитательное значение гимнастических праздников и выступлений.
2. Агитационное и педагогическое значение гимнастических выступлений и праздников.
3. Краткий исторический обзор гимнастических выступлений и праздников.
4. Задачи и содержание гимнастических выступлений в школах и лагерях отдыха: индивидуальные, групповые, массовые, спортивно-гимнастические, выступления.
5. Особенности их подготовки и проведения.
6. Тема праздника. Сценарий методика составления, подбор упражнений.
7. Особенности подготовки и проведения гимнастических выступлений на сцене.
8. Художественное оформление и музыкальное сопровождение выступлений.
9. Применение технических средств,
10.Роль учителя физической культуры и школьного общественного актива в организации и проведении гимнастических выступлений и праздников.
|
|
1. Массовые гимнастические выступления — под редакцией А. Абрамяна издательство ФИС Москва 1966 год.
2. Гимнастика — под. редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина издательство ФИС Москва 1969 год.
3. Теория и методика гимнастики — под редакцией В. И. Филипповича издательство «Просвещение» Москва 1971 год.
4. Гимнастика — под редакцией А. М. Шлемина и А. Т. Брыкнпа издательство ФИС Москва 1979 год.
5.Гимнастика /Под ред. Д. Палыгпн. —М.: Просвещение, 1982.
6. Гимнастика /Под ред. А. Т. Брыкина и В. М. Смоленского. —М.: ФИС, 1985-
7. Гимнастика с методикой преподавания — под редакцией В. М. Смолевского издательство ФИС Москва 1987 год.
8. Физкультурные праздники и зрелища — под редакцией М. Д. Сигала издательство ФИС Москва; 1977 год.
9. Спортивные праздники и атракционы — под редакцией Москва 1970 год.
Лекция 7
План:
1. Задачи и содержание гимнастики в школьной программе по ф. к.
2. Урок — основная форма организации занятий по гимнастике в школе.
3. Структура урока гимнастики.
4. Задачи, средства и методы проведения отдельных частей урока.
5. Нагрузка на уроке и ее регулирование.
6. Особенности проведения занятий по гимнастике с детьми различного школьного возраста,
7. Учет успеваемости по гимнастике.
8. Гимнастика в режиме школьного дня.
9. Вопросы для самоподготовки.
10.Рекомендуемая литература.
В настоящее время в учебном плане общеобразовательной школы на уроки физической культуры отводится по 3 учебных часа в неделю. Содержание уроков физической культуры определяется обязательной программой физического воспитания учащихся, а также преемственностью учебно-воспитательной работы программы учитывается возраст, пол и физические возможности учеников. Программа, разработанная для определенных классов, в общем представляет единое целое, обусловленное общей направлённостью, и задачами физического воспитания учащихся, а так же преемственностью учебно-воспитательной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Физическое воспитание в школе направлено на физическое совершенствование учащихся, с целью подготовки их к общественно-полезному труду, к жизни, к защите Родины. В процессе занятий гимнастикой в школе решаются следующие задачи:
|
|
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма учащихся.
2. Формирование и совершенствование у школьников естественных двигательных умении и навыков, обучение новым видам движений
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Воспитание морально-волевых качеств.
5. Обучение основам техники гимнастических упражнений.
6. Закрепление навыков правильной осанки.
7. Сообщение учащимся специальных знаний в области физической культуры и спорта, привитие гимнастических навыков.
8. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
9.Привитие учащимся организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива.
Все представленные в программе физические упражнения должны рассматриваться учителем как конкретный материал для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. К числу обязательного учебного материала относится гимнастика. Она входит в учебную программу физического воспитания с 1-го по 11 класс и ей принадлежит ведущее место, особенно, ее разновидности - основной гимнастике. Это объясняется тем, что именно основная гимнастика обеспечивает последовательное и полное овладение общими основами всех д вижений и специфическими основами наиболее распространенных прикладных двигательных, действий. Вместе с тем основная гимнастика дает возможность избирательно воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и одновременно решать задачу общего физического развития школьников. Таким образом, гимнастике принадлежит значительное место в решении задач физического воспитания школьников. Этому способствует и относителъно большое количество времени, отводимое на гимнастику 224 учебных часа, что гораздо более времени отводимого на легкую атлетику и лыжный спорт.
В разделе программы по гимнастике входят теоретические сведения, дающие представления о гимнастике как о средстве физического воспитания и формах ее правильного применения.
В практический раздел программы входят строевые упражнения, элементарные движения и их сочетания, различные виды ходьбы, бега, прыжки, метания, упражнения в равновесии, акробатические упражнения, лазания и перелазания, упражнения в висах и упорах.
Строевые упражнения являются средством организации учащихся и целесообразного их размещения на занятиях. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки совместных действий, дисциплинируют учащихся. Строевые упражнения начинают изучать с 1-го класса. Их можно включать в любую часть урока, но обучение им ведется как правило вначале урока. На уроке рекомендуется изучать не более 2-х строевых упражнений в течении 3-5 минут. Для их совершенствования, строевые упражнения можно включать в каждое занятие. Выполнению строевых упражнений и команд в младших классах должна предшествовать подготовительная работа с учениками. Надо уточнить, где находится левая и правая сторона, как делать повороты на месте, что такое колонна и шеренга, заранее наметить точки, по которым ученики будут ориентироваться при построении и перестроении. Строевые упражнения учениками младших классов усваиваются трудно. Поэтому не следует форсировать процесс овладения ими, добиваться с первых же занятий четкого их выполнения. Достаточно, чтобы ученики в 1-м классе имели о них представление и организованно их выполняли. На занятиях гимнастикой, особенно в младших
классах осваиваются почти все типичные для гимнастики положения тела, его частей: это всевозможные стойки, с различными положениями ног, приседы, выпады, положения сидя и лежа.
Изучаются основные положения рук, ног и движения ими. Эти положения служат как исходные при дальнейшем выполнении упражнений. Постепенно из отдельных движений составляются элементарные упражнения общеразвивающего типа. Их удельный вес растет и в средних классах они занимают уже ведущее место. Па уроках гимнастики включаются общеразвивающиеся упражнения с предметами. Использование предметов вносит изменения в характер и технику движений. В младших классах упражнения с предметами могут играть роль облегчающего фактора, т. к. они более доступны и эмоциональны. С помощью О. Р. У. можно обеспечить постепенное увеличение нагрузки, обеспечить их умеренное тренирующее влияние, обращая при этом внимание на общее физическое развитие учащихся.
|
|
Ходьба и бег также входят в практический раздел программы. Это наиболее привычные распространенные для детей движения. На уроках гимнастики осваиваются основы техники ходьбы и бега, а также их разновидностей. Совершенствуя привычные способы ходьбы и бега, необходимо научить детей сохранять правильную осанку, передвигаться свободно, оптимально-широким шагом. Важно при этом научить детей ритмичному, спокойному дыханию через нос. Упражнения в ходьбе и беге используют для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, повышения обмена веществ в организме.
Значительное место в разделе «гимнастика» занимают прыжки. В младших классах дети обучаются прыжкам на одной, на двух ногах, с поворотами, прыжки в глубину, в высоту, в длину и различные сочетания прыжков. С четвертого класса вводятся опорные прыжки. Прыжки служат хорошим средством для укрепления суставов, развития мышц ног и плечевого пояса, для воспитания решительности, смелости, ловкости и быстрых движений. При обучении прыжкам, необходимо обращать внимание на соразмерность силы толчка с имеющимся препятствием. Это положение особенно важно учитывать в младших классах, где детям свойственно действовать в полную силу, независимо от конкретных условий. Особое внимание следует уделять состоянию места приземления (грунт должен быть взрыхлен, маты правильно уложены).
|
|
Определенное место в программе занимают упражнения в равновесии. Способность сохранять равновесие в различных условиях опоры является сложным и вместе с тем жизненно-важным навыком. На совершенствовании функции равновесия большое влияние оказывают специальные упражнения, предусмотренные программой. К таким упражнениям относятся: различные передвижения шагом, прыжками, танцевальными шагами, ходьба с преодолением препятствий, переноса груза и расхождение вдвоем. Выполняются эти упражнения на ограниченной опоре, причем высота ее постоянно увеличивается. В школе эти упражнения обычно выполняются на гимнастической скамейке и на бревне. При выполнении упражнений в равновесии необходимо обратить внимание на страховку.
Акробатические упражнения в программе занимают большое место. Их выполнение требует тонкой координации движений, и в связи с этим особое внимание на подготовку к предстоящей деятельности, на ее организацию. В программе предусмотрены следующие упражнения: группировки, перекаты, кувырки, стоики, перевороты...
Упражнения в лазании и перелезании занимают достаточно большое место особенно в программе младших классов. Они состоят из относительно простых движений и представляют c oбой перемещения тела по наклонной доске, гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту в положениях простых или смешанных висов и упоров. Упражнения в лазании и перелезании требуют от занимающихся проявления силы, силовой выносливости, координации движений и служат хорошим средством развития этих качеств. С помощью упражнений в лазании и перелезании школьников обучают различным способам преодоления препятствий.
Значительное место в программе занимают упражнения в висах и упорах, а также различные перемещения из висов в упоры наоборот. Выполнение этих упражнений направлено на приобретение учащимися специальных двигательных навыков, а также на воспитания ловкости, силы, быстроты, смелости и уверенности в своих силах. Упражнения выполняются на г. стенке, скамейке, брусьях, бревне, перекладине.
В настоящее время в общеобразовательной школе сложились и широко применяются такие формы занятий гимнастикой как уроки физкультуры с гимнастической направленностью, гимнастика в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки), секционные занятия, самостоятельные занятия, соревнования. Основной формой организации занятий гимнастикой в школе являются уроки. По своим педагогическим задачам уроки гимнастики подразделяются на учебные, в которых главная задача — изучение нового материала, тренировочные уроки, на которых закрепляется ранее пройденный материал, смешанные — когда изучение нового материала сочетается с совершенствованием и закреплением ранее пройденного материала, и контрольные — специальные выделяемые для проверки успеваемости учащихся. Наиболее специфическим признаком урочных форм организации занятий является учебно-воспитательная деятельность, управляемая преподавателем. Взаимодействие преподавателя и учащихся на уроке создает наилучшие условия для процесса физического воспитания. Деятельностью учащихся руководит специалист, вооруженный системой знаний и умений и отвечающий за результаты своего труда. Урочным формам присуще постоянство состава занимающихся, их возрастная однородность. При проведении уроков гимнастики учитель должен выполнять ряд требований:
1. Обучение и воспитание занимающихся должно осуществляться на всем протяжении занятий с 1-й и до последней минуты.
2. Рационально подобрать средства и методы проведения занятий.
3. Равномерно вовлекать учеников в учебную деятельность с учетом их индивидуальных возможностей.
4. Учебную деятельность в каждом занятии нужно строго вести в соответствии с общеметодическими принципами системы физического воспитания. Воздействие урока гимнастики должно быть всесторонним: образовательным, воспитательным, оздоровительным.
5. Перед уроком ставить конкретные задачи, которые можно решить на данном уроке.