Дефицит и профицит бюджета. Обеспечение сбалансированности бюжета.
Межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения -это отношения м/у федерал.властью и властями национ.админист.-территориал. подразделений по поводу оптимал. научнообоснованного распределения доходов бюджета каждого ур-ня и расходов, финансир.из них.
В РФ межбюд.отношения строятся на принципахбюджетного федерализма -это способ упр-я, при кот.должны органически сочетаться интересы всего гос-ва в целом с интересами его отдельных частей, обеспечивая ед-во и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий, в решении вопросов, входящих в их компетенцию.
Принципы бюджетного федерализма:
1.Сочетание интересов, обеспечивающие высокую самостоятельность территор.бюджетов при сох-ии ведущей роли федерал.бюджета.
2.Равенство прав бюджетов каждого ур-ня.
3. Применение ед-ых для всех субъектов критериев при расчете объемов ср-тв, выделяемых в целях выравнивания развития регионов и оказания им фин.помощи.
Эл-ты межбюджетных отношений:
1. Дотации-бюд.ср-ва, предоставляемые бюджету др.ур-ня бюд.системы на безвозмездной безвозвратной основе для покрытия тек.расходов.
2. Субвенции -бюд.ср-ва, предост.бюджету др.ур-ня бюд.системы или юр.лицу на безвозмездной безвозвратной основе для осущ. определен.целевых расходов.
3.Субсидии -это бюд.ср-ва, предостав.бюджету др.ур-ня бюд.системы юр.или физ.лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Сбалансированность бюджета вкл.2 направления:
1.Профицит и порядок его исполнения
2.Дефицит и методы упр-я им.
Если по итогам исполнения бюджета возникает профицит, на очередной период можно предусмотреть ряд мероприятий.
Ряд мероприятий при профиците:
1.Сократить доходы от приватизации гос-имущ-ва, щапасов и резервов.
2.Направить часть ср-тв на дополнит.погашение долговых обязательств.
3. Путем передачи части ср-тв бюджетам ниже стоящего ур-ня бюд.системы.
4.Внесение изменений в налог.законодательство, снижающее налоговое бремя.
Если бюджет явл. дефицитным, сущ.след.методы упр-я им:
1. Приватизация гос.собственности
2.Продажа гос.запасов и резервов.
3.Займы у населения и в реальном секторе эк-ки
4.Учет казначейских обязательств в цент.банке
5. Эмиссия
На внешнем ур-не возможно использование след.методов:
1.Прямые взаимствования
2.Реализация долговых гос.цен.бумаг на мир.рынке.
Бюд.процесс -это период времени, в теч.кот. разрабатывается и применяется фин.политика гос-ва, разрабатывается, рассматривается и утверждается заком о бюджете, осущ-ся его исполнение, а затем составляется и утверждается отчет об исполнении.
Этапы бюд.процесса:
1.Сост.закона о бюджете:бюдж.послание (итоги, проблемы, приоритеты бюд.политики), разрабатывается мин.финансов.
2. 1)рассмотрение и утверждение гос.думой закона о бюджете, 2)расмот.и утверж.советом федерации, 3)подпись президента и печать.
3. Исполнение бюджета (с 1янв. казначейством).
4. Составление отчета об исполнении бюд. и его утверждение:казначейство-мин.фин.-гос.дума-проверка счет.палаты-гос.дума-совет федер.-президент-печать.