Формы реализации внешнего государственного кредита.
Формы реализации внутреннего гос. кредита.
Сущность госкредита и его функции.
Госкредит-это совокупность денежных экономических отношений, возникающих м-ду гос-вом юр. и физ. лицами по поводу привлечения и размещения свободных финн. ресурсов, причем гос-во в этих отношениях выступает заемщиком, кредитором или гарантом.
Функции: 1) распределительная - временно свободные фин. ресурсы; 2) контрольная.
1)гос.займы – это привлечение временно свободных денежных средств юр. и физ. лиц на финансирование потребностей гос-ва, путем выпуска и размещения гос. ценных бумаг. Их классификация: а) по субъекту или праву эмиссии – федеральные, субфедеральные, муниципальные; б) по срокам займов – краткосрочные(до года, если есть кассовые разрывы), среднесрочные(1-5 лет на покрытие дефицитов), долгосрочные; в) по держателям ЦБ – среди юр. лиц, среди физ. лиц, универсальные – нет привязки к одному кругу; г)по характеру выплаты доходов – процентные, выигрышные (% формирует призовой фонд, который разыгрывается), беспроцентные или целевые (под определенное имущество); д) в зависимости от метода определения доходов – с твердыми доходами, с плавающими доходами; е) по методам погашения: погашаемые единовременно, погашаемые частями.
2) обращение части сбережений в гос. займы – возможно для банков с госуд. участием – осуществляется путем уведомления владельцев сбережений и оформления сберегательных сертификатов
3) заимствование средств общегосударственного ссудного фонда путем передачи кредитных ресурсов центробанка на покрытие расходов Правительства.
4)казначейские ссуды – это ссуды из бюджета нижестоящим уровням бюджетной системы, отдельным предприятиям или группам населения на условиях срочности, платности и возвратности.
5) гарантированные займы – гос-во выступает гарантом.
Система международного гос. кредита – совокупность отношений, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке.
Классификация: 1) в зависимости от формы кредитования: товарная и денежная; 2) в зависимости от выплаты займа: в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, специальные платежные средства, 3) по срокам кредитования: сверхсрочные(несколько дней-месяц), краткосрочные (месяц-год), среднесрочные(1-5 лет), долгосрочные(более 5 лет); 4) в зависимости от характера кредитования: прямое, путем реализации ЦБ гос-ва; 5)по методам погашения: единовременно, частями, валютой, товарными поставками.
Управление государственным долгом – это одно из направлений финансовой политики гос-ва, предусматривающей деятельность гос-ва в роли кредитора, заемщика и гаранта.
На практике управление гос. долгом включает мероприятия по подготовке, выпуску и размещению долговых обязательств гос-ва, по регулированию рынка гос. ценных бумаг, обслуживанию и погашению гос. долга, а также предоставлению кредитов и гарантий.
Задачи управления гос. долгом: 1) минимизация стоимости гос. долга; 2) недопущение переполнения рынка гос. ЦБ; 3) недопущение резких колебаний курса гос. ЦБ; 4) недопущение потери доверия к Правительству в процессе обслуживания и погашения долга.
Методы управления гос. долгом: 1) рефинансировании; 2) конверсия – это изменение доходности займов; 3) консолидация – это изменение сроков займов; 3) консолидация – это изменение сроков займов; 4) унификация – это когда несколько займов объединяются в один и несколько старых ЦБ обмениваются на новую; 5) Аннулирование – отказ платить по обязательствам.