Цели бухгалтерского учета товарных операций

Основными целями бухгалтерского учета товарных операций является:

· своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о приобретении и продаже товаров на основании полученных и сформированных форм первичных документов;

· отражение данных о расходах, связанных с приобретением и продажей товаров;

· своевременное отражение данных о движении товаров на складах организации;

· формирование информации о выручке, прибыли, налогах возникающих при продаже товаров.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи бухгалтерского учета товарных операций:

· своевременное и правильное документальное оформление операций поступления товаров, а также оформление перемещения и реализации товаров;

· определение круга лиц (материально-ответственных работников), ответственных за приемку, отпуск и сохранность вверенных им ценностей;

· контроль за сохранностью товаров в местах их хранения и на всех этапах движения;

· контроль соответствия данных складского учета и оперативного учета движения товаров в местах хранения организации данным бухгалтерского учета;

· контроль за соблюдением установленных в организации норм товарных запасов, обеспечивающих бесперебойную реализацию;

· контроль за соответствием синтетического учета товаров, данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

· проведение анализа эффективности реализации.

Для решения перечисленных задач в организации необходимо обеспечить учет товарных операций в соответствии со следующими принципами:

  1. Организовать аналитический учет товаров по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям, а внутри хозяйствующего субъекта (обособленного подразделения) - по материально ответственным лицам.
  2. Обеспечить учет товаров материально-ответственным лицом в количественном измерении или в количественном и стоимостном измерениях на основании приходных и расходных первичных документов.
  3. В зависимости от методики формирования стоимости товара, при отражении в учете купли-продажи товаров по договору комиссии, договору поставки и прочим договорам, обеспечить партионный или сортовой способ учета.

4. При партионном способе хранения на каждую партию товаров материально ответственное лицо выписывает партионную карту, где указывается наименование, артикул, сорт, цена и количество (масса). По мере отпуска материально ответственное лицо указывает в партионной карте дату отпуска, номер расходного документа и количество (массу) отпущенного товара. Данный вид учета рекомендуется применять при оценке стоимости товара по способу «по себестоимости каждой единицы» или «по способу ФИФО».

5. При сортовом способе на каждое наименование и сорт товаров открывается отдельная карточка. В заголовке карточки указываются наименование, артикул, сорт и другие отличительные признаки товара. В остальной части карточки отражаются приход, расход и остатки. Данный вид учета рекомендуется применять при оценке стоимости товара по способу «по средней себестоимости».

  1. Периодическая проверка фактических остатков товаров путем проведения инвентаризации и сравнение их с данными бухгалтерского учета для контроля за сохранностью ценностей в местах хранения.
  2. Проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.

Порядок поступления и реализации товаров в оптовой торговле регулируется договорными отношениями между организацией и контрагентами (поставщиками и покупателями). Чаще всего в оптовой торговле используют договор поставки товаров, посредством которого регулируют прямые отношения между поставщиком и покупателем и договор комиссии с помощью которого осуществляют продажу товаров через посредников. Гораздо реже используется договор мены товаров.

Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:

· подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствия даты документов периоду, за который представляется отчет;

· соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

· соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

· даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;

· законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);

· наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

· полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

· правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах.

Общая схема движения товаров в организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: