Денежно-кредитная политика Банка России 6 страница

Основу той или иной степени независимости центрального банка от государства закладывает его юридическая самостоятельность, отличительный признак которой — обособленность имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделён правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством, т. е. в любой стране имущество центрального банка (при любой форме собственности на капитал) обособленно от имущества государства. Иначе говоря, финансы государства и финансы центрального банка чётко разграничены.

Независимость центрального банка от правительства подразумевает две её формы: а) политическую; б) экономическую.

Политическая независимость — это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении ориентиров денежной массы. Экономическая независимость — самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются: а) определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента); б) одобрение принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента).

Условиями экономической независимости являются: а) центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов; б) центральный банк не обязан оказывать правительству предпочтение в предоставлении кредитов; в) применение центральным банком экономических (косвенных) методов контроля и регулирования, что предполагает невмешательство правительства в принятие решений банком и, соответственно, не ущемляет его автономию.

Независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

- независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать покупательскую способность национальной денежной единицы, уровень цен и инфляции, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;

- личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;

- юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка.

Чем сложнее внести изменения в устав, тем надёжнее обеспечивается независимость центрального банка;

- взаимоотношения с государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями центрального банка и государственных органов власти повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им его главной цели — обеспечения стабильности денежной единицы. Выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчётность центрального банка о своей деятельности.

Главными задачами, поставленными перед центральным банком, являются:

- обеспечение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы;

- сглаживание колебаний курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам;

- организация бесперебойности денежных расчётов и платежей в стране.

Для решения поставленных задач центральный банк в любой стране наделён полномочиями по выполнению следующих функций:

- монопольной эмиссии банкнот;

- банкира правительства;

- банка банков;

- денежно-кредитного регулирования экономики;

- надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Функция монопольной эмиссии банкнот. За центральным банком законодательно закреплена эмиссионная монополия банкнот, общенациональных кредитных денег. Планируя, организуя и контролируя эмиссию банкнот, центральный банк обеспечивает: а) удовлетворение потребности экономики в наличных деньгах; б) ликвидность банков; в) необходимый объём совокупной денежной массы.

Эмиссия банкнот является основным источником финансовых ресурсов центрального банка. Вновь выпущенные деньги принадлежат центральному банку, а не государству и могут быть предоставлены правительству только в кредит.

Эмиссия современных банкнот практически полностью фидуциарна, т.е. не обеспечена золотом. Официальное золотое содержание национальных денежных единиц отменено. Современный механизм эмиссии банкнот основан: а) на кредитовании коммерческих банков; б) покупке государственных ценных бумаг; в) прямом кредитовании правительства; г) покупке иностранной валюты; д) покупке драгоценных металлов.

Функция монополии эмиссии банкнот тем важнее, чем выше доля наличного обращения в стране.

Функция банкира правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром, кредитором и финансовым агентом.

Как кассир правительства центральный банк открывает и обслуживает счета правительственных ведомств, а также в большинстве стран осуществляет кассовое исполнение бюджета, т. е. организует приём, хранение и выдачу бюджетных средств, ведёт их учёт и отчётность об их поступлении и использовании.

Кроме того, центральный банк является хранителем золотовалютных резервов страны, которые в настоящее время во всех странах — членах МВФ включают в себя следующие компоненты: а) иностранную валюту — 75,3%; б) золотой запас — 19,9%; в) СДР — 1,7%; г) резервную позицию в МВФ — 3,1 %.

Золотовалютные резервы представляют собой резервный актив страны, который может быть использован для погашения внешней задолженности, осуществления других международных расчётов и поддержания курса национальной валюты.

Основную часть золотовалютных резервов составляет иностранная валюта, причём более половины её в составе совокупных золотовалютных резервов стран — членов МВФ приходится на одну валюту — доллар США. Центральный банк обычно размещает значительную часть иностранной валюты, являющейся резервом страны, в высоколиквидные ценные бумаги, обращающиеся на международных фондовых биржах и счетах ведущих в мире банков. Золото выполняет роль высоколиквидного актива, который без труда можно реализовать за необходимую валюту. Обычно центральные банки практикуют с золотом операции «своп» — его продажу за иностранную валюту при одновременном заключении контракта об обратном выкупе через определённый срок.

Незначительная доля в составе золотовалютных резервов приходится на СДР и резервную позицию в МВФ.

Резервная позиция в МВФ это лимит, в пределах которого страна беспрепятственно может получить от фонда необходимую иностранную валюту. Величина этого лимита соответствует 25% суммы, внесённой страной в уставный капитал МВФ.

Как кредитор правительства центральный банк осуществляет его кредитование путем предоставления прямых кредитов, но в основном путём покупки государственных долговых бумаг.

Как финансовый агент правительства центральный банк осуществляет управление государственным долгом, т.е. размещает невыкупленные им самим государственные ценные бумаги среди других держателей, регулирует их доходность и организовывает погашение.

Функция банка банков вытекает из того, что центральный банк не занимается обслуживанием предприятий и населения; его клиентами являются коммерческие банки. Как банк банков, он:

- хранит свободные денежные средства коммерческих банков;

- открывает коммерческим банкам корреспондентские счета для осуществления межбанковских расчётов;

- содействует бесперебойности межбанковских расчётов, в т. ч. путём создания клиринговых палат;

- привлекает временно свободные денежные средства коммерческих банков в депозиты;

- занимается кредитованием (или рефинансированием) коммерческих банков, т.е. является кредитором последней инстанции;

- является хранителем обязательных минимальных резервов коммерческих банков.

Функция проводника денежно-кредитной и валютной политики. Разрабатывая денежно-кредитную политику центральный банк:

- создаёт и обрабатывает статистическую базу данных по объёму и структуре денежной массы в обращении, объёму кредитов, сбережений и накоплений;

- исследует проблемы экономики и денежно-кредитной сферы;

- определяет направления денежно-кредитной политики и осуществляет выбор её основных инструментов.

Основными инструментами центрального банка при проведении денежно-кредитной политики являются:

- таргетирование;

- регулирование нормы обязательных резервов;

- изменение официальной учётной ставки и ставки рефинансирования;

- операции на открытом рынке.

Выполняя функцию проводника государственной валютной политики, центральный банк предпринимает следующие действия:

- определяет режим валютного курса и осуществляет его регулирование;

- устанавливает валютные ограничения и проводит контроль за их соблюдением;

- управляет официальными золотовалютными резервами страны;

- организовывает международные расчёты страны и регулирует платёжный

баланс;

- сотрудничает с центральными банками других стран и представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.

Центральный банк поддерживает стабильность валютного курса с помощью валютных интервенций, а также с помощью практически всех инструментов денежно-кредитной политики, поскольку они в той или иной степени воздействуют на объём денежной массы в обращении, а следовательно, и на спрос на все товары, включая иностранную валюту.

В целом же валютная политика центрального банка в основном направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты для обеспечения стабильности цен.

Во многих странах не делают различий между денежно-кредитной и валютной политикой и для их обозначения используют один и тот же термин «монетарная политика».

Функция надзора за кредитными организациями и регулирование их деятельности. Выполняя данную функцию центральный банк пытается:

- обеспечить стабильное функционирование кредитных организаций;

- предотвратить появление и развитие нежелательных направлений в их деятельности;

- защитить вкладчиков от возможных потерь.

Для решения данных задач центральный банк осуществляет:

- создание нормативно-правовой базы функционирования коммерческих банков и небанковских кредитных организаций;

- выдачу и отзыв лицензий на осуществление кредитными институтами соответствующих операций;

- установление экономических нормативов с целью обеспечения необходимого уровня ликвидности и снижения возможных рисков;

- надзор за деятельностью кредитных организаций путём регулярного проведения ревизий и анализа предоставляемой ими отчётности по установленной форме.

Выполняя эти мероприятия, центральные банки во всех странах руководствуются принципами, рекомендованными Базельским международным комитетом по вопросам банковского надзора и регулирования, образованным в 1975 г. председателями центральных банков экономически развитых стран.

В некоторых странах функцию банковского регулирования и надзора совместно с центральным банком осуществляют другие государственные органы: во Франции — Комитет по регулированию банков, в Швейцарии — Федеральная банковская комиссия, в Италии — Межведомственный комитет по кредитам и сбережениям, в Японии — Бюро банков при Министерстве финансов.

11.2. Операции центрального банка

Центральный банк выполняет свои функции посредством проведения операций. Структура и объём проводимых центральным банком операций определяются целями и задачами денежно-кредитной политики и отражаются в его балансе.

Баланс центрального банка состоит из двух частей — пассивов и активов. В пассивной части баланса отражаются обязательства банка, т.е. источники формирования его ресурсов. В активной части — его требования, характеризующие состав, размещение и использование находящихся в распоряжении банка ресурсов.

Банкноты. Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. Необходимость эмиссии обусловлена расширенным воспроизводством и реализацией вновь созданного продукта, требующего новых платёжных средств.

Данная позиция балансового отчёта показывает общее количество банкнот, выпущенных центральным банком по номинальной стоимости. Каждый центральный банк хранит в своих фондах большое количество банкнот, готовых к использованию. Пока банкноты не выпущены в обращение, они не рассматриваются как пассивы и не имеют никакого значения для экономической системы.

Способность выпускать банкноты как собственные пассивы является одной из наиболее существенных характеристик центрального банка.

Вклады. Источником ресурсов центральных банков служат вклады кредитных организаций. Часть этих вкладов представлена счетами, открытие которых связано с выполнением расчётных операций. Значительную часть этих вкладов составляют обязательные резервы, которые кредитные организации обязаны хранить в центральном банке. На основании специальных соглашений с центральным банком о проведении депозитных операций банки-резиденты могут хранить средства на депозитных счетах в течение срока депозитных договоров.

Отдельной строкой в балансе проходят обязательства центрального банка по отношению к государственным органам страны.

Прочие депозиты включают в себя остатки по счетам различных фондов, находящихся под контролем государственных органов и денежные средства банков-нерезидентов.

Частные фирмы и организации, частные лица не имеют права размещать средства в центральном банке.

Капитал. Как и любой банк, центральные банки формируют уставный капитал, размер которого закреплён в законе о центральном банке и может быть изменён лишь посредством внесения поправок в действующее законодательство. Каждый центральный банк в обязательном порядке формирует резервные фонды различного назначения. Обычно центральные банки создают резервные фонды, резервные фонды курсовой разницы валют, социальные фонды и др.

Прочие пассивы. По данной позиции баланса проходят кредиты, полученные от МВФ; провизии, созданные центральным банком на возможные потери по его операциям; доходы будущих периодов по кредитным операциям; доходы будущих периодов по государственным ценным бумагам.

Активные операции центральных банков отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, отражая специфику их деятельности. Набор и структура активных операций центральных банков по странам может различаться, однако можно выделить ряд операций, характерных для большинства государств.

Золото. Как правило, первой позицией активов баланса центрального банка является «Золото», в которой отражён запас монетарного золота страны. Удельный вес золота в активах баланса центрального банка разных стран может существенно отличаться. Это обусловливается, во-первых, наличием крупных валютных резервов, во-вторых, ориентацией на внутреннее финансирование. Часть золотого запаса хранится в банках, расположенных в международных финансовых центрах, например Нью-Йорке, Лондоне. В целях получения доходов центральные банки осуществляют операции по купле-продаже золота. При этом объёмы покупок и продаж золота определяются непосредственно центральным банком.

Валютные резервы. Второй позицией активов центральных банков являются «Валютные резервы». Официальные валютные резервы размещаются в центральном банке и пополняются посредством операций по управлению ими. Валютные счета в активе баланса ведутся в национальной валюте.

Официальные валютные резервы предназначаются для осуществления международных расчётов, а также проведения валютных интервенций в целях регулирования курса национальной денежной единицы.

При размещении валютных резервов центральный банк использует следующие формы: а) государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; б) депозиты, размещённые в банках за границей. Наиболее привлекательными и широко используемыми для размещения валютных резервов являются долговые обязательства казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Бельгии и Нидерландов.

Помимо ценных бумаг центральные банки размещают официальные валютные резервы в депозиты на международном межбанковском рынке. В отличие от государственных ценных бумаг срочные депозиты представляют собой необеспеченный вид размещения валютных резервов. Поэтому центральные банки устанавливают лимиты размещения депозитов по странам и по каждому банку-контрагенту.

Кредиты и депозиты. Одной из основных целей центрального банка является поддержание устойчивого функционирования банковской системы. Для реализации данной цели он должен создать и обеспечить банковской системе необходимые механизмы и условия для получения кредитов. В основном центральный банк предоставляет ссуды по следующим причинам:

- удовлетворяются потребности банков в резервах ликвидности;

- для финансового оздоровления.

Для поддержания банковской ликвидности центральный банк может размещать депозиты в отдельных банках-резидентах.

Центральный банк может предоставлять прямые кредиты правительству для осуществления неотложных платежей, выполняя функцию банкира правительства.

Ценные бумаги. Одной из наиболее важных позиций активов центрального банка являются ценные бумаги правительства. Со стороны центрального банка — это основной инструмент денежно-кредитной политики. С другой стороны, покупка центральным банком государственных ценных бумаг в большинстве стран служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита.

В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг (как правило, не имеющих рыночных котировок). Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансовые институты, предприятия и население.

Кроме того, в портфеле ценных бумаг центрального банка могут быть ценные бумаги банков, в отношении которых банк принял на себя обязательство по поддержанию их устойчивости и ликвидности.

Прочие активы. Позиция «Основные средства» включает в себя стоимость зданий и сооружений центрального банка и некоторые другие активы, как например, требования по получению процентов, другие счета дебиторов.

11.3. Цели деятельности и основные функции Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчётный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банк России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Конституция РФ (ст.75) установила особый конституционно-правовой статус Центрального банка РФ, определила его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются также Законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что банк выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, но при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы, осуществляются самим Банком России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчётен Государственной думе Федерального собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя Банка России и членов совета директоров Банка России. Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады председателя Банка России при представлении годового отчёта и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят:

- центральный аппарат;

- территориальные учреждения;

- расчётно-кассовые центры;

- полевые учреждения;

- учебные заведения;

- другие предприятия и организации.

Целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.

Функции и полномочия, предоставленные Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчётный центр банковской системы.

Являясь органом монетарной власти, Банк России осуществляет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

- принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Разработка и реализация денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. В части реализации этой политики закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России: установление процентных ставок по собственным операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютные интервенции, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций от своего имени.

Принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; определение лимитов операций на открытом рынке; условий и порядка предоставления кредитов входит в компетенцию совета директоров Банка России.

Банк России как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций выполняет следующие законодательно закреплённые за ним функции:

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- устанавливает правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы РФ.

В структуре Банка России для выполнения надзорных функций созданы Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления, Департамент банковского регулирования и надзора.

С позиций этапов деятельности кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить:

- на регулирование и контроль создания кредитных организаций;

- надзор за текущей деятельностью кредитных организаций;

- регулирование реорганизации и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включают в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Регистрация и лицензирование призваны ограничить совершение банковских операций только теми экономическими субъектами, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др.

Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций Банком России осуществляется в форме дистанционного документарного надзора и проведение инспекционных проверок на местах. Цель дистанционного надзора — выявление на ранней стадии проблем в деятельности кредитной организации и принятие мер для преодоления выявления негативных явлений. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчётности, представляемой кредитными организациями в Банк России.

Для подтверждения достоверности и полноты представляемой отчётности возникает необходимость проведения инспекционных проверок на местах.

При проверках на местах инспектора Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов, правомерность формирования доходов, адекватность системы внутреннего контроля, соблюдения кредитной организацией требований законов и нормативных актов Банка России.

Реорганизация и ликвидация кредитных организаций может происходить как добровольно — по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков.

Банк России как расчётный центр банковской системы играет основную роль в организации и функционировании платёжной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов он выполняет следующие функции:

- устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

Центральный банк РФ как субъект платёжной системы предлагает коммерческим банкам услуги, аналогичные тем, которые они сами предлагают своим клиентам. Банк России выступает в качестве общего банка-корреспондента для всех кредитных организаций, его участие в платёжной системе снижает операционные риски всех экономических агентов.

Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах:

- Указание Банка России;

- Положение Банка России;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: