В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
· не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
Ø макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
|
|
Ø социально-экономические приоритеты развития общества;
Ø совершенство законодательной базы;
Ø проводимая Банком России кредитная политика;
Ø степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
Ø исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:
ü под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);
ü ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);
ü независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);
ü смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор»/
Прямой (превентивный) надзор: Лицензирование банковской деятельности (выдача и отзыв лицензий; Текущий надзор (- требования к выполнению обязательных нормативов; - контроль над отдельными банковскими операциями; - жесткая система отчетности и аудита; - принятие мер воздействия и т.п.)
Защитное регулирование: - относительная свобода лицензирования; - рекомендательно-совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков; - возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки; - отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ; - создание системы саморегулирующихся организаций
|
|
Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.
Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.
Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
· анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
· проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;
· проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:
Ø взыскать штраф;
Ø назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
Ø отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:
· постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;
· введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;
· переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
· укрепление банковского менеджмента;
· совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
· ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО1.
Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.
С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:
Ø баланс;
Ø отчет о прибылях / убытках.
Ø размер капитала;
Ø Н1 – норматив достаточности капитала;
Ø величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.
Банк России – публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО.
7. Порядок учреждения кредитных организаций
8. Организационная структура банка
|
|
7. Порядок учреждения кредитных организаций
Кредитные организации России осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 24.07.04. Кредитные организации могут быть 3-х видов: банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки. В соответствии с Законом любая кредитная организация – юридическое лицо, которое на основании лицензии Банка России осуществляет банковские операции с целью извлечения прибыли.
Банки имеют право осуществлять все банковские операции, перечисленные в Законе, а небанковские организации только те, которые установлены для них Банком России.
К банковским операциям относятся:
1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8. Выдача банковских гарантий.
Кредитная организация вправе осуществлять сделки – услуги клиентам: трастовые, лизинговые, консультационные, информационные и др. Кроме того, она имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством.
Порядок регистрации и лицензирования установлен в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (гл. 2) и подробно изложен в Инструкции Банка России №109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организации и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности».
|
|
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации на имя представителя ЦБ РФ и должно включать бизнес-план КО;
2) учредительный договор (Для КО-учредителя требуется финансовая устойчивость в течении 6 месяцев, наличие чистых активов и соответствию нормативу ЦБ показателя текущей ликвидности);
3) устав;
4) протокол собрания учредителей;
5) свидетельство об уплате государственной пошлины (0,1% от УК);
6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей;
7) декларации о доходах учредителей – физических лиц;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.
Условием получения лицензии является 100% оплата в месячный срок со дня уведомления Банком России о положительном решении уставного капитала (УК) кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала устанавливается Банком России (Для вновь создаваемых КО и для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии (осуществление всех видов банковских операций), установлен минимальный размер УК – 5 млн. евро. и 1 млн. евро для банков с ограниченным числом лицензий, для дочерних КО иностранных банков не менее 10 млн. евро.). Уставный капитал составляется из величин вкладов ее учредителей или акционеров.
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии должен быть мотивирован.
8. Организационная структура банка
Кредитная организация – банк – может быть создана на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и КО, располагающие средствами, необходимыми для внесения в уставный капитал.
Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена, т.е. иметь такое построение, которое позволит в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов.
Кредитные организации самостоятельно выбирают организационную структуру в зависимости от следующих факторов:
· законодательство;
· размер банка и масштабы его деятельности;
· юридический статус (реализация отношений собственности);
· специализация или универсализация деятельности.
В международной банковской практике наиболее распространены три вида организационных структур: линейная, многолинейная (штабная), линейно-штабная. Они базируются на двух основных принципах:
Ø субординация – инстанции органов управления, принимающих решения;
Ø функциональная направленность деятельности – разделение управленческих и исполнительских функций на всех уровнях.
Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций:
· кредитные;
· расчетные;
· кассовые;
· вексельные;
· фондовые (с ценными бумагами);
· межбанковские;
· с иностранной валютой;
· комиссионные (посреднические) и др.
Пример типовой организационной структуры коммерческого банка России:
Собрание акционеров (пайщиков), Наблюдательный совет Банка
Правление Банка, Председатель правления (Президент)
Служба внутреннего контроля, Кредитный комитет, Филиалы
Заместители Председателя правления, Отделы и службы банка
Общее собрание акционеров (пайщиков) является внешним органом управления банком.
Его исключительная компетенция:
v принятие Устава Банка и внесение в него изменений и дополнений;
v реорганизация банка;
v ликвидация банка;
v избрание Наблюдательного совета;
v избрание Председателя правления банка из числа членов Наблюдательного совета;
v формирование уставного капитала;
v утверждение годовых отчетов, распределение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков.
Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью Банка:
o определяет приоритетные направления деятельности;
o созыв общих собраний акционеров (учредителей);
o образование и контроль за деятельностью Правлений банка;
o утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности органов управления.
Исполнительные органы Банка – Правление и Председатель правления, осуществляют руководство текущей деятельностью банка и его филиалов.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка осуществляет служба внутреннего контроля (Положение «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» №242 от 16.12.03). Суть положения сводится к приближению внутреннего контроля к международным стандартам.