Методы конкурентной борьбы

Типы конкурентного поведения

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Конкуренция (от лат. конкуриро – сталкиваюсь) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

Конкуренция – это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

Функции конкуренции:

- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;

- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;

- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;

- установление равновесной рыночной цены.

Добросовестная конкуренция. Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.

Недобросовестная, нечестная конкуренция. Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы:

- продажа по цене ниже себестоимости;

- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара;

- недобросовестное копирование товаров и конкурентов, незаконное использование товарного знака;

- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

- коммерческий шпионаж и т.п.

Ценовая конкуренция:

- борьба между производителями за сверхприбыль путем уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров;

- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.

Неценовая конкуренция:

- повышение качества продукции за счет совершенствования технических характеристик товаров;

- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;

- производство товаров-заменителей;

- улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;

- использование массовой рекламы и т.п.

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка:

- совершенной конкуренции и

- несовершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: