Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В. Показатели потребления различных видов товаров и услуг в натуральном выражении




Ведущую роль в измерении процессов потребления играют стоимостные показатели, главным достоинством которых является возможность агрегирования информации о самых различных по своим потребительским свойствам элементов в структуре материальных и духовных благ и услуг. Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания вещественное содержание этих благ и услуг, для измерения которых пригодны только показатели, построенные на основе натуральных единиц измерения.

При таком подходе обеспечивается, например, возможность оценки объемов среднего душевого потребления отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, характеристики их потребительских свойств и качественных параметров, измерения калорийности пищевых рационов и др. Но основная ценность натуральных показателей потребления определяется их использованием для формирования наиболее важного индикатора потребления населения и уровня жизни в целом – потребительского бюджета, формируемого на основе потребительской корзины (см. 11.4).

Комплекс статистических показателей потребления, выраженных в натуральных единицах, включает характеристики годового объема потребления на душу населения основных видов продуктов питания, предметов личного и семейного пользования, а также различного рода услуг. Определяется наличие предметов длительного пользования (автомобилей, телефонных аппаратов, телевизоров, стиральных машин и др.) в расчете на 100 домохозяйств. Соответствующие данные исчисляются на федеральном и региональном уровнях, проводятся межстрановые и динамические сопоставления, что позволяет углубленно и конкретно оценивать уровень жизни населения.

Основным методическим инструментом при таком анализе является метод группировок в сочетании с расчетом относительных величин, средних величин, показателей вариации, характеристик связи. В качестве иллюстрации возможностей исследования процессов потребления с использованием натуральных единиц измерения могут быть рассмотрены следующие данные.

Обеспеченность предметами длительного пользования в расчете на 100 домохозяйств в России существенно увеличилась за последние годы. Так, в 2006г. по сравнению с 2000г. число телевизоров на 100 домохозяйств возросло с 124 до 144 единиц, легковых автомобилей – с 27 до 35, музыкальных центров – с 12 до 36[8]. Много это или мало? Определенный ответ получаем при обращении к статистике других стран. Например, число легковых автомобилей на 100 домохозяйств в 2004-2005г.г. составило в Китае – 3 автомобиля, в Румынии – 22, в США – 121, в Японии – 145[9], то есть в России автомобилей больше, чем в Румынии, но намного меньше, чем в развитых странах (Португалия или другие европейские страны).




Одной из интегральных оценок уровня потребления продуктов питания является характеристика калорийности среднесуточного рациона в расчете на одного человека. Энергетическая ценность суточного потребления продуктов питания в 2004г. составила в России 3275 ккал., в Италии – 3746, в США – 3734, в Японии – 2816. Однако, по утверждению специалистов, использование только этого показателя недостаточно для оценки качества питания, так как не менее важен фактор сбалансированности структуры питания.

При характеристике уровня и качества потребления населения не ограничиваются рассмотрением только фактических данных, а сопоставляют их с научно обоснованными нормами потребления соответствующих видов продовольственных и непродовольственных товаров, услуг. Эти нормы дифференцированы по демографическим и социальным группам населения, а также по территориально-климатическим зонам. Особенно велика роль специально разработанных минимальных норм потребления при формировании потребительской корзины.

Структура потребительских расходов существенно дифференцируется по социальным группам населения с разным уровнем доходов наименее обеспеченное население практически все тратит на продукты питания. Эта закономерность была выявлена еще в Х1Х в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем и известна, как Закон Энгеля: чем ниже доход, то большая доля расходов должна быть предназначена для питания. Были выявлены и другие закономерности («законы потребления»). В частности, Закон Швабе – чем беднее семья, тем большая доля расходов приходится на жилище.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 736; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9778 - | 7392 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.169.76 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.