Тема 1. Основы налогообложения

Налоги

В пределах размеров имущественных налоговых вычетов законода­тельные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.

В пределах размеров имущественных налоговых вычетов законода­тельные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в от­ношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, превышающей 2 тыс. руб.;

страховых выплат по договорам добровольного стра­хования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ в тече­ние периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых. по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении нало­гоплательщиками заемных средств в части превышения ' размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК.

В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, на­логовая ставка устанавливается в размере 30%.

В отношении доходов от долевого участия в деятельно­сти организаций, полученных в виде дивидендов, налого­вая ставка устанавливается в размере 6%.

* Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образо­вания юридического лица, но не зарегистрированных в качестве инди­видуальных предпринимателей.

Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчис­ляется по итогам налогового периода применительноковсем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога при установлении налоговой базы исчис­ляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм ис­численного налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма на­лога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округ­ляются до полного рубля.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисля­ется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержан­ных налоговыми агентами при выплате налогоплательщи­ку дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответству­ющий бюджет, исчисленная исходя из налоговой деклара­ции, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма на­лога, уплачивают налог равными долями в два платежа:

первый — не позднее 30 дней с даты вручения нало­говым органом налогового уведомления об уплате налога;

второй — не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющим­ся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Фе­дерации в соответствии с законодательством других госу­дарств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате нало­га в Российской Федерации, если иное не предусмотрено

соответствующим договором (соглашением) об избежание двойного налогообложения.

8.4. Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) применяется в целях мобилизации средств, необходимых для материального обеспечения права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь.

Основным нормативным актом, обеспечивающим пра­вовое регулирование уплаты ЕСН, с 1 января 2001 г. явля­ется часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 24 «Единый социальный налог»).

Налогоплательщиками ЕСН признаются:

лица, производящие выплаты физическим лицам, а именно:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— физические лица, не признаваемые индивидуальны­ми предпринимателями;

индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В целях уплаты ЕСН члены крестьянского (фермерско­го) хозяйства приравниваются НК к индивидуальным пред­принимателям.

Если налогоплательщик одновременно относится к не­скольким указанным категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Объект налогообложения ЕСН зависит от категории на­логоплательщика и представлен в табл. 8.7.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, про­изводимые в рамках гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фер­мерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фер­мерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом на­логообложения ЕСН, если:

* Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогич­ном порядку определения состава затрат, установленных для налогопла­тельщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК.

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (на­логовом) периоде;

у налогоплательщиков — индивидуальных предпри­нимателей или физических лиц такие выплаты не умень­шают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговая база ЕСН зависит от категории налогопла­тельщика и представлена в табл. 8.5.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указан­ных в ст. 238 НК), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

При расчете налоговой базы выплаты и иные возна­граждения в натуральной форме в виде товаров, работ, ус­луг учитываются как стоимость этих товаров, работ, услуг на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на данные товары, работы, услуги — исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров, работ, услуг включается соответству­ющая сумма налога на добавленную стоимость, а для по­дакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Налоговые льготы. От уплаты ЕСН освобождаются оп­ределенные в ст. 239 НК категории лиц с сумм дохода, не превышающего в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо.

Порядок предоставления налоговых льгот определен в ст. 239 НК.

Налоговым периодом признается календарный год. От­четными периодами по ЕСН являются первый квартал, по­лугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки по ЕСН установлены в дифференци­рованной форме и определены в ст. 241 НК. Максимальная ставка ЕСН — 26%, установлена для налоговой базы до 280 тыс. руб.

Порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты ЕСН опре­делены:

для налогоплательщиков-работодателей — в ст. 243 НК;

налогоплательщиков, не производящим выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, — в ст. 244 НК.

Особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков определены в ст. 245 НК.

8.5. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций следует отнести к числу прямых налогов. В России налог на прибыль организаций рассматривается в числе федеральных налогов.

Основным нормативным актом, обеспечивающим пра­вовое регулирование уплаты налога на прибыль организа­ций, с 1 января 2002 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25 «Налог на прибыль организа­ций»).

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие свою де­ятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источни­ков в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогопла­тельщиком. Правила отнесения доходов к прибыли налого­плательщика для целей налогообложения налогом на при­быль организации представлены в табл. 8.6.

Общие правила определения доходов для целей налого­обложения налогом на прибыль организации определены в ст. 248—250, 273 НК. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен в ст. 251 НК.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Общие правила признания расходов для целей налогообложения налогом на прибыль организации определены в ст. 252—255, 260—273 НК.

Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме.

Налоговой базой признается денежное выражение при­были (табл. 8.6), подлежащей налогообложению.

Доходы, полученные российской организацией от источ­ников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учи­тываются в полном объеме, включая расходы, произведен­ные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законода­тельством иностранных государств российской организаци­ей, засчитываются при уплате данной организацией налога в Российской Федерации. Вместе с тем размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Фе­дерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Налоговая ставка по общему правилу составляет 24%. При этом сумма налога:

исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, за­числяется в федеральный бюджет;

исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Законами субъектов РФ предусмотренная налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий на­логоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Однако указанная налоговая став­ка не может быть ниже 3,5%.

Суммы налогов, исчисленные по нижеуказанным нало­говым ставкам, подлежат зачислению в федеральный бюд­жет в полном объеме.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации че­рез постоянное представительство, устанавливаются в сле­дующих размерах:

20% — со всех доходов (за исключением доходов в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств);

10% — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуще­ствлением международных перевозок.

К налоговой базе, определяемой по доходам, получен­ным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ;

15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов рос­сийскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдель­ными видами долговых обязательств, применяются следу­ющие налоговые ставки:

15% — по доходу в виде процентов по государствен­ным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бу­маг, указанных ниже), условиями выпуска и обращения ко­торых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

9% — по доходам в виде процентов по муниципаль­ным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмити­рованным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей дове­рительного управления ипотечным покрытием, получен­ным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.;

0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационно­го займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения усло­вий, необходимых для урегулирования внутреннего валют­ного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Прибыль, полученная ЦБР от осуществления деятель­ности, связанной с выполнением им функций, предусмот­ренных Федеральным законом от 10.07.2002 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», облагается налогом по налоговой ставке 0%.

Налоговым периодом по налогу признается календар­ный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисля­ющих ежемесячные авансовые платежи исходя из факти­чески полученной прибыли, считаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. На­лог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если иное не установле­но НК, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено НК, налогоплательщики ис­числяют сумму авансового платежа, исходя из ставки нало­га и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитан­ной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение от­четного периода налогоплательщики определяют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установлен­ном ст. 286 НК.

Налогоплательщики имеют право перейти на определе­ния ежемесячных авансовых платежей исходя из фактиче­ски полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей произ­водится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарас­тающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюд­жет, устанавливается с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из факти­ческой прибыли, уведомив об этом налоговый орган не по­зднее 31 декабря года, предшествующего налоговому пери­оду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в те­чение налогового периода.

Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей. Налог, подлежащий уплате по истечении налого­вого периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий нало­говый период.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уп­лачиваются не позднее срока, определенного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный пе­риод. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уп­лате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного пе­риода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные аван­совые платежи по фактически полученной прибыли, упла­чивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится вычисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы еже­месячных авансовых платежей, уплаченных в течение от­четного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансо­вые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

8.6. Налог на добычу полезных ископаемых

С пользователей недр в соответствии с действующим законодательством взимаются обязательные платежи.

Основным нормативным актом, обеспечивающим пра­вовое регулирование уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), с 1 января 2002 г. является часть вто­рая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 26 «Налог на до­бычу полезных ископаемых»).

Налогоплательщиками НДПИ принято считать организа­ции и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения НДПИ признаются полез­ные ископаемые:

добытые из недр на территории Российской Федера­ции на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

извлеченные из отходов (потерь) добывающего про­изводства, если такое извлечение подлежит отдельному ли­цензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территори­ях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или исполь­зуемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

общераспространенные полезные ископаемые и под­земные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

добытые (собранные) минералогические, палеонтоло­гические и другие геологические коллекционные материалы;

полезные ископаемые, добытые из недр при образо­вании, использовании, реконструкции и ремонте особо ох­раняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связан­ных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в обще­установленном порядке;

дренажные подземные воды, не учитываемые на го-В сударственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных иско­паемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база устанавливается налогоплательщиком само­стоятельно в отношении каждого добытого полезного ископае­мого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Налоговой базой принято считать стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений уг­леводородного сырья. Налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторожде­ний углеводородного сырья определяется как количество до­бытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

В отношении добытых полезных ископаемых, для кото­рых установлены различные налоговые ставки либо налого­вая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Ставки НДПИ установлены в ст. 342 НК в дифферен­цированной форме в зависимости от объекта обложения в пределах от 0 до 17,5%.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добы­тому полезному ископаемому.

По общему правилу сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величи­ны налоговой базы.

Сроки и порядок уплаты налога. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленно­го налогоплательщику в пользование в соответствии с законо­дательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добы­того на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, сле­дующего за истекшим налоговым периодом.

8.7. Водный налог

Водный налог относится к числу федеральных налогов. Ранее водный налог фактически взимался в форме платы за пользование водными объектами на основании соответ­ствующего Федерального закона от 06.05.1998 № 71-ФЗ (закон утратил силу с 1 января 2005 г.).

Основным нормативным актом, обеспечивающим пра­вовое регулирование уплаты водного налога, с 1 января 2005 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные на­логи» гл. 25.2 «Водный налог»).

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специ­альное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесоспла­ва в плотах и кошелях.

Налоговая база по каждому виду водопользования, при­знаваемому объектом налогообложения, определяется на­логоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта уста­новлены различные налоговые ставки, налоговая база оп­ределяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от бассейнов рек, озер, морей и экономических районов и це­лей водозабора. Их размеры определены в ст. 333.12 НК.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчис­ляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по ито­гам каждого налогового периода исчисляется как произве­дение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога в отноше­нии всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог подлежит упла­те по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ

9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Основным нормативным актом, обеспечивающим пра­вовое регулирование уплаты сборов за пользование объек­тами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, с 1 января 2004 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользова­ние объектами водных биологических ресурсов»).

Указанная глава НК фактически обеспечивает правовое регулирование уплаты сразу двух видов сборов:

сбора за пользование объектами животного мира;

сбора за пользование объектами водных биологичес­ких ресурсов.

Плательщиками сбора за пользование объектами жи­вотного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в уста­новленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Фе­дерации.

Плательщиками сбора за пользование объектами вод­ных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприни­матели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Феде­рации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются:

объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным п. 1 ст. 333.3 НК, изъятие которых из сре­ды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ;

объекты водных биологических ресурсов в соответ­ствии с перечнем, установленным п. 4, 5 ст. 333.3 НК, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объекта­ми водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответ­ствии с законодательством РФ.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользова­ние которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера­ции (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным на­родам, но постоянно проживающими в местах их традици­онного проживания и традиционной хозяйственной дея­тельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Ставки сборов установлены в ст. 333.3 НК в дифферен­цированной форме в зависимости от объекта обложения.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каж­дого объекта животного мира как произведение соответству­ющего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных био­логических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологиче­ских ресурсов и ставки сбора, установленной для соответ­ствующего объекта водных биологических ресурсов.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользо­вание объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Сумму сбора за пользование объектами водных биоло­гических ресурсов уплачивают в виде разового и регуляр­ных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уп­лата разового взноса производится при получении лицен­зии (разрешения) на пользование объектами водных биоло­гических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде ре­гулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологи­ческих ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сборов производится:

• плательщиками — физическими лицами, за исключе­нием индивидуальных предпринимателей, — по местона­хождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);

• плательщиками — организациями и индивидуальны­ми предпринимателями — по месту своего учета.

9.2. Государственная пошлина

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением дей­ствий, совершаемых консульскими учреждениями Россий­ской Федерации. При этом для целей уплаты государствен­ной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Основным нормативным актом, обеспечивающим пра­вовое регулирование уплаты государственной пошлины, с 1 января 2005 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Феде­ральные налоги» гл. 25.3 «Государственная пошлина»).

Плательщиками государственной пошлины признаются:

• организации;

• физические лица.

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

• обращаются за совершением юридически значимых действий;

• выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым миро­выми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины. По общему правилу плательщики уплачивают государствен­ную пошлину в следующие сроки:

при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апел­ляционной, кассационной или надзорной);

ответчики, если решение суда принято не в их пользу — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

при обращении за совершением нотариальных дей­ствий — до совершения нотариальных действий;

при обращении за выдачей документов (их копий, дуб­ликатов) — до выдачи документов (их копий, дубликатов);

при обращении за проставлением апостиля — до про­ставления апостиля;

при обращении за совершением иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщи­ков, не имеющих права на льготы, установленные настоя­щей главой, государственная пошлина уплачивается пла­тельщиками в равных долях.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты определены в ст. 333.19—333.34 НК.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены в ст. 333.35—333.39 НК.

Например, от уплаты государственной пошлины осво­бождаются:

• федеральные органы государственной власти, госу­дарственные внебюджетные фонды Российской Федера­ции, бюджетные учреждения и организации;

• суды общей юрисдикции, арбитражные суды и миро­вые судьи, государственные и муниципальные музеи, архи­вы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;

• физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной по­шлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возвра­ту частично или полностью в случае:

уплаты государственной пошлины в большем разме­ре, чем предусмотрено в НК;

возвращения заявления, жалобы или иного обраще­ния или отказа в их принятии судами либо отказа в совер­шении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обра­щения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значи­мое действие;

отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Фе­дерации.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госу­дарственной пошлины производится по заявлению платель­щика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена» (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государ­ственной пошлины.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государ­ственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осу­ществляющих в отношении плательщиков действия, за осу­ществление которых взимается государственная пошлина.

Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

10.1. Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Рос­сийской Федерации, на территории которого он введен за­коном соответствующего субъекта РФ.

Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транс­портный налог») и законами субъектов РФ о налоге.

Вводя налог, законодательные (представительные) орга­ны субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, ус­тановленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму от­четности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на ко­торых в соответствии с законодательством РФ зарегистри­рованы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на ос­новании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опуб­ликования гл. 28 НК, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Объектом налогообложения признаются зарегистриро­ванные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоцик­лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самоле­ты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, сне­гоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоход­ные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Перечень транспортных средств, не являющихся объек­том налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 НК.

Налоговая база определяется в зависимости оттипатранспортного средства (табл. 10.1).

Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъек­тов РФ в размерах, указанных в ст. 361 НК.

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных нало­говых ставок в отношении каждой категории транспорт­ных средств, а также с учетом срока полезного использова­ния транспортных средств.

Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответству­ющей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму на­лога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, рассчиты­вается налоговыми органами на основании сведений, кото­рые представляются в налоговые органы органами, осуще­ствляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога произ­водится налогоплательщиками по месту нахождения транс­портных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, пред­ставляют в налоговый орган по месту нахождения транс­портных средств налоговую декларацию в срок, установ­ленный законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

10.2. Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес с 1 января 2004 г. устанавливает­ся НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» га. 29 «Налог на игорный бизнес») и законами субъектов РФ о налоге, вво­дится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствую­щего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) орга­ны субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, ус­тановленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму от­четности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес выс­тупают организации или индивидуальные предпринимате­ли, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Игорным бизнесом признается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде вы­игрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имуществен­ных прав), работ или услуг.

Объектами налогообложения являются:

игровой стол;

игровой автомат;

касса тотализатора;

касса букмекерской конторы.

Налоговая база по каждому из объектов налогообложе­ния определяется отдельно как общее количество соответ­ствующих объектов налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, указанных в ст. 369 НК (табл. 10.2).

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельнокак произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налого­обложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается нало­гоплательщиком не позднее срока, установленного для по­дачи налоговой декларации за соответствующий налого­вый период. Таким образом, налог должен уплачиваться ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

10.3. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. ус­танавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 30 «Налог на имущество организаций») и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК за­конами субъектов РФ и с момента введения в действие обя­зателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представитель­ные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных га. 30 НК, порядок и сроки упла­ты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются:

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие деятель­ность в Российской Федерации через постоянные предста­вительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на кон­тинентальном шельфе Российской Федерации и в исклю­чительной экономической зоне Российской Федерации.

Объекты налогообложения определены НК в зависимо­сти от типа налогоплательщика (табл. 10.3).

Не признаются объектами налогообложения:

земельные участки и иные объекты природопользова­ния (водные объекты и другие природные ресурсы);

имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предус­мотрена военная и (или) приравненная к ней служба, исполь­зуемое этими органами для нужд обороны, гражданской обо­роны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установлен­ным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:

по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представитель­ства иностранной организации);

для каждого обособленного подразделения организа­ции, имеющего отдельный баланс;

в отношении каждого объекта недвижимого имуще­ства, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего от­дельный баланс, или постоянного представительства ино­странной организации;

в отношении имущества, облагаемого по разным на­логовым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками са­мостоятельно в соответствии с гл. 30 НК.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами принято считать первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при определении налога вправе не устанавливать от­четные периоды.

Налоговые ставки отражаются в законах субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, призна­ваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы по налогу на имущество организа­ций определены в ст. 381 НК.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответ­ствующей налоговой ставки и налоговой базы, определен­ной за налоговый период.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвер­той произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога. Налог и авансовые или тежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в по­рядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уп­лачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налого­вого периода налогоплательщики уплачивают исчислен­ную сумму налога.

Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

11.1. Налог на имущество физических лиц

Основным нормативным актом, обеспечивающим пра­вовое регулирование уплаты налога на имущество фи­зических лиц, в 2004 г. являлся Закон о налогах на имуще­ство физических лиц (в ред. от 22.08.2004).

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имуще­ство, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной соб­ственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зави­симости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пре­делах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в пределах, указанных в табл. 11.1.

Налоговые льготы. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются категории граждан, названные в ст. 4 Закона о налогах на имущество физических лип.

Органы местного самоуправления имеют пряно устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.

Порядок исчисления налога. Исчисление налогов произ­водится налоговыми органами. Налог устанавливается на основании данных об инвентаризационной стоимости иму­щества физических лиц по состоянию на 1 января каждого года.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно пред­ставляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога произ­водится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

По новым строениям, помещениям и сооружениям на­лог уплачивается с начала года, следующего за их возведе­нием или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента от­крытия наследства. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственни­ков соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, нахо­дящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

При переходе права собственности на строение, помеще­ние, сооружение от одного собственника к другому в тече­ние календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается на­чиная с месяца, в котором они были уничтожены или пол­ностью разрушены.

11.2. Земельный налог

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли высту­пают земельный налог (до введения в действие налога на. недвижимость) и арендная плата.

Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных орга­нов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и норматив­ными правовыми актами представительных органов муни­ципальных образований и обязателен к уплате на террито­риях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемо­го владения. Не признаются налогоплательщиками органи­зации и физические лица в отношении земельных участ­ков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального обра­зования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

земельные участки, изъятые из оборота;

• некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2 ст. 389 НК).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным кодексом Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государ­ственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные предприниматели определяют налого­вую базу самостоятельно в отношении земельных участ­ков, используемых ими в предпринимательской деятельно­сти, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Для остальных налогоплательщиков, являющихся физи­ческими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:

осуществляющими ведение государственного земель­ного кадастра;

осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-органи­заций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полуго­дие и девять месяцев календарного года. При установле­нии налога представительный орган муниципального обра­зования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки не могут превышать:

0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назна­чения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельско­хозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженер­ной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, при­ходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-ком­мунального комплекса) или предоставленных для жилищ­ного строительства;

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, И садоводства, огородничества или животноводства;

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления и уплаты налога. По общему пра­вилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процент­ная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая упла­те в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В остальных случаях сумма налога и авансовых плате­жей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачи­вается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.

Организации и индивидуальные предприниматели не по­зднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льго­ты, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Тема 12. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

В рамках системы налогообложения для сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяй­ственного налога переводятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную про­дукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) та­ких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70%.

Уплата единого сельскохозяйственного налога, исчисля­емого по результатам хозяйственной деятельности органи­заций за налоговый период предусматривает замену подле­жащей уплате совокупности налогов и сборов:

налога на прибыль организаций;

налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);

налога на имущество организаций;

единого социального налога;

налога на доходы физических лиц (в отношении до­ходов, полученных от осуществления предпринимательс­кой деятельности);

налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предприни­мательской деятельности).

Налогоплательщики, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответ­ствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении. Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с об­щим режимом налогообложения.

12.2. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей предполагает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйствен­ной деятельности за налоговый период, и применяется на­ряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения орга­низациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имуще­ство организаций и единого социального налога.

Применение упрощенной системы налогообложения ин­дивидуальными предпринимателями предусматривает их осво­бождение от обязанности уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога (с доходов, полученных от предпринимательской дея­тельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляе­мых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, при­меняющие упрощенную систему налогообложения, не при­знаются налогоплательщиками налога на добавленную сто­имость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную тер­риторию Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, при­меняющие упрощенную систему налогообложения, произ-

водят уплату страховых взносов на обязательное пенсион­ное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая ставка устанавливается в размере:

6% — если объектом налогообложения являются до­ходы;

15% — если объектом налогообложения являются до­ходы, уменьшенные на величину расходов.

12.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности уста­навливается НК и вводится в действие законами субъектов РФ.

С августа 1998 г. до 1 января 2003 г. единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности относили к региональным налогам.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход отдельных видов деятельности применя­ется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законода­тельством о налогах и сборах.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на при­быль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательс­кой деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательс­кой деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельнос­ти, облагаемой единым налогом), налога на имущество фи­зических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, обла­гаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, про­изводимых физическим лицам в связи с ведением предпри­нимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, яв­ляющиеся налогоплательщиками единого налога, не при­знаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объекта­ми налогообложения в соответствии с гл. 21 НК, осуществ­ляемых в рамках предпринимательской деятельности, об­лагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе то­варов на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов произво­дятся налогоплательщиками в соответствии с общим режи­мом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, яв­ляющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачи­вают страховые взносы на обязательное пенсионное стра­хование в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% ве­личины вмененного дохода.

12.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

Специальный налоговый режим при выполнении согла­шений о разделе продукции устанавливается НК и Феде­ральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

При исполнении соглашений о разделе продукции, зак­люченных сторонами в соответствии с настоящим Законом, взимание федеральных налогов и сборов заменяется разде­лом произведенной продукции между государством и инве­стором. Взимание федеральных налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между го­сударством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом поло­жений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в от­ношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, превышающей 2 тыс. руб.;

страховых выплат по договорам добровольного стра­хования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ в тече­ние периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых. по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении нало­гоплательщиками заемных средств в части превышения ' размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК.

В отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, на­логовая ставка устанавливается в размере 30%.

В отношении доходов от долевого участия в деятельно­сти организаций, полученных в виде дивидендов, налого­вая ставка устанавливается в размере 6%.

* Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образо­вания юридического лица, но не зарегистрированных в качестве инди­видуальных предпринимателей.

Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчис­ляется по итогам налогового периода применительноковсем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога при установлении налоговой базы исчис­ляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм ис­чи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: