Ответы на тесты

Приложение

Тесты

Контрольные вопросы

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Тесты

Контрольные вопросы

Тесты

Контрольные вопросы

1) Какова основная цель введения ЕНВД в России?

2) В чем заключается сущность системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности?

3) Каковы виды деятельности, в отношении которых обязательна уплата ЕНВД?

4) Что такое базовая доходность, вмененный доход, физические показатели, корректирующие коэффициенты?

5) На каких уровнях власти устанавливаются корректирующие коэффициенты и каковы их значения?

6) Какова методика расчета ЕНВД?

7) От уплаты каких налогов освобождаются организации и индивидуальные предприниматели при уплате ЕНВД?

8) Какие из элементов налогообложения устанавливаются федеральными органами власти, а какие — органами власти муниципальных образований?

9) Какова методика расчета ЕНВД при изменении количества физических показателей в течение налогового периода?

10). На какие суммы может быть уменьшен размер ЕНВД?

11). Каковы порядок и сроки уплаты ЕНВД?

12). В чем сходство и различие ЕНВД и УСН?

1. Налогоплательщики применяют систему налогообложения в виде ЕНВД:

а) в обязательном порядке по видам деятельности, определен ным НК РФ;

б) по выбору организации согласно учетной политике;

в) по выбору организации и согласованию с налоговыми орга нами.

2. Уплата организациями ЕНВД предполагает замену уплаты:

а) налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций;

б) налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога;

в) налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, ЕСН, НДС.

3. Организации, перешедшие на уплату ЕНВД, не уплачивают:

а) транспортный налог;

б) налог на имущество организаций;

в) земельный налог.

4. Не применяется система налогообложения в виде ЕНВД в от ношении:

а) транспортных услуг;

б) розничной торговли;

в) производства.

5. Вмененный доход — это:

а) фактический объем реализации товаров (работ, услуг), рас считанный за текущий налоговый период;

б) доход за вычетом расходов;

в) потенциально возможный доход, исчисленный с учетом факторов, непосредственно влияющих на его получение.

6. Базовая доходность — это:

а) месячная доходность налогоплательщика, выраженная в на туральных единицах измерения;

б) месячная доходность налогоплательщика, выраженная в стоимостных единицах измерения;

в) месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя.

7. Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров и относящиеся к деятельности, по которой взимается ЕНВД:

а) возмещаются из бюджета в общеустановленном порядке;

б) не возмещаются из бюджета и относятся на издержки или себестоимость продукции (работ, услуг);

в) уменьшают размер ЕНВД не более чем на 50%.

8. Налоговым периодом признается:

а) месяц;

б) квартал;

в) год.

9. Изменение величины физического показателя учитывается:

а) с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло из менение;

б) с месяца, в котором изменен показатель;

в) со следующего налогового периода.

10. Ставка единого налога установлена в размере:

а) 24%;

б) 10%;

в) 15%.

11. Корректирующий коэффициент учитывает:

а) уровень инфляции в стране;

б) уровень инфляции в регионе;

в) особенности ведения предпринимательской деятельно сти — ассортимент товаров, сезонность работы, время работы и т.д.

12. Значение коэффициента К2 установлено НК РФ в пределах:

а) от 0,05 ДО 1;

б) от 0,005 До 1;

в) от о,5 до 1.

13. Размер ЕНВД может быть уменьшен на сумму страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию не более чем:

а) на 10%;

б) на 30%;

в) на 50%.

8.3 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) введена для поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и регламентируется гл. 261 НК РФ.

Цель введения этого налога — углубление аграрных преобразований, укрепление доходной части бюджета соответствующего уровня и государственных внебюджетных Фондов, создание экономических и правовых взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и органов власти, повышение социальной защиты жителей села.

Применение этого специального налогового режима освобождает организации и индивидуальных предпринимателей, имеющих долю доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, не менее 70%, от уплаты ряда федеральных и региональных налогов. НК РФ установлены критерии, позволяющие переходить на данную систему налогообложения.

Плательщики ЕСХН представлены на схеме.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются следующие:

1. Юридические и физические лица, которые изготавливают продукцию сельского хозяйства и (или) осуществляют ее первичную переработку, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, торговые, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие). При этом в совокупном доходе от продаж товаров (работ, услуг) этих хозяйствующих субъектов доля дохода от реализации упомянутой продукции должна составлять не менее 70%.

Пример 8.12. ООО «Колос» выращивает и продает зерно озимой ржи. Выручка за девять месяцев 2008 г. составила 600 000 руб., в том числе:

480 000 руб. — за реализацию собственного зерна;

120 000 руб. — за зерно, приобретенное у других производителей.

Доля дохода от продажи собственного зерна в общей сумме полученного дохода составила 80% (480 000 руб.: 600 000 руб. х 100%); 80% > 70%.

Следовательно, в 2009 г. ООО «Колос» может перейти на уплату ЕСХН.

2. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта при условиях:

· если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за год не менее 70%;

· если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.

3. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

· если средняя численность работников не превышает за год 300 человек;

· если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за год не менее 70%;

· если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.

К сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб, конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Пример 8.13. ООО «Луговое» выращивает и продает яровые культуры: пшеницу, ячмень и овес. Доля выручки от продажи этой продукции в общем объеме выручки за девять месяцев 2008 г. составила 78%. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции пшеница, ячмень и овес относятся к продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства. Значит, в 2009 г. ООО «Луговое» может быть переведено на уплату ЕСХН.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

- бюджетные организации;

- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Освобождение от уплаты налогов в случае применения ЕСХН

Организации Индивидуальные предприниматели
Налог на прибыль организаций НДФЛ
НДС (за исключением операций по ввозу товаров на таможенную территорию РФ)
Налог на имущество организаций Налог на имущество физических лиц
ЕСН ЕСН с полученных доходов
  ЕСН с сумм, выплачиваемых своим работникам

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с иными режимами налогообложения.

Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН, не вправе до окончания календарного года перейти на иные режимы налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели утрачивают право на применение ЕСХН и обязаны провести перерасчет по налогам, отменяемым в связи с уплатой ЕСХН, если не выполнены критерии, установленные для перехода на ЕСХН.

Пример 8.14. ООО «Колосок» выращивает и продает масличные культуры и продукты их переработки. В 2008 г. ООО «Колосок» перешло на уплату ЕСХН. Доля выручки от реализации этой продукции в общем объеме выручки за 2008 г. составила 60%.

Следовательно, ООО «Колосок» утрачивает право применения ЕСХН и обязано пересчитать с 1 января 2008 г. налог на прибыль, НДС, ЕСН и налог на имущество организаций с последующей их уплатой в бюджеты соответствующих уровней. В данном случае налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на этого налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН (п. 7 ст. 3463 НК РФ).

Налоговый период. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом — полугодие.

Объект налогообложения и порядок признания доходов и расходов. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на расходы. Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Совокупные доходы организации-налогоплательщика, учитываемые при формировании налогооблагаемой базы, включают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), а также внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ), как это принято при традиционной системе налогообложения. При этом в традиционной системе налогообложения не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели при формировании объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Для определения объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, перечисленные в п. 2 ст. 3465 НК РФ. К таким расходам, в частности, относятся расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов.

Условия формирования и признания расходов определены гл. 25 НК РФ для общего режима налогообложения.

Порядок принятия расходов по основным средствам определен (п. 4 ст. 3465 HK РФ) и заключается в следующем:

- по объектам, приобретенным после перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются сразу при вводе в эксплуатацию;

- по объектам, приобретенным до перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются в зависимости от срока полезного использования:

а) по имуществу сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого года уплаты ЕСХН;

б) по имуществу со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно — в течение первого года работы на ЕСХН — 50% стоимости; в течение второго года работы на ЕСХН — 30% стоимости; в течение третьего года работы на ЕСХН — 20% стоимости;

в) по имуществу со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет равными долями от стоимости объекта основных средств.

Расходы на приобретение нематериальных активов учитываются (принимаются) так же, как и затраты по основным средствам.

Налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования таким имуществом с момента его приобретения до даты продажи или передачи с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Налоговая база и порядок перенесения убытков при применении ЕСХН. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату признания, и учитываются вместе с доходами и расходами, выраженными в рублях.

Величину доходов, полученных в натуральной форме, исчисляют исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 НК РФ. При расчете налоговой базы доходы и расходы определяют нарастающим итогом с начала года. В качестве расходов налогового периода разрешено учитывать сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Под убытком понимается превышение расходов над доходами. Налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую базу за текущий год на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих лет, также перенести убыток на будущие годы в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором получен убыток.

Пример 8.15. ООО «Нива» производит сельскохозяйственную продукцию. С 1 января 2008 г. оно перешло на уплату ЕСХН. Доходы от производства сельскохозяйственной продукции за 2008 г. составили 800 000 руб., расходы — 1 000 000 руб. Сумма полученного убытка за 2008 г. - 200 000 руб. (1 000 000 руб. - 800 000 руб.) - может быть перенесена на расходы будущих налоговых периодов.

В 2009 г. ООО «Нива» продолжает уплачивать ЕСХН. Доходы за 2009 г. составили 1 200 000 руб., а расходы — 700 000 руб., налогооблагаемая база - 300 000 руб. (1 200 000 руб. - 700 000 руб.). Размер убытка, который перенесен на 2009 г., равен 200 000 руб.

Следовательно, сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2009 г., — 18 000 руб. [(1 200 000 руб. - 700 000 руб. - 200 000 руб.) х 6%: 100%].

Для подтверждения правомочности списания сумм полученного убытка организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить документы, подтверждающие его размер и последующие суммы компенсаций, в течение всего срока использования права на уменьшение налогооблагаемой базы (п. 5 ст. 3466 НК РФ).

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН.

Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения

Налоговый и отчетный периоды. Налоговым периодом является календарный год, а отчетным периодом — полугодие.

Порядок расчета и уплаты ЕСХН. Организации и индивидуальные предприниматели представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 31 марта следующего года. Организации представляют декларации по своему местонахождению, а индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.

Организации и индивидуальные предприниматели по итогам полугодия исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года до окончания полугодия. Авансовый платеж по ЕСХН должен быть уплачен не позднее 25 дней со дня окончания полугодия.

ЕСХН, подлежащий уплате по итогам года, уплачивается налогоплательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом. Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые по тем или иным соображениям или причинам будут работать в рамках традиционной системы налогообложения, предложены следующие ставки налога на прибыль по деятельности, связанной с производством и переработкой собственного сельскохозяйственного сырья:

• 2004-2012 гг. - 0%;

•2013-2015 гг. -18%.

Структурно-логическая модель ЕСХН приведена на схеме.

1) Какова цель введения ЕСХН?

2) Какие налоги перестают уплачивать организации в связи с переходом на уплату ЕСХН?

3) Соблюдение каких условий позволяет применять систему налогообложения в виде ЕСНХ?

4) ц. Каков порядок списания стоимости основных фондов и нематериальных активов при уплате ЕСХН?

5) В каких случаях организации и индивидуальные предприниматели теряют право уплаты ЕСХН?

6) Каков порядок включения убытков, полученных при уплате ЕСХН в расходы будущих периодов? Приведите пример.

7) Каков перечень основных расходов, учитываемых при расчете ЕСХН?

8) Какие периоды определены в качестве отчетного и налогового по ЕСХН?

9) Каковы сроки и порядок уплаты ЕСХН?

10). Каковы ставки налога на прибыль, применяемые к сельхозтоваропроизводителям в случае отказа от применения ЕСХН?

1. Организации, производящие сельскохозяйственную продук цию, могут перейти на уплату ЕСХН, если доходы от данного вида деятельности составляют не менее:

а) 50%;

б) зо%;

в) 70%.

2. Уплата ЕСХН освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты следующих налогов:

а) транспортного налога и налога на имущество физических лиц;

б) НДС, налога на имущество физических лиц, НДФЛ и ЕСН;

в) НДС, транспортного налога, НДФЛ.

3. Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, обязаны уплачивать:

а) НДС;

б) налог на имущество организаций;

в) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

4. Организации, не перешедшие на уплату ЕСХН, в гою г. будут уплачивать налог на прибыль по ставке:

а) 0%;

б) 18%;

в) 6%.

5. Ставка ЕСХН равна:

а) 15%;

б) 10%;

в) 6%.

6. Отчетным налоговым периодом по ЕСХН является:

а) квартал;

б) полугодие;

в) месяц.

7. Размер убытка, полученного в текущем налоговом периоде, может уменьшать налогооблагаемую базу будущих налоговых периодов:

а) только на 50%;

б) на 100%;

в) только на 70 %.

8. Стоимость основных средств, приобретенных в момент работы на ЕСХН, включается в расчет налогооблагаемой базы по налогу в следующем порядке:

а) в полном объеме — при вводе в эксплуатацию;

б) в течение трех лет в пропорции 50, 30, 20% стоимости;

в) в течение 10 лет равными долями.

9. По окончании календарного года налогоплательщики должны представить декларацию по ЕСХН не позднее:

а) 31 марта года, следующего за отчетным;

б) 30 апреля года, следующего за отчетным;

в) 25 дней после окончания года, следующего за отчетным.

Специальный налоговый режим в виде системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции введен гл. 264 НК РФ, вступившей в силу в июне 2003 г. соглашение о разделе продукции (далее СРП) — это договор, который заключается между организацией и РФ. на основании этого договора рф передает организации (которая называется инвестором) на определенный срок исключительное право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении инвестор в свою очередь обязуется отдать государству часть добытого сырья или выплатить денежный эквивалент ее стоимости.

Специальный налоговый режим призван стимулировать инвесторов к заключению СРП. Однако некоторые особенности налогообложения при выполнении СРП важны не только для инвесторов, но и для других участников СРП, взаимодействующих с инвестором на основании договоров.

Основные понятия и положения. Для дальнейшего изложения сначала необходимо ввести основные понятия.

Инвестор — пользователь недр, заключивший СРП. Инвестором может быть как юридическое лицо, так и созданное на основе договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств имущества и (или) имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях СРП.

Продукция — полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ.

Произведенная продукция — количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту РФ и другими стандартами.

Раздел продукции — раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом «О соглашении, о разделе продукции».

Прибыльная продукция — произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции.

Компенсационная продукция — часть произведенной продукции при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ — 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов, состав которых устанавливается соглашением.

Цена продукции — определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции.

Условия, необходимые для применения данной системы:

1) соглашение должно быть заключено после того, как признан несостоявшимся аукцион по предоставлению права пользования недрами, которые являются объектами СРП (иными словами, сначала право пользования участком недр должно быть выставлено на аукцион, если желающих его купить нет, то это право предоставляется вторично, но уже по конкурсу на условиях СРП);

2) соглашение должно предусматривать увеличение доли продукции, получаемой государством в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности, оговоренных в соглашении;

3) если соглашени е предусматривает раздел произведенной продукции между государством и инвестором, то доля государства в распределяемой продукции не должна составлять менее 32%.

Переход на применение специального налогового режима в виде соглашения о разделе продукции имеет заявительный характер и предполагает подачу в налоговый орган по местонахождению участка недр следующих документов:

· письменного заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика при выполнении СРП;

· соглашения о разделе продукции;

· решения об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр и иных условиях, чем раздел продукции, и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

При выполнении СРП инвестор освобождается от уплаты ряда налогов, перечень которых зависит от того, какой из двух вариантов раздела продукции применяется при реализации СРП.

Первый вариант (общий, или традиционный, раздел продукции) регламентируется п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». При этом варианте из всей произведенной продукции выделяют прежде всего ту часть, которая передается инвестору для компенсации его затрат (компенсационная продукция). Ограничения на максимальный размер компенсации составляют не более 75% общего количества произведенной продукции. Прибыль, полученная инвестором от реализации компенсационной продукции, облагается налогом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Продукция, которая остается после компенсации, называется прибыльной продукцией. Эта продукция делится между государством и инвестором в пропорции, установленной СРП.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

· НДС;

· налог на прибыль организаций;

· ЕСН;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· водный налог;

· государственную пошлину;

· плату за негативное воздействие на окружающую среду;

· таможенные платежи;

· земельный налог;

· акциз.

Второй вариант (прямой раздел продукции) регламентируется п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». При этом затраты инвестора не компенсируются, а между ним и государством делится вся произведенная продукция согласно условиям СРП (с учетом минимального ограничения доли государства — 32%). При таком варианте раздела продукции инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

· ЕСН;

· государственную пошлину;

· таможенные сборы;

· НДС;

· плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Налог на имущество и транспортный налог инвестор не уплачивает только по объектам, которые используются при применении СРП. Вне зависимости от избранного варианта раздела продукции инвестор не уплачивает региональные и местные налоги. Он может быть освобожден от таких платежей решением соответствующего законодательного органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа местного самоуправления. Если же такого решения не существует, то затраты по уплате региональных и местных налогов и сборов возмещаются инвестору в полном объеме путем уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству (п. 14 ст. 34635 НК РФ).

Особенности уплаты налогов при применении СРП. В этом случае расчет и уплата некоторых налогов имеют свои особенности.

Налог на прибыль уплачивается инвестором только в случае, если СРП заключено на условиях компенсации его затрат.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением СРП. Прибылью налогоплательщика признается его доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов. Доходом налогоплательщика от выполнения СРП признается стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной СРП.

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные налогоплательщиком при выполнении СРП. Расходы налогоплательщика подразделяются следующим образом:

· расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции;

· расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.

Возмещаемыми признаются расходы, понесенные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в целях выполнения работ по СРП в соответствии с программой работ и сметой расходов.

Не относятся к возмещаемым расходам:

1) понесенные до вступления СРП в силу:

· расходы на приобретение пакета геологической информации Для участия в аукционе;

· расходы на оплату сбора за участие в аукционе на право пользования участком недр на условиях соглашения;

2) понесенные с даты вступления СРП в силу:

· разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в СРП;

· проценты по полученным кредитам и заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним и другие расходы, связанные с получением и использованием заемных средств для финансирования деятельности по СРП;

· другие расходы, предусмотренные п. 3 ст. 262 НК РФ, подп. 10 и 13 п. 1 и подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Состав возмещаемых расходов предусматривается СРП (с учетом требований ст. 34638 НК РФ) и утверждается управляющим комитетом в порядке, предусмотренном СРП.

Расходы подлежат возмещению налогоплательщику в размере, не превышающем установленный соглашением предельный уровень компенсационной продукции, который не может быть выше, как уже говорилось, 75%.

Пример 8.16. В соответствии с условиями СРП предельный уровень компенсационной продукции составляет 50% общего количества произведенной продукции. Общее количество произведенной за налоговый период продукции составило 50 000 т. Цена 1 т продукции, установленная соглашением, — 200 руб.

Предельное количество компенсационной продукции за этот период равно 25 000 т (50 000 т х 50%: 100%).

Предельный уровень компенсационной продукции в стоимостном выражении в налоговый период будет равен 5 000 000 руб. (200 руб./т х 25 000 т).

Общая сумма возмещаемых расходов за налоговый период — 2 000 000 руб.

Количество продукции, необходимое для возмещения затрат инвестора, равно 10 000 т (2 000 000 руб.: 200 руб./т).

Из приведенных расчетов видно, что количество продукции, необходимое для возмещения затрат инвестора (10 000 т), не превышает предельного уровня компенсационной продукции, предусмотренного условиями СРП (25 000 т). Это означает, что все возмещаемые расходы (2 000 0000 руб.) будут погашены в данном налоговом периоде.

Если размер возмещаемых расходов превышает предельный уровень компенсационной продукции в отчетном (налоговом) периоде, возмещение расходов происходит в размере указанного предельного уровня. Расходы же инвестора в части, превышающей предельный уровень, подлежат включению в состав возмещаемых расходов следующего отчетного (налогового) периода.

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, включают в себя расходы, учитываемые в целях налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ и не отнесенные в состав возмещаемых расходов, определяемых в соответствии со ст. 34638 НК РФ. В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, не могут быть включены суммы налога на добычу полезных ископаемых.

При исчислении налога на прибыль инвестор должен применять следующий порядок признания доходов и расходов:

1) для дохода, полученного налогоплательщиком в виде части прибыльной продукции, датой получения дохода признается последний день отчетного (налогового) периода, в котором был осуществлен раздел продукции;

2) по иным видам доходов и расходов применяется порядок признания доходов и расходов, установленный гл. 25 НК РФ.

Пример 8.17. Раздел прибыльной продукции осуществлен 16 мая 2008 г. Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал. Датой получения налогоплательщиком дохода в виде части прибыльной продукции признается последний день отчетного периода, т.е. 30 июня 2008 г.

Налоговая ставка — 20%. При этом налоговая ставка, действующая на дату вступления СРП в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения.

Налоговый и отчетные периоды. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — квартал, полугодие, девять месяцев.

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается при выполнении СРП, которые предусматривают условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых в соответствии с гл. 26 НК РФ.

Налоговая база по данному налогу определяется в обычном порядке, но в отдельности по каждому соглашению. Налоговая база исчисляется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти и природного газового конденсата, по которым налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых.

Основная особенность применения специального налогового режима в части налога на добычу полезных ископаемых — понижение ставок этого налога. Данные ставки определяются умножением ставок налога на добычу полезных ископаемых на коэффициент 0,5%.

Пример 8.18. В соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ при добыче кондиционных руд черных металлов применяется ставка налога на добычу полезных ископаемых в размере 4,8%. При добыче кондиционных руд черных металлов в рамках СРП данная ставка должна применяться с коэффициентом 0,5% и составит 2,4% (4,8% х 0,5).

Ставка налога, применяемая при добыче нефти и природного газового конденсата, также понижается, но не всегда. Базовая налоговая ставка по данным полезным ископаемым составляет 340 руб. за 1 т и применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, — Кц (п. 5 ст. 34637 НК РФ):

К=(Ц-8)хР:252 (8.3)

-

Кц - (Ц - 8) х Р: 252,

где Ц - средний за налоговый период уровень цен нефти сырой марки «Юралс» в долларах США за один баррель;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком России. Эту величину налогоплательщик определяет самостоятельно как среднее арифметическое значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком России, за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Рассчитанный в таком порядке Кц округляется до четвертого знака.

Особенности применения указанной ставки заключаются в следующем:

- данная ставка применяется только в отношении организаций, перешедших на специальный налоговый режим;

- рассчитанная ставка может применяться с понижающим коэффициентом 0,5% не всегда. Данный коэффициент применяется только в том случае, если в процессе реализации СРП еще не достигнут предельный уровень коммерческой добычи нефти или природного газового конденсата. Эта величина устанавливается в качестве отдельного условия СРП. С момента достижения такого уровня и до окончания действия соглашения применение понижающего коэффициента прекращается (п. 7 ст. 34637 НК РФ).

Пример 8.19. Средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» составил 21,8 долл. США за баррель[2]. Среднее значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком Росси, за налоговый период составило 25 руб. за 1 долл.[3]. Специальный коэффициент равен

Кц = (21,8 - 8) х 25 руб./долл.: 252 = 1,3662.

До достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти налоговая ставка будет равна 232,3 руб. за 1 т нефти (340 руб. х х 1,3662x0,5).

По достижении предельного уровня коммерческой добычи и до окончания срока действия СРП налоговая ставка увеличится вдвое и составит 464,5 руб. за 1 т нефти.

Налог на добавленную стоимость при выполнении СРП уплачивается в соответствии с гл. 21 НК РФ, и налоговая ставка установлена в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов при выполнении работ по СРП превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) (в том числе при отсутствии указанной реализации), полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном ст. 176 НК РФ (п. 3 ст. 34639 НК РФ).

Не подлежит налогообложению:

- передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по СРП, между инвестором по соглашению и оператором соглашения в соответствии с программой работ и сметой расходов, которые утверждены в установленном соглашением порядке;

- передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающего в качестве инвестора в соглашении, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения;

- передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного налогоплательщиком имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения.

Особенности представления налоговых деклараций. По перечисленным налогам налогоплательщик представляет в налоговые органы по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях СРП, налоговые декларации по каждому налогу отдельно от налога по другой деятельности.

Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях СРП, расположен на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогам в налоговые органы по своему местонахождению.

Структурно-логическая модель системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции приведена на схеме.

1) В чем заключается суть и цель введения специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции?

2) Что такое произведенная и что — прибыльная продукция?

3) Что такое компенсационная продукция и каково предельное значение по ней?

4)  Каковы определения понятий «инвестор», «раздел продукции» и «цена продукции»?

5)  Соблюдение каких условий позволяет применять данный налоговый режим?

6) Какие варианты раздела продукции между инвестором и государством вам известны?

7) Какие налоги обязательны к уплате при обычном разделе продукции?

8) Каков перечень уплачиваемых налогов при прямом разделе продукции?

9) В чем состоит особенность уплаты налога на прибыль в рамках применения специального режима налогообложения?

10)  Какова специфика уплаты налога на добычу полезных ископаемых при использовании специального режима налогообложения?

11) Каковы особенности уплаты НДС в рамках применения специального налогового режима?

12) Каков механизм возмещения налогоплательщику уплаченных региональных и местных налогов?

13) В чем заключается особенность представления налоговых деклараций при использовании специального режима налогообложения?

1. Обязательным условием для применения специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции являются:

а) несостоявшийся аукцион по предоставлению права пользования недрами;

б) ограничения по установлению цены на продукцию согласно заключенному СРП;

в) ограничения не предусмотрены гл. 2б«HK РФ.

2. Применение специального налогового режима освобождает инвесторов от уплаты:

а) местных налогов;

б) региональных налогов;

в) региональных и местных налогов.

3. Какой из вариантов раздела продукции предусматривает для инвестора уплату меньшего числа налогов:

а) традиционный;

б) прямой;

в) косвенный?

4. Применение прямого метода раздела продукции между инвестором и государством предусматривает уплату:

а) налога на прибыль, НДС;

б) ЕСН, НДС;

в) НДС, транспортного налога.

5. Какова доля государства в общем объеме произведенной продукции при использовании прямого метода ее раздела:

а) 30%;

б) 75%;

в) 32%?

6. Каковы ограничения размера компенсационной продукции:

а) 75% и 90%;

б) 32% и 75%;

в) 75% и 80%?

7. Ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в случае применения специального налогового режима:

а) уменьшается в два раза;

б) увеличивается в два раза;

в) уменьшается в пять раз.

8. Каков порядок возмещения инвестору сумм уплаченных региональных и местных налогов:

а) уплаченные налоги возвращаются инвестору в денежном эквиваленте;

б) на сумму уплаченных налогов уменьшается доля продукции, передаваемой государству;

в) уплаченные региональные и местные налоги не возмещаются инвестору?

9. Если достигнут предельный уровень коммерческой добычи нефти, то налоговая ставка по налогу добычу полезных ископаемых рассчитывается с применением коэффициента:

а) 0,5;

б)2;

в)1.

10. Не облагается НДС при применении специального режима налогообложения при соглашении о разделе продукции:

а) реализация компенсационной продукции;

б) реализация прибыльной продукции;

в) передача на безвозмездной основе имущества между инве стором и оператором при СРП.

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

Тест                          
Ответ в в в б в б в а б а б а в

1.2. Эволюция теории налогообложения

Тест                    
Ответ в б в б а в б в в а

1.3. Принципы налогообложения и их современные интерпретации

Тест                        
Ответ б б в в б а а в в б в а

2.1. Элементы налога и способы взимания налогов

Тест                
Ответ в в б а б б б в

2.2. Классификация налогов

Тест                    
Ответ в б б в а в в а в в

2.3. Функции налогов и их взаимосвязь

Тест                    
Ответ в в б а в в а б б а

2.4. Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя

Тест              
Ответ в б а в в в в

3.1. Сущность, цели, задачи налоговой политики

Тест          
Ответ б а б б а

3.2. Налоговый механизм и его элементы

Тест        
Ответ б а б б

4.1. Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

Тест            
Ответ б а в б б б

4.2. Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Тест            
Ответ в б в б а в

4.3. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Тест              
Ответ в а а б в а а

4.4. Налоговое обязательство и его исполнение

Тест              
Ответ а а б б в а б

4.5. Изменение сроков уплаты налогов (сборов)

Тест                
Ответ б в б а в в а в

4.6. Способы обеспечения обязанностей поуплате налогов (сборов)

Тест            
Ответ а в а б б а

4.7. Зачет и возврат излишне, взысканных и излишне уплаченных сумм налога (сбора)

Тест            
Ответ в б а в б а

4.8. Налоговый контроль: формы и методы проведения

Тест            
Ответ в в а в в в

4.9. Камеральная налоговая проверка: цели и методып роведения

Тест            
Ответ б в в б в а

4.10. Выездная налоговая проверка: цели, методы проведения, обжалование результатов

Тест              
Ответ б в б а б б б

4.11. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Тест                        
Ответ в в б а а в б в в б б а

5.1. Налог на добавленную стоимость

Тест                                  
Ответ в б в б а в а а б а б б а в а в в

5.2. Акцизы

Тест                    
Ответ в б в в б б б а в в

5.3. Налог на прибыль организаций

Тест                                            
Ответ б б а в в а в а а в б б а в а а в в в б а в

5.4. Налог на доходы физических лиц

Тест                                            
Ответ а в в б в б в б в в в в в б в а в а б б в б

5.5. Единый социальный налог

Тест                          
Ответ б в в а б в в а б б а б а

5.6. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

Тест                    
Ответ а б а а в б б а в а

5.7. Налог на добычу полезных ископаемых

Тест                    
Ответ б б б а б в а а б а

5.8. Водный налог

Тест            
Ответ б в б б в а

5.9. Государственная пошлина

Тест        
Ответ а в б б

6.1. Транспортный налог

Тест                          
Ответ а б в в б в а в в б б а б

6.2. Налог на игорный бизнес

Тест                      
Ответ б а в в в б в а а б б

6.3. Налог на имущество организаций

Тест              
Ответ а б в а в в а

7.1. Земельный налог

Тест                    
Ответ а б в б б в в в в в

7.2. Налог на имущество физических лиц

Тест                    
Ответ в б б в б а б в а в

8.1. Упрощенная система налогообложения

Тест                        
Ответ б в б в в а в б а б в в

8.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Тест                          
Ответ а в б в в в б б б в в б в

8.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Тест                  
Ответ в б в а в б б а а

8.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Тест                    
Ответ а в б б в а а б в в

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. Возникновение и развитие налогообложения

2. Эволюция теории налогообложения

3. Сущность налогов и сборов как финансово-экономической категории

4. Роль налогов в доходах государственного бюджета

5. Налоги как инструмент бюджетного регулирования

6. Элементы налога и способы взимания налогов

7. Принципы налогообложения и их современные интерпретации

8. Функции налогов и их взаимосвязь

9. Классификация налогов

10. Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя

11. Налоговая политика: цели, задачи, виды налоговой политики

12. Налоговый механизм и его элементы

13. НК РФ в системе законодательных и нормативных актов, регулирующих налоговые отношения

14. Состав, структура, функции налоговых органов

15. Права и обязанности налоговых органов

16. Права и обязанности налогоплательщиков

17. Налоговое обязательство и его исполнение

18. Изменение сроков уплаты налогов

19. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

20. Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов: случаи и порядок применения

21. Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика и арест имущества налогоплательщика

22. Залог имущества и поручительство

23. Пеня как способ обеспечения обязанностей по уплате налогов

24. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налога

25. Зачет и возврат излишне взысканных сумм налога

26. Налоговый контроль: формы и методы проведения

27. Камеральная налоговая проверка: цели, сроки и методы проведения

28. Выездная налоговая проверка: цели методы проведения, обжалование результатов

29. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение в соответствии с НК РФ

30. Налоговые нарушения и ответственность за их совершение в странах — бывших республиках СССР

31. Налог на прибыль организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая ставка, доходы и расходы, учитываемые (не учитываемые) в целях налогообложения прибыли, порядок расчета и уплаты

32. Налог на прибыль организаций: порядок создания и учета в целях налогообложения прибыли резерва по гарантийному ремонту (обслуживанию) и резерва по ремонту основных средств

33. Налог на прибыль организаций: порядок создания и учета в целях налогообложения прибыли резерва по сомнительным долгам и резерва на выплату отпускных

34. Налог на добавленную стоимость (НДС): налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговые льготы

35. Налог на добавленную стоимость (НДС): порядок получения и утраты освобождения по НДС, налоговые вычетов, требования к получению налоговых вычет, налоговый период, сроки и порядок уплаты налога

36. Акцизы: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты

37. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, сроки порядок уплаты налога

38. Налог на доходы физических лиц: стандартные и социальные налоговые вычеты — размер и порядок их получения

39. Налог на доходы физических лиц: имущественные и профессиональные налоговые вычеты — размер и порядок их получения

40. Единый социальный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговые ставки, порядок расчета и уплаты

41. Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения, способы оценки добытых полезных ископаемых, налоговые ставки, порядок расчета и уплаты

42. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологически


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: