Вводная часть

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу «Микроэкономика» («Экономика предприятия») подготовленная доцентом кафедры «Экономика предприятия и предпринимательства» ВЗФЭИ Аврашковым Л.Я.

Микроэкономика - одна из первых специальных дисциплин, изучаемых в нашем институте. Основная цель, которую мы хотели бы достичь в процессе преподавания данной дисциплины, - изучение главных позиций рационального ведения хозяйственной деятельности и выработка умения применять различные методы анализа для принятия оптимальных решений на уровне фирм, компаний и организаций.

Важнейшая задача предлагаемого курса - раскрытие и анализ возможностей экономического роста на предприятии. Таким образом, в отличие от макроэкономики, которая изучает поведение Экономической системы (народного хозяйства) в целом, микроэкономика рассматривает экономические процессы, происходящие на уровне фирм, компаний, предприятий.

В ходе ведения экономики предприятия постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия и от чего зависит эффективность ее ведения, как стимулировать высокопроизводительный труд, какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т.д.

Опыт работы компаний и фирм в условиях рыночной экономики, имеющийся в зарубежных странах, особенно в промышленно развитых, нельзя просто переносить на российскую почву. Необходима его адаптация с учетом традиций и особенностей российских хозяйственников.

Вместе с тем идет и поиск новых, рыночных форм и методов ведения экономики предприятия.

При этом можно выделить два основных и взаимосвязанных направлений этого поиска:

- первое - практическая апробация новых форм ведения экономики предприятия; то есть руководители предприятия, изучая и формируя то, что называется, цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых форм хозяйствования;

- второе - выработка рыночного экономического мышления путем обучения кадров, как с помощью системы профессионального образования, так и помощью учебников, учебных пособий и другой методической литературы.

В отведенные нам на изучение курса микроэкономики 40 часов мы сможем разобраться только в основах данной науки, получить главные каналы теоретической и практической информации, ориентируясь на которые, Вы сможете в дальнейшем самостоятельно расширить свои знания в решении проблем эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной системы хозяйствования.

Каждому студенту предоставляется набор (кейс) учебно-методических материалов по микроэкономике, включающий в себя следующие компоненты (составляющие):

1. Обзорную (установочную) лекцию по «Экономике предприятий».

2. Программу по дисциплине «Экономика предприятий»(в дальнейшем – Программа).

3. Учебник «Экономика предприятия», изданный под редакцией профессора В.Я. Горфинкеля и профессора В.А.Швандара (М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998); (в дальнейшем – Учебник).

4. Компьютерную обучающую программу (КОРП) по дисциплине «Экономика предприятия»; (в дальнейшем - Компьютерная программа).

Кроме того, к Вашим услугам - фонды библиотеки ВЗФЭИ, в которых имеется обширная справочная, учебная, научная и методическая литература.

Дополнительно к стандартному набору учебно-методических материалов мы рекомендуем Вам воспользоваться следующими изданиями:

1. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. В.П.Грузинова. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

2. Предпринимательство: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка,В.А.Швандара - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ.в 2-х т. М.: Республика, 1992.

4. Раицкий К.А., Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

5. Швандар В.А., Просолова В.П., тесты и задачи по курсу «Экономика предприятия».М: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

В вышеуказанном списке представлена литература, охватывающая курс в целом, дополнительную литературу по каждой отдельной теме Вы найдете в Программе и Учебнике. Рекомендуемая Вам литература отражает картину современной экономики, как в народном хозяйстве России, так и промышленно-развитых зарубежных стран.

Учебник «Экономика предприятия» / Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара - М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - является основным учебником для студентов в ВЗФЭИ третьего курса специальностей «Менеджмент» и «Экономика и социология труда». Он подготовлен в соответствии с программой для специальности 0602 «Экономика и управление производством», специализация «Менеджмент» (на базе высшего образования), а также для всех общеэкономических специальностей и содержит комплексное изложение вопросов экономики, планирования и управления на предприятии в условиях рыночной экономики.

Учебник В.Грузинова также дает представление о характере ведения экономики предприятия, оценке ее результативности, формах и методах хозяйствования в условиях рынка.

Можно выделить следующие основные особенности двух вышеобозначенных учебников в сравнении с другой аналогичной учебной литературой:

- во-первых, они содержат информацию о том, к чему пришла теория и практика в решении вопросов эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной системы хозяйствования;

- во-вторых, изложение теоретических и практических аспектов ведения экономики предприятия исходит не из Постановлений Правительства и Парламента России(что характерно в прошлом, да и сейчас зачастую, имеет место), а из реалий практики и достижений теоретической мысли;

- в-третьих, материалы, на основе которых написаны учебники, взяты из практики функционирования российских предприятий и рассматриваются в сравнении с опытом работы зарубежных компаний и, прежде всего, США;

- в-четвертых, логика и форма изложения рассчитаны на оказание помощи предпринимателю в ведении экономики: в учебниках шаг за шагом прослеживается организация этого ведения.

Такие подходы делают доступными и полезными вышеобозначенные учебники, как для студентов, так и для преподавателей, руководителей предприятий и лиц, интересующихся формами и методами ведения бизнеса в рыночных условиях.

Следует отметить, что между макроэкономикой и микроэкономикой нет четко ограниченной границы. Многие темы и разделы экономики входят в оба эти понятия. В связи с этим книга Макконела К.Р., Брю С.Л. Экономикс: «Принципы, проблемы и политика», где представлены теоретические принципы рыночной экономики, является весьма полезной для углубленного изучения и формирования рыночных подходов в предпринимательской деятельности предприятия, фирмы.

Конечно, будет только приветствоваться, если Вы решите пользоваться специализированными периодическими изданиями (научными, научно-техническими журналами, справочниками, газетами) такими как:

· Вопросы экономики. - М: Институт экономики РАН;

· Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат;

· Экономика и жизнь. Еженедельник - М.;.

· Финансовая газета;

· Коммерсант - DAILY.

Таким образом, в настоящее время нет недостатка в экономической литературе. Скорее, наоборот, для студентов, по характеру своей производственной деятельности далеких от экономики предприятия, проблема состоит в том, чтобы правильно сориентироваться в изобилии предлагаемых учебников, учебных пособий, специализированных изданий. Именно с этой целью мы назвали Вам наиболее интересные и полезные издания, на которые следует обратить первостепенное внимание.

Подчеркивая важность приобретения надежных экономических знаний, мы все же убеждены: никакое количество теоретических исследований не сможет дать Вам того, что дает внешне простая производственно-хозяйственная деятельность. Именно практика дает возможность использовать теоретические разработки ученых для рационального ведения экономики предприятия.

Как указывалось выше, Вашей базовой опорой в освоении основ экономики предприятия должен стать стандартный набор (кейс) учебно-методических материалов.

Как им пользоваться?

1. Приступая к изучению дисциплины «Экономика предприятия», проработайте настоящую обзорную (установочную) лекцию. Это позволит Вам ознакомиться с рекомендуемыми способами самостоятельной работы, с требованиями, которые предъявляются в ходе изучения данного курса и с формами отчетности и контроля за усвоением материала, а также получить представление об общей структуре курса и основных его проблемах.

2. Рекомендуем Вам внимательно ознакомиться с Программой курса. В ней Вы найдете подробный тематический план, краткое изложение дисциплины, а также перечень основной и дополнительной литературы.

3. После этого можно приступать к работе с традиционным Учебником и Компьютерной программой (КП). Компьютерная программа не заменяет и не отменяет учебник, она дополняет его, служит своеобразным сжатым вариантом учебника и одновременно - более развернутой формой текущего контроля и самоконтроля за правильностью усвоения материала.

Проработку каждой темы следует начинать с изучения соответствующей главы Учебника, выделяя для себя основные понятия, категории, показатели и устанавливая связь имеющихся и приобретенных знаний, с Вашим повседневным опытом, с практикой работы в малом или большом бизнесе.

Мы хотели бы предостеречь Вас от видимой легкости и понятности экономических категорий.

Практически каждый имеет свое представление о таких категориях, как «издержки производства», «цена», «прибыль», «рентабельность». Эти экономические категории зачастую отягощены значениями, данными ему обыденным сознанием и здравым смыслом непрофессионалов - «простых» людей.

Наше обыденное упрощенное понятие довольно часто сбивает нас с правильного курса, приводя к неправильным выводам и решениям.

В связи с этим рекомендуем усвоить очень важное правило: прежде чем пользоваться тем или иным понятием, дайте его определение, сформулируйте, что Вы имеете в виду, употребляя тот или иной термин. Это будет способствовать строгости в организации Вашего мышления, облегчает другим задачу адекватного понимания.

Необходимо составить логическую схему каждой главы, выделив ее основные понятия. Проверить себя Вы можете с помощью компьютерной обучающей программы (КОПР). Ее структура соответствует структуре Программы и Учебника по экономике предприятия (Учебник содержит большее количество тем, нежели это предусмотрено Программой).

В Компьютерной Программе - электронном варианте Учебника - содержится краткий, сжатый конспект основных тем курса, выделены ведущие понятия и проблемы каждой темы, изложены главные экономические категории и представлены основные направления в экономике.

В завершении каждой темы предлагается выполнить задания для самоконтроля полученных знаний. Задания в КОПР предполагают выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Выбрав правильный на Ваш взгляд вариант ответа, можно сразу проверить, соответствует ли он истине.

В завершение изучения учебного материала по всему курсу предлагаются контрольные задания. Результаты такого итогового тестирования можно обсудить с преподавателем во время индивидуальной или групповой консультации.

По пройденному материалу выполняется курсовая работа, при положительной оценке проводится ее защита, а финалом изучения данной учебной дисциплины является экзамен.

Таким образом, прослеживается следующая последовательность изучения дисциплины «Экономика предприятий»:

- посещение лекционных занятий;

- самостоятельная работа с Учебником и Компьютерной программой;

- написание курсовой работы;

- защита курсовой работы;

- экзамен.

В организационном плане каждое звено является необходимой ступенькой для следующего этапа.

Следует отметить, что тестовые задания компьютерной программы, курсовая работа и экзамены преследуют разные цели.

Задания по самопроверке и проверке, предлагаемые в Компьютерной Программе, предполагают контроль за тем, правильно ли Вы усвоили основные экономические понятия, определения, критерии, показатели, можете ли Вы их воспроизвести, логически соотнести друг с другом. Можно считать, что это своеобразный контроль механических способностей Вашей памяти.

Курсовая работа представляет гораздо более сложную форму контроля знаний. Поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобы ее содержание не носило отвлеченный характер.

Курсовая работа должна базироваться на практических материалах конкретного предприятия, фирмы, содержать технико-экономические показатели работы за ряд лет (2-3 года), на которых строится ее расчетно-аналитическая часть.

По результатам расчетно-аналитической части в заключении нужно сделать выводы и внести предложения, направленные на улучшение технико-экономических показателей. Цель курсовой работы - выяснить Ваше умение отбирать из большого объема информации конкретный материал, непосредственно относящийся к теме курсовой работы, умение анализировать отобранный материал, сопоставлять цифровую информацию, логически размышлять по вопросам экономики. Таким образом, курсовая работа - это скорее проверка Ваших логических и аналитических способностей. Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты.

И, наконец, на экзамене Вы должны продемонстрировать свои знания и способности в полном объеме.

Вместе с тем мы не считаем, что успешная защита курсовой работы и сдача экзамена являются окончательными позициями в изучении экономики. Главное, чтобы у Вас после всех этапов изучения курса «Микроэкономики» появился профессиональный интерес к экономическим расчетам, логическим сопоставлениям, формированию конкретных выводов и предложений.

Прейдем теперь к обзору учебного материала по курсу «Экономика предприятия».

В отличие от многих специальных курсов особенностью данного курса является то, что окончательные выводы и оценка различных вариантов производственно-хозяйственных ситуаций в экономике строятся на использовании соответствующих математических инструментов - моделей, формул. Этим самым достигается наиболее объективная оценка конкретного технико-экономического состояния анализируемого объекта, а, следовательно, появляется возможность принимать не интуитивные, а наиболее рациональные управленческие решения.

В этом смысле, «Микроэкономика» в какой-то мере сближается (ориентирована) на точные науки, что делает ее привлекательной для студентов, хорошо освоивших математику и статистику, и, вместе с тем, создает определенные трудности для глубокого понимания курса студентами, не достаточно хорошо владеющими элементным математическим аппаратом. Однако главным фактором успешного изучения «Микроэкономики» для всех студентов является добросовестное, последовательное прохождение всех этапов подготовки данной учебной дисциплины.

Курс «Микроэкономики содержит четырнадцать основных тем, каждая из которых включает ряд вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: