Коэффициент Розенблюта (Холла Тайдмана).
,
где Ri – ранг i -го предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1);
Si – доля продаж i -го предприятия на рынке.
Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), минимальное 1/n (n — число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом HHI.
Достоинствам коэффициента Холла—Тайдмана является возможность учета соотношения размеров предприятий — крупных продавцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структуры отрасли.
Основными показателями рыночной (монопольной) власти предприятий являются коэффициенты Бейна, Лернера и Тобина. Из-за сложности расчетов в практике антимонопольных органов используется коэффициент Лернера:
где Р — отпускная цена товара;
МС — предельные издержки производства товара.
Этот показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.
|
|
Этот коэффициент:
- для совершенно конкурентного рынка 0;
- для рынка монополистической конкуренции - от 0,3 до 0,5;
- для рынка олигополии — от 0,6 до 0,8;
- для рынков с доминирующим предприятием – от 0,8 до 0,9;
- для рынка монополии приближается к 1.
Кроме этого существует показатель сговора β фирм на рынке. Для его расчета используется уравнение регрессии
,
Где Yi – это рыночная доля фирмы; a, b – параметры уравнения регрессии.
,
Тогда индекс Лернера зависит от уровня рыночной концентрации с учетом согласованной политики:
- для фирмы ;
- для рынка .
РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ
Выделяют два типа барьеров:
- нестратегические. Они связаны с объективными характеристиками рынка: технологией производства, предпочтениями потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д.
- стратегические. Они связаны с поведением фирм на рынке: ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.
1. Ограничение спроса. Оно может быть связано с насыщенностью рынка товарами, с низкой платёжеспособностью покупателей, с наличием иностранных конкурентов.
2. Барьеры высоких капитальных затрат. Это объём первоначальных инвестиций в оборудование и технологии.
3. Абсолютное преимущество в издержках. Оно есть у укоренившейся на рынке фирмы, обладающей инновационными разработками и доступом к дешевым качественным ресурсам.
4. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск. Чем выше разница между средними издержками крупных и малых фирм в отрасли, тем существеннее барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба производства.
|
|
Высота барьеров входа определяется показателем преимущества в издержках - это отношение показателей средней добавленной стоимости на одного работника крупных и малых предприятий отрасли. Если его значение выше 1,25, то минимально эффективный объем выпуска - это барьер входа.
5. Административные барьеры: лицензии, гос. регистрация, квоты производства, экологические нормы.
6. Состояние инфраструктуры. Отсутствие хороших транспортных путей препятствует перемещению товаров и образованию единого рынка в государстве.
7. Криминализация экономики.