double arrow

Нестратегические барьеры входа на рынок

Коэффициент Розенблюта (Холла Тайдмана).

,

где Ri – ранг i -го предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1);

Si – доля продаж i -го предприятия на рынке.

Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), ми­нимальное 1/n (n — число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом HHI.

Достоинствам коэффициента Холла—Тайдмана является возможность учета соотношения размеров предприятий — крупных про­давцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структу­ры отрасли.

Основными показателями рыночной (монопольной) власти предпри­ятий являются коэффициенты Бейна, Лернера и Тобина. Из-за сложности расчетов в практи­ке антимонопольных органов используется коэффициент Лернера:

где Р — отпускная цена товара;

МС — предельные издержки производст­ва товара.

Этот показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, свя­занных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

Этот коэффициент:

- для совершенно конкурентного рынка 0;

- для рынка монополистической конкурен­ции - от 0,3 до 0,5;

- для рынка олигополии — от 0,6 до 0,8;

- для рынков с доминирующим предприятием – от 0,8 до 0,9;

- для рынка мо­нополии приближается к 1.

Кроме этого существует показатель сговора β фирм на рынке. Для его расчета используется уравнение регрессии

,

Где Yi – это рыночная доля фирмы; a, b – параметры уравнения регрессии.

,

Тогда индекс Лернера зависит от уровня рыночной концентрации с учетом согласованной политики:

- для фирмы ;

- для рынка .

РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ

Выделяют два типа барьеров:

- нестратегические. Они связаны с объективными характеристиками рынка: технологией производства, предпочтениями потребителей, динамикой спроса, иностранной конкурен­цией и т. д.

- страте­гические. Они связаны с поведением фирм на рынке: це­нообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, вертикальная интеграция и дифференциация про­дукта и т. д.

1. Ограничение спроса. Оно может быть связано с насыщенностью рынка товарами, с низкой платёжеспособностью покупателей, с наличием иностранных конкурентов.

2. Барьеры высоких капитальных затрат. Это объём первоначальных инвестиций в оборудование и технологии.

3. Абсолютное преимущество в издержках. Оно есть у укоренившейся на рынке фирмы, обладающей инновационными разработками и доступом к дешевым качественным ресурсам.

4. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск. Чем выше разница между средними издержками крупных и малых фирм в отрасли, тем существеннее барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба производства.

Высота барьеров входа определяется показателем преимущества в издерж­ках - это отношение показателей средней добавленной стоимости на одного работника крупных и малых предприятий отрасли. Если его значение выше 1,25, то минимально эффективный объем выпуска - это барьер входа.

5. Административные барьеры: лицензии, гос. регистрация, квоты производства, экологические нормы.

6. Состояние инфраструктуры. Отсутствие хороших транспортных путей препятствует перемещению товаров и образованию единого рынка в государстве.

7. Криминализация экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: