double arrow

Обелиски, солнечные храмы

Пирамида Хафра (Хефрена), Большой Сфинкс. Пирамида Микерина

Фараон Хафра не был непосредственным преемником Хуфу. Между царствованием двух гигантов правил Джедефра (2528-2520 гг. до н. э.). По сведениям Манефона, Хафра, имя которого по-египетски означает «Ра, когда он встает», властвовал шестьдесят шесть лет. Современная исто­риография отводит его правлению всего двадцать шесть лет. Насколько известно, царствование Хафра не отме­чено никакими важными событиями.

«По словам египтян, Хеопс царствовал пятьдесят лет, а по смерти его царская власть перешла к брату его Хефрену. Он во всем подражал предшественнику, между прочим построил пирамиду, уступавшую по величине пирамиде брата; мы сами измеряли ее. Под нею нет подземных покоев; к ней не проведен канал из Нила, как к пирамиде брата; там река течет по искусственному руслу и омывает остров, на котором, говорят, и покоится Хеопс. Хефрен сделал цоколь пирамиды из пестрого эфиопского камня; высота пирамиды ниже той первой пирамиды, находящейся вблизи, на сорок футов. Обе пирамиды стоят на одном и том же холме, имеющем около ста футов вышины. Хефрен царствовал, как говорят, пятьдесят шесть лет…» [Геродот, II, 127]

Сохранилась диоритовая статуя этого фа­раона из храма долины у пирамиды в Гизе. Царь сидит на троне, как живой. Ваятеля ничуть не смутило, что диорит – одна из са­мых твердых пород. Он великолепно воспроизвел мощ­ную мускулатуру царя. Лицо фараона спокойно и без­мятежно, он – совершенное воплощение, символ века равновесия, когда царь-бог был залогом счастья на земле. На затылке Хафра, защищая его распростер­тыми крыльями, сидит сокол Хор. Бог-сокол – это небесная сила, которая оберегает землю фараонов (рис. 2.23, 2.24).

Рис. 2.23. Портрет Хафра. Погребальная камера его пирамиды в Гизе.

Внутреннее устройство этой пирамиды значительно проще, чем пирамиды Хуфу. Два коридора, ведущие от двух входов, соединяются в один, который приво­дит в усыпальницу. В склепе находится саркофаг, ли­шенный украшений и надписей (рис. 2.23). В XII веке арабам удалось проникнуть внутрь пирамиды, но никто не знает, что они там увидели.

Поминальный, или ниж­ний храм Хафра почти так же огромен, как сама пи­рамида (рис. 2.24). Он состоял из двух главных частей: собственно храма, расположенного у подножия пирамиды, и входного «павильона», известного под ошибочным названи­ем «Храма Сфинкса». От входного па­вильона, расположенного на берегу реки, к храму шел длинный соединительный коридор.

Рис. 2.24. Диоритовая статуя фараона из храма Хафра (Хефрена). Интерьер Нижнего храма Хефрена в Гизе

Общая строгость сооружения, гранитные опо­ры, великолепно выражающие величавую суровость Древнего царства, – все это свидетельствует о чудесах техники, которые мы до сих пор не в силах объяс­нить. Отдельные блоки достигают огромных размеров, а некоторые из них весят более ста пятидесяти тони. Это уникальный случай в египетской архитектуре. Храм, долго считавшийся храмом Сфинкса, – един­ственное дошедшее до нас от этой эпохи в хорошей сохранности святилище такого типа. Он был засыпан песками, и лишь в 1853 г. Мариетт вновь открыл его. Над дверьми двух входов храма высечено имя Хафра. Здесь были установлены двадцать три умело освещенные алебастровые статуи Хафра. Пространство храма одновременно и открыто и недоступно свету. Оно как будто «укрощает» снопы солнечных лучей, и статуи в игре бликов и теней ка­жутся живыми.

Верхний храм Хафра, к сожалению, разрушен. Он был огромен, свидетельство тому — блок весом 425 тонн. Считается, что его фасад достигал в длину 130 м. На севере и юге его были вырублены «доки». В них, как и в пирамиде Хеопса, помещались ладьи, в которых фараон совершал небесные странствия.

Высота пирамиды Хафра почти такая же, как и пирамиды Хуфу, но ее основание на пятнадцать мет­ров короче, а ребра круче. У вершины облицовка из известняка почти не повреждена, по ней пирамиду легко отличить от других (рис. 2.25). Ее основание было облицовано на высоту три метра полосой красного асуанского гранита.

2.25. Пирамида Хафра (Хефрена). Современное состояние

К этим творениям Хафра, вероятно, добавил Большого Сфинкса. В древних текстах об этой статуе нет никаких сведений. Не сохранилось ни одной надписи времен Древнего царства, где бы он упоминался. Сфинкс расположен к юго-востоку от великой пирамиды; лицо его обращено на восток. Сфинкс – это лев с человеческой головой, покрытой ритуальным головным убором – клафтом. Высота скульптуры достигает двадцати метров, а длина – пятидесяти семи. Многие исследователи считают, что у Сфинкса лицо фараона Хафра; другие же думают, что Сфинкс появился намного раньше. Греческое название «сфинкс», возможно, произошло от египетского шепес анх, что значит «живой образ». Это одно из опреде­лений Атума, творца и властелина мироздания. Сфинкс считался защитником некрополя Гизе, гордым стражем, хранящим покой мертвых и отгоняющим злых духов. С помощью «третьего глаза» он следит за восходом Солнца и обращением планет:

«Перед ними находится сфинкс, предмет гораздо более достойный упоминания, о котором, однако, молчат, – божество местных жителей. Полагают, что в этом сфинксе погребен царь Гарманс, и предпочитают считать это изваяние привозным, но на самом деле оно – отдельная естественная скала. Багровому лику чудовища воздают поклонение. Окружность головы по лбу равна ста двум футам, длина ног – ста сорока трем, высота от брюха до верхнего изгиба головы – шестьдесят один с половиной (так, если ad summam apsidem; если ad summam aspidem (Майгоф), то пришлось бы сказать: до змеи на верху головы)…» [Плиний, XXXVI, 12, 17].

Сфинкс – лев, иными словами – символ царя. Считалось, что этот громадный хищник вечно бодр­ствует. Его могущество и сила – порука космического порядка. Львы надзирали за восходом и заходом Солн­ца, следили, чтобы не нарушался закон обращения светила. Утверждали, что эти громадные кошки в но­чи видят так же хорошо, как и днем, и никогда не смыкают глаз. Вот почему сфинксов ставили перед храмами и гробницами (рис. 2.26).

Рис. 2.26. Большой Сфинкс в Гизе. Аэрофотосъемка

В эпоху Нового царства Сфинкса отождествляли с богом Хармахисом, имя которого означает «Хор в горизонте». Считалось, что изваяние обладает Ка, и ему приносили жертвы. Известна стела, где Сфинкс изображен на фоне пирамид Хуфу и Хафра. На Сфин­ксе тяжелое ожерелье. Он никогда не смыкает глаз и охраняет статую царя, стоящую между его лапами. Над его головой летит сокол, держащий в когтях символ вселенной.

Сфинксу постоянно угрожали пески. Фараон Тутмос IV освободил от них изваяние. Рамсес II, как считают, приказал своим камнерезам его подправить. Почти до конца язычества, то есть до IV в. н.э., народ по­клонялся Сфинксу. Во II веке римляне восстановили мостовую во дворе перед памятником и зано­во облицевали лапы изваяния.

Время пощадило этот великий памятник древней истории, но люди отнеслись к нему гораздо менее почтительно. Один египетский правитель в начале XVIII века приказал отбить нос у Сфинкса. Лицо гиганта обстреляли из пушки. Солдаты Наполеона палили ему в глаза из ружей. Англичане отбили ему каменную бороду и увезли ее в Британский музей (рис. 2.27, рис. 2.28). С момента «открытия» каменного колосса европейцами порождена масса всевозможных домыслов о его происхождении, предназначении и возможных магических свойствах. Но никто не мог докопаться до истины, пока однажды в 1943 году не была обнаружена загадочная находка.

С момента «открытия» каменного колосса европейцами порождена масса всевозможных домыслов о его происхождении, предназначении и возможных магических свойствах. Но никто не мог докопаться до истины, пока однажды в 1943 году не была обнаружена загадочная находка. В зарытом под землей сундуке нашли папирус, который содержал странный текст. В нем речь шла о таинственных шести рабах-сфинксах. Только в 1952 году удалось сделать новое открытие, после которого содержание этого папируса стало более понятным.

Рис. 2.27. Большой Сфинкс. Восточный фасад, вход в Храм Сфинкса

Рис. 2.28. Большой Сфинкс. Современное состояние

Экспедиция египетских археологов подвергла тщательному обследованию Великого Сфинкса в Гизе и неожиданно для себя нашла в громадной фигуре несколько помещений, попасть в которые можно было, лишь поднявшись на высоту около 15 метров по каменной лестнице. Перед глазами ошеломленных ученых возникла страшная картина. С потолка еще свисали кожаные ремни, в узлах которых сохранились останки человеческих ног. Пол был покрыт сотнями человеческих черепов и различными костями. Стало очевидным, что Великий Сфинкс изначально служил местом казни. Приговоренных к смерти подвешивали и выдерживали так до тех пор, пока разложившееся тело не обрушивалось на пол. Вешали ли здесь грабителей, убийц и прочих преступников, или несчастными казненными были рабочие, сооружавшие гробницы фараонов и, возможно, обладавшие секретами пирамид, тайну которых они должны были сохранить ценой своей жизни? А может быть, и те и другие?

С тех пор нашли еще пять подобных сфинксов. И все они были местом казни.

В наши дни едкий дым каирских заводов и выхлопы автомобилей разрушают камни. В 1988 году от шеи Сфинкса откололась и упала огромная каменная глыба весом 350 килограммов. В начале 90-х годов египетские археологи приступили к консервации всей громадной фигуры Сфинкса. Планируется также возвести над ним прозрачную конструкцию из стеклопластика, чтобы сохранить Великого Сфинкса от всевозможных вредных воздействий современного мира.

Преемник Хафра, фараон Менкаура вступил на престол в 2490 г. до н. э. и правил около двадцати лет. Однако о царствовании его практически ничего не из­вестно.

«После них царем стал Микерин, которого некоторые называют Менхерином, сын создателя первой пирамиды…. Он решил соорудить третью пирамиду, но умер прежде, чем постройка была окончена. Каждая сторона основания должна была иметь в длину три плетра, грани он выложил до пятнадцатого ряда из черного камня, похожего на фиванский; остальное было сделано из такого же камня, какой пошел на постройку других пирамид…. Если это сооружение и уступает по величине двум остальным, то оно все-таки намного превосходит их большею искусностью работ и качеством своего камня. На северной стороне пирамиды начертано имя того, кто ее построил – имя Микерина…» [Диодор, I, 64, 6-8].

«Микерин [сын Хеопса] также оставил после себя пирамиду, – правда, гораздо меньше отцовской; каждая из четырех сторон ее имеет в длину по три плетра без двадцати футов; наполовину она сделана из эфиопского камня…» [Геродот, II, 134].

Ваятели оставили нам несколько портретов царя, в частности статуи, хранящиеся в Бостонском музее. Фараон изображен вместе с супругой, которую нежно обнимает. Есть и его изображения в триаде между двух женщин. Одна из них – богиня, другая – олицетворение нома. Их тела прекрасны, крепки, их облик дышит силой и врожденным величием. Жен­щины одеты в облегающие платья. Это образ безмя­тежного мира, спокойствия страны, объединенной верой в собственное бессмертие (рис. 2.29).

Менкаура, чье египетское имя обозначает «Неру­шимы жизненные силы» или «Жизненная сила Ра», может быть, и не заслуживает звания гиганта в той мере, как Хуфу и Хафра. Его пирамида на пла­то Гизе значительно меньше пирамид двух его пред­шественников, почему – неизвестно. Высота ее чуть больше шестидесяти шести метров, а погребальный ансамбль не закончен (рис. 2.30). Кубатура пирамиды в девять раз меньше, чем пирамиды Хафра. Облицовка его пирамиды свидетельствует о строительных новациях: до тре­ти высоты она была облицована гранитом, а выше – известняком.

29 июля 1837 г. после шести месяцев поисков археолог Визе обнаружил вход в пирамиду Менкаура. Он ока­зался, как и у других великих пирамид, на северном фасаде – там, где мамелюки пробили громадную брешь. В усыпальнице, расположенной под монумен­том и целиком сложенной из гранита, археолог нашел базальтовый саркофаг с разбитой крышкой.

Рис. 2.29. Алебастровая статуя фараона Менкаура, богини Исиды (слева)

и богини-покровительницы нома (справа)

Его декор имитировал фасад дворца. В саркофаге находились обломки деревянного гроба и остатки муми­фицированного тела, – может быть, это останки царя. Саркофаг Менкаура, который был отправлен в Бри­танский музей в Лондоне, не прибыл к месту назна­чения. Судно, на котором его везли, затонуло, и сим­волическая обитель, где мумифицированное тело жило вечной жизнью, была утрачена навсегда.

Рис. 2.30. Пирамида Менкаура (северный фасад). Вход в пирамиду

Обелиск – каменный столб, постепенно суживающийся кверху. Имеет квадратное поперечное сечение и заостренную в виде пирамиды вершину, облицованную листами орихалка (особого сплава золота и серебра). Согласно Плинию, олицетворял «застывший солнечный луч» (рис. 2.31):

«Цари, как бы соперничая друг с другом, делали из него [камня] столбы, которые называли обелисками и посвящали Солнцу. Они изображают его лучи, что и значит их египетское название Разные знаки и изображения, которые мы там видим, это египетские буквы» [Плиний, XXXVI, 8-11, 14].

«Обелиск – это чрезвычайно твердый камень, поднимающийся наподобие меты на большую высоту и постепенно утончающийся, так как он изображает луч солнца; будучи четырехугольным, он постепенно суживается до острой верхушки; стороны его искусно отшлифованы…. Множество фигур, – их называют иероглифами, – высеченных на всех его сторонах, – создание древней первобытной мудрости. Высекая разные изображения птиц и зверей, даже из других частей света, египтяне хотели сохранить и распространить память о событиях до последующих веков и таким способом увековечивали обеты, данные или исполненные их царями…» [Аммиан Марцеллин, XVII, 4, 6-9].

Поверхность обелиска была обычно покрыта иероглифами с текстами светского и религиозного содержания. Самый большой, найденный в каменоломнях Асуана, имел высоту 41,75 м и вес 1168 тонн. В свое время некоторые обелиски были вывезены из Египта. Их можно увидеть в Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке, Александрии.

а б в

Рис. 2.31. Варианты древнеегипетских обелисков: a – обелиск Сенусерта I в Гелиополе (древнейший гномон); б, в – обелиски времен Нового царства

«Тому обелиску, что стоит на Поле, Божественный Август дал удивительное назначение: по тени от солнца устанавливать длительность дней и ночей. Сделан был каменный помост соразмерно величине обелиска, и длина его должна была равняться тени обелиска в шесть часов в день зимнего солнцестояния; затем, соответственно вделанным в помост медным полосам, тень должна была понемногу уменьшаться и снова расти. Замечательная вещь эта – изобретение математика Факунда Нова. К верхушке он приделал позолоченный шарик, чтобы тень его была резче очерченной на конце, так как без него она распространялась на неопределенное расстояние. Образцом тут послужила, как говорят, голова человека…» [Плиний, XXXVI, 8-11, 15].

Солнечный храм – культовое сооружение, популярное во времена V династии. Строились храмы по единому образцу. До настоящего времени сохранились руины двух из шести, упоминаемых в первоисточниках. Обычно солнечные храмы имели довольно экзотические названия: «Горизонт Ра», «Удовлетворение Ра», «Тот, кто радует сердце» и др.

Наиболее знаменит солнечный храм фараона Ниусерра в Абусире (V династия, ок. 2700-2500 г. до н. э.) (рис. 2.32). Он представляет своеобразную промежуточную форму между пирамидой и позднейшим, общеизвестным ти­пом обелиска.

Рис. 2.32. Солнечный храм в Абусире, V династия. Реконструкция

Рис. 2.33. Солнечный храм в Абусире, V династия. План

Храм совершенно разрушен, но может быть реконструирован в своих общих чертах на ос­новании древних описаний. Главное сооруже­ние храма было расположено в ограде храмо­вого комплекса и состояло из мощной, напоми­нающей мастаба платформы, на которой возвышался обелиск, отличавшийся от более поздних своими гораздо более массивными про­порциями. Как и прочие обелиски, он походил на слегка суживающуюся кверху четы­рехгранную призму с пирамидальным заверше­нием. Общая высота памятника была примерно 50 м.

Солнечный храм представлял комплекс сооружений. В его состав входила пристань на берегу Нила. Аллея, обрамленная высокими стенами, широкий двор с центральным алтарем, обелиск на высокой платформе, напоминающей мастабу, и каменная модель солнечной ладьи (рис. 2.33). Верхушка обелиска покрывалась позолоченной медью или орихалком. Считается, что эти храмы олицетворяли столбы Иуну, Джед (символы земного плодородия).

В годы правления V династии строительство пирамид и обелисков прекратилось. Солнечный культ, олицетворявший божественную власть фараона, утратил свою былую популярность. Строительство гигантских пирамид подорвало экономику страны, поэтому фараон Пепи (Пиопи) II был вынужден уступить требованиям номархов и жрецов, боровшихся с централизацией власти в Обеих Землях. На смену солнечным культам пришел культ бога Осириса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: