Лекция на тему: «Франция, 20-е годы. Три этапа киноавангарда»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с.

2. Андреевский В. Египет, Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. – 2-е изд. – СПб. – М.: Вольф, 1886. – 521 с., 8 л. ил.

3. Бадж, Эрнест Альфред Уоллис. Египетская религия. Египетская магия.: Пер. с англ. – М.: Новый Акрополь, 1996. – 401 с.

4. Баллод Ф.В. Древний Египет, его живопись и скульптура (I-XX династии). – М.: Изд. Снегирева, 1913 – 85 с.

5. Баллод Ф.В. Очерки истории древнеегипетского искусства. – М.: Саратов: Изд. Яксакова, 1924 – 186 с.

6. Берлев, Олег Дмитриевич. Скульптура Древнего Египта. – М.: Вост. литература РАН, 2004. – 567 с., ил.

7. Большаков, Андрей Олегович. Человек и его Двойник: Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства [Монография]. – СПб.: Алетейя, 2001. – 285 с., ил.

8. Брантон, Поль. Путешествие в сакральный Египет: Пер. с англ. – М.: Сфера, 1997. – 428 с., ил.

9. Брестад, Джеймс Генри. История Египта. С древнейших времен до персидского завоевания. – Т. 1-2: Пер. с англ. В. Викентьева. – М.: Тип. М. и С. Сабашниковых, 1915. – Том 1. – 343 с., ил.; Том 2. – 329 с., ил.

10. Бриер, Боб. Древнеегипетская магия: Пер. с англ. В. Симакова. – М.: КРОН-пресс, 2000. – 379 с., ил.

11. Брунов Н.И. Египетская архитектура и проблема синтеза искусств. / В кн. «Вопросы архитектуры», 1935. – С. 11-34.

12. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общество, восточные деспотии, Т. 1 – М.-Л.: Академия, 1937 – 442 с.

13. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

14. Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. – М.: Вече, 1998 – 368 с.

15. Владимиров В. Египет. Архитектура, скульптура и живопись. / Под ред. Акад. М.Я. Гинзбурга. – М.: Академия архитектуры СССР, 1944. – 15 с., ил., 24 л. с табл.

16. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с.

17. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1. / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 50-58.

18. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 47-68.

19. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1972 – 600 с.

20. Глазычев В.Л. Зарождение зодчества. – М.: Стройиздат, 1983 – 126 с.

21. Дженкинс Н. Ладья под пирамидой (царская ладья Хеопса): Пер. с англ. – М.: Наука, 1986 – 127 с.

22. Древнеегипетская Книга Мертвых. Слова Устремленного к Свету. / Сост. А.К. Шапошников. – М.: Эксмо, 2008. – 429 с., ил.

23. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

24. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве – Изд. 3-е – М.: Просвещение, 1958 – 238 с.

25. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

26. Египетская мифология: Энциклопедия: Пер. с англ. Д. Воронина. – М.: Эксмо, 2002. – 590 с., ил.

27. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда: Пер. с франц. – М.: Наука, 1992. – 326 с.

28. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света: Пер. со словацкого – М.: Знание, 1980 – 367 с.

29. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.

30. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

31. История искусств Древнего Востока., в 2-х т., Т. 1. Древний Египет / Под ред. Н.Д. Флиттнер – Л.: Тип. им. Володарского, 1947 – 171 с.

32. Кеес, Герман (1866-1964). Заупокойные верования древних египтян: от истоков до исхода Среднего царства. – СПб.: Журнал «Нева», 2005. – 489 с., ил.

33. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии: Пер. с нем. – М.: Наука, 1986 – 255 с.

34. Кинк Х.А. Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. – М.: Наука, 1964 – 195 с.

35. Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. – М.: Наука, 1967 – 108 с.

36. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – СПб.: Нева: Летний сад, 2000. – 462, [1] с.

37. Косидовский З. Когда Солнце было богом: Пер. с польск. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1991. – 234 с.

38. 12. Котрелл Л. Во времена фараонов: Пер. с англ. – М.: Наука, 1982 – 380 с.

39. Коуэн Г.Д. Мастера строительного искусства. История проектирования сооружений и среды обитания со времен Древнего Египта до XIX века: Пер. с англ. – М.: Стройиздат, 1982 – 240 с.

40. Лауэр, Жак-Филипп. Загадки египетских пирамид. – М.: Наука, 1966. – 224 с., ил.

41. Липиньская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта: Пер. с польск. – М.: Искусство, 1983 – 223 с.

42. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

43. Марченко, Юрий Федорович. Имхотеп – человек, ставший богом. – М.: Николь, 1993. – 28 с., библиогр. С. 27-28.

44. Масперо Г. Древняя история. Египет, Ассирия: Пер. с франц. – СПб.: Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1892 – 305 с.

45. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1956 – 172 с.

46. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. – Л.-М.: Искусство, 1961 – 590 с.

47. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. / Ред. Кол. Е.М. Мелетинский и др. – М.: Изд-во фирмы «Восточная литература» РАН, 1996. – 326 с., ил.

48. Михаловский К. Пирамиды и мастабы: Пер. с польск. – Варшава: Аркады, 1973 – 33 с.

49. Морэ, Александр. Цари и боги Египта. – М.: Алетейя, 1998. – 239 с., ил.

50. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света: Книга для чтения. – Л.: Просвещение, 1960 – 143 с.

51. Мюллер, Макс (1823-1900). Египетская мифология: Пер. с англ. Г.В. Бажановой. – М.: Центрполиграф, 2007. – 334 с., ил.

52. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света: Книга для чтения. – Л.: Просвещение, 1960. – 143 с.

53. Николаев И.С. Профессия архитектора. – М.: Стройиздат, 1984 – 384 с.

54. Павлов В.В. Очерки по искусству Древнего Египта. – М.: Изогиз, 1936. – 162 с., 85 илл., 16 табл.

55. Павлов В.В. Скульптурный портрет в Древнем Египте. – М.-Л: Искусство, 1937. – 51 с., 29 с. ил.

56. Павлов В.В. Искусство древнего Египта. – М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962 – 71 с.

57. Поляков Е.Н., Богданова Н.Н. Становление солнечного культа в древнеегипетской архитектуре. // Известия вузов. Строительство, 1994 - № 3 – С. 101-105, библиогр. 5.

58. Поляков Е.Н. Астрономические парадоксы в ориентации древнеегипетских пирамид. – Мат. LII НТК НГАС – Новосибирск, 1995 – С. 42-43.

59. Поляков Е.Н. Заупокойный комплекс Джосера – архитектурная модель Древнего Египта. - Мат. LIII НТК НГАС – Новосибирск, 1996 – С. 34-36.

60. Поляков Е.Н., Фокеев А.А. Градостроительная интерпретация древнеегипетского анха – «знака жизни». – Мат. XVI межвузовской НТК, посвященной 370-летию г. Красноярска – Красноярск: КрасГАСА, 1998 – С. 140-141

61. Поляков Е.Н. Особенности пространственной ориентации древнеегипетских пирамид // Известия вузов. Строительство, 2002, № 10. – С. 109-116 (библиогр. 11).

62. Поляков Е.Н. Время и Пространство в символике ступенчатых пирамид // Известия вузов. Строительство, 2004, № 2 – С. 107-114 (библ. 15)

63. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства древнего Египта. – М.: Искусство, 1985 – 255 с.

64. Рак, Иван Вадимович. Мифы Древнего Египта. – СПб.: Изд. «Петро-РИФ», 1993 – 270 с.

65. Рак И.В. Египетская мифология. – Изд. 2-е, пер. и доп. – СПб.: Журн. «Нева», Летний сад, 2000. – 414 с., ил.

66. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб.: Журн. «Нева», Летний сад, 1998. – 191 с., ил.

67. Роллен Г. Древняя история. Об египтянах…, Т. 1. – СПб.: Изд. Имп. Академии наук, 1749 – 342 с.

68. Рубинштейн Г.И. Загадки пирамид – М.: Советский художник, 1966 – 88 с.

69. Рубинштейн Р.И. Мифы древнего Египта. – Л.: Учпедгиз, 1959 – 129 с.

70. Рубинштейн Р.И. О чем рассказывают памятники Древнего Востока. – М.: Просвещение, 1964 – 182 с.

71. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984 – 376 с.

72. Савельева, Татьяна Николаевна. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М.: Наука, 1971 – 118 с., ил. (АН СССР, Институт востоковедения). – Библиогр.: С. 114-117.

73. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972 – 212 с.

74. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с.

75. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с.

76. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. Изд. Т. 1-2. – Л.: Соцэкгиз, 1936. – Том 1. – 362 с., 5 л. ил.

77. Харт, Джордж. Египетские мифы: Пер. с англ. М. Звонарева. – М. ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 109 с., ил., карт.

78. Хэнкок Грэм, Бьювел Роберт. Загадка Сфинкса, или Хранитель Бытия. – М.: Вече, 1999. – 398 с., ил.

79. Целлар К. Архитектура страны фараонов. Жилища живых и умерших богов: Пер. с венг. – М.: Стройиздат, 1990 – 160 с.

80. Чайлд, Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок: Пер. с англ. М.Б. Грановой-Свиридовой. / Под ред. В.И. Авдиева. – М.: Изд. иностр. лит., 1956. – 383 с., илл.

81. Черняк В.З. Семь чудес и другие. – М.: Знание, 1983. – 208 с.

82. Шмелев И.П. Золото Древнего Египта. – М.: ИМА-пресс, 1990 – 64 с.

83. Штайнер, Рудольф (1861-1925). Египетские мифы и мистерии: Пер. с нем. Г.А. Кавтарадзе. – СПб.: Дамаск, 2007. – 189 с., ил.

84. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.

85. Armour, Robert A. Gods and Myths of Ancient Egypt. – 2 print. – Cairo: American univ. in Cairo press, 1987. – 207 c., ил.

86. Badawy, Alexander. Architecture in ancient Egypt and the Near East. – Cambridge and London, Massachhusetts institute of Technology, 1966. – 246 p., ill.

87. Bonhēme, Marie Ange, Forgeau, Annie. Pharaon: Les secrets du pouvoir. – Paris: Colin, Cop. 1988. – 349 c., ил.

88. Breasted, J.H. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. – University of Pennsylvania Press – Philadelphia: 1972 ed.

89. Capart J. Les debuts de l`art en Egypte. – Bruxelles: 1904 – 316 p.

90. Cole J.H. Determination of the Exact Size and Orientation of the Great Pyramid of Giza. / Survey of Egupt, Cairo, 1925, Paper, № 39.

91. Cook, R.J. The pyramids of Giza. – Seven Islands. – Glastonbury: 1992.

92. Cottrell, L. The Mountains of Pharaoh. – Robert Hale Ltd. – London: 1956.

93. Dormion, G. & Goidon, J.P. Kheops: Nouvelle Enquete. // Editions Recherche sur les Civilisations – Paris: 1986.

94. Dunand, Francoise. Gods and men in Egypt: 3000 BCE to 395 CE: Пер. С франц. – London: Cornell university press, 2004. – 378 c., ил.

95. Edwards I.E.S. The Pyramids of Egypt. – London: Penguin Books, 1993.

96. Edwards, I.E.S. The Air-Channels of Chephren`s Pyramid. // Studies in Honor of Dows Dunham. – Boston: 1981.

97. Egypt: The World of the Pharaons. / Edited by Regine Schulz and Matthias Seidel. – Köln: Könemann, 1998. – 538 p., ill.

98. Erman, A.A. Handbook on Egyptian Religion. – Archibald Constable & Co., 1907.

99. Faulkner R.O. The king and the Star-religion in the Pyramid Texts. // Journal of Near Eastern Studies, XXV – p. 153

100. Faulkner, R.O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. // Aris & Philips Ltd. – Warminster: 1993 ed.

101. Fix W.R. Pyramid Odyssey. // Mercury Medin Inc. – Virginia: 1978.

102. Flinders Petrie, W.M. The Building of Pyramid in Ancient Egypt, June 1930 – London, 1990 ed.

103. Flinders Petrie, W.M. The Pyramids and Temples of Gizeh. // Histories and Mysteries of Man Ltd. – London: 1990 ed.

104. Frankfort H. Ancient Egyptian Religion. // Harper & Torch Books – New York: 1961 ed.

105. Grinsell, L.V. Barrow, Pyramids and Tombs; Ancient Burial Customs in Ancient Egypt, the Mediterranean and the British Isles. // Thames & Hudson – London: 1975.

106. Kees H. Der Götterglaube im alten Agypten. – Berlin: 1980.

107. Kuhn, Albert. Ceschichte der Baukunst von der Aegypter bis zur Baukunst der neuesten Zeit. Bd. 1-4. Cöln. – N.Y., 1902-1909.

Часть 1. Архитектура древнего мира. – 272 с., план 24 л., 4 л. ил.

109. Lauer, J.P. Observations sur les Pyramides. // Imprimerie de l`Institut Francais D`Archeologie Orientale – Cairo: 1960.

110. Leclant, J. Le Templs des Pyramides. // Editions Gallimard – Paris: 1978.

111. Lethaby W., Gilbert A.G. Architecture, Mysticizm and Myth. // Solos Press, 1993 – p. 129.

112. Lichtheim, M. Ancient Egyptian Literature, vol. I, The Old and Middle Kingdom. // University of California Press. – Los Angeles: 1975 ed.

113. Lloyd S., Muller H.W., Martin R. Ancient architecture: Mesopotamia, Egypt, Crete, Greece. – New York: Harry N. Abrams, 1974. – 415 p., 525 ill, 179 diagr. (History of World Architecture).

114. Lucas, A. Ancient Egyptian Materials and Industries. // Histories and Mysteries of Man Ltd. – London: 1989 ed.

115. Malek, J. In the Shadow of the Pyramids. // Orbis – London: 1986.

116. Manchip White, J. Ancient Egypt, its Culture and History. // George Allen & Unwin Ltd. – London: 1970 ed.

117. Maspero G. Inscriptions des pyramides de Saqqarah. – Paris: 1894. – 458 p.

118. Mayassis, S. Mysteres et Initiations de l`Egypte Ancienne. – Athens: 1956.

119. Mendelsson, R. The Riddle of the Pyramids. // Thames & Hudson – London: 1974.

120. Mercer, S.A.B. The Pyramid Texts in Translation and Commentaries, vol. 1–4. – New York: 1952.

121. Mercer, S.A.B. The Religion of Ancient Egypt. – London: 1946.

122. Montet, P. Geographie de l`Egypte Ancienne. – Imprimerie Nationale. – Paris: 1957.

123. Moret A. Le Nil et la Civilization Egyptienne. – Paris: 1926 – 573 p.

124. Neugebauer, O. & Parker, R. Egyptian Astronomical Texts. Vol. 1–3. // Brown University Press, Lund Humphries – London: 1964.

125. Parker R.A. Ancient Egyptian astronomy. // The Place of Astronomy in the Ancient World. – Oxford University Press, 1974 – p. 43-50.

126. Petrie, Flinders. Egyptian architecture. – London: Bristol. School of archeology in Egypt, 1938. – 91 p., 34 sheets-ill.

127. Petrie, W.M.F. Ten years digging in Egypt, 1881-1891. – New York: 1892 – 201 p.

128. Piazzi Smyth, C. The Great Pyramid: its secrets and mysteries revealed. // Bell Publisching Co – New York: 1990 ed.

129. Reisner, G.A. Mycerinus, the Temple of the Third Pyramid at Giza. – Harvard University Press, Mass., 1931.

130. Religion and philosophy in ancient Egypt / By James P. Allen et al. – New Haven (Conn.): Yale Egyptological seminar. Dep. оf Near Eastern lang. a civilizations. Graduate school Yale univers., 1989. – 159 с., ил. (Религия и философия в Древнем Египте: Сборник статей).

131. Rundle Clark, R.T. Myth and Symbol in Ancient Egypt. // Thames & Hudson – London: 1978 ed.

132. Schwaller de Lubicz, R.A. Sacred Science, the King of Pharaonic Theocracy. // Inner Tradition International – New York: 1982 ed.

133. Shorter, A.W. The Egyptian Gods. // Routledge & Kegan Paul. – London: 1983 ed.

134. Spence, L. Myths and Legends, Egypt. // Bracken Books. – London: 1985 ed.

135. Stadelmann R. Die Agyptischen Pyramiden. // Wissenschaftliche Buchgesells- chaft – Darmstadt: 1985.

136. Tompkins, P. Secrets of the Great Pyramid. // Allen Lane. – London: 1973 ed.

137. Wallis-Budge E.A. The Egyptian Heaven and Hell, part 10. // Martin Hopkinson & Co. – London: 1925 – p. 131-135, 348.

138. Wildung, Dietrich. Egypt: From Prehistory to the Romans. / Taschen`s World architecture. – Köln, 1997. – 237 p., ill.

139. Zaba, Z.L. Orientation Astronomique dans l`Ancienne Egypte et la Precession de l`Axe du Monde. – Prague: 1953.

1. В Древнем Египте существовал оригинальный экзамен для соискателей должности жреца. Экзаменуемый запирался в склепе, в центре которого находился очень глубокий колодец. Дно его человек видел, но дотянуться до него не мог. Не смог бы он и выбраться из колодца наверх, если бы случайно (или намеренно!) упал бы в него. Перед испытуемым ставилась задача измерить глубину колодца. Единственный инструмент, который ему давался – линейка, длина которой равнялась диаметру колодца. Решите задачу.

2. «Внезапно перед глазами идущих открылся пологий подъем, усыпанный остроугольными камнями и испещренный черными пятнами теней. Справа слабо блестела река, а налево подъем переходил в плоскую возвышенность, за которой неясно обозначались размытые обрывы и бугры песков. Оттуда доносился хохот гиен и стонущие вопли шакалов. Перед обрывом, пересекая наискось возвышенность, резко выделялся огромный прямоугольник рубчатых белых стен. В центре прямоугольника поднималась на сотню локтей ступенчатая пирамида. Под луной ее белый цвет казался чистым и матовым, тени на уступах лежали рядами горизонтальных черных полос. С правой стороны пирамиды над стенами выступали крыши каких-то построек…. Пирамида приближалась, вырастая над окружающей местностью; уже можно было различить скошенные ребра ее уступов. У ближайшего, юго-восточного, угла стены несколько чахлых деревьев обозначили место входа…. Шествие приблизилось к стенам, сложенным из крупных кусков известняка. В четыре человеческих роста высотой, с выступами в виде вертикальных брусьев, стена производила впечатление несокрушимой прочности….

Стройные белые полуколонны, похожие на связки крупных стеблей папируса, подпирали над входом плоскую плиту с насечкой в виде фестонов. Высокое дверное отверстие прижималось вплотную к левой колонне…. Дальше начинался длинный коридор, обрамленный множеством столбов, в сечении имевших форму длинных овалов. На закруглениях колонн были продольные валики в виде стеблей папируса. Между широкими стенообразными сторонами колонн царил глубокий мрак. В просветы, сделанные в кровле, лился косой лунный свет.

Коридор вывел пришедших на гладкий большой двор, обсаженный раскидистыми и корявыми смоковницами…. Огромная пирамида замыкала задний конец двора…. Жрец, взявший на себя роль проводника, повернул направо, потом назад и через короткий проход провел фараона во второй, меньший двор храма Львиного Хвоста (Хеб-Сед), построенного в честь одноименного праздника тридцатилетия царствования великого фараона.

Двор был заполнен гробницами…. Как сундуки со слабо выпуклыми крышками, стояли они в ряд на своих пьедесталах. Четыре тонкие, как пальмовые стволы, колонны лепились на фасаде каждой гробницы… с единственной узкой дверью посередине…. Храм Львиного Хвоста окончился. Новый узкий проход вывел пришельцев к восточной грани пирамиды. Справа за стеной колыхались ветром сикоморы. Еще дальше, за деревьями, вновь поднимались массивные белые колонны двух гробниц: дочери фараона – принцессы Инт-Ка-С и (его) матери Нимаат-Хапи. На стене, совсем близко от угла пирамиды, лепились столбики, увенчанные массивными изваяниями коршунов с опущенными крыльями. На груди каждой птицы зияло большое круглое отверстие. Ветер, врываясь в эти отверстия, производил мелодичные низкие звуки, полные глубокой печали. Казалось, что самые стены гробниц вечно плачут о похороненных в них женщинах…. У подошвы пирамиды с северной стороны располагался храм самого (фараона)…» [Ефремов И.А. Сочинения в 3-х т., Т. 2. – М.: Молодая гвардия, 1975 – С. 26-28].

В приведенном отрывке очень ярко описан наиболее знаменитый культовый памятник Египта времен III династии. Кому он принадлежал и кто был его автором?

3. «Ступенчатая форма (пирамид, П.Е.) символизировала лестницу с шестью ступеньками, ведущими к платформе наверху (седьмой ступеньке), и это число совпадает с количеством планет, включая Землю, известных египтянам в те времена, и, судя по всему, символизирует стадии, которые преодолевает душа в загробном мире. По крайней мере, так принято считать, и такая точка зрения убедительно аргументирована в книге Уильяма Летаби «Архитектура, мистицизм и миф» (Lethaby,W. Architecture, Mysticizm and Myth, (Foreword by A.G.Gilbert). – Solos Press, 1993 ed.).

«У пирамиды (Джосера в Саккара, III тыс. до н.э.) есть одна особенность, на которую не всегда обращали должное внимание: при нынешней высоте в 60 м она имеет основание размером 118×140 м. Это странно. Дело в том, что ко времени начала строительства египтяне были уже весьма изощренными геометрами и не только умели производить сложные построения, но и придавали простейшим геометрическим фигурам магическое значение. Главной фигурой был квадрат…. Почему же, надстраивая ступень за ступенью и, соответственно, расширяя подошву сооружения, Имхотеп «забыл» о магическом квадрате? А почему у пирамиды шесть ступеней? Это тоже странновато, ведь с незапамятных времен священным было число семь по числу планет, известных тогдашним астрономам. Ручаться было бы рискованно, но думается, что дело обстояло так. Убедившись, что ступенчатая каменная гора может быть выше и шире в основании, фараон и его зодчий, бывший к тому же и верховным жрецом, решились поднять к нему семь ступеней. Однако пирамида надстраивалась не со всех сторон равномерно, а с одного угла, и сцепление новых масс камня с уже уложенными не могло быть очень хорошим. Весьма вероятно, что когда над шестой ступенью начала расти, вроде бы, совсем маленькая седьмая – не слишком прочный известняк – отказался повиноваться и начались тревожные осыпи…. Повторим, ручаться, что было именно так, невозможно, но более правдоподобной гипотезы я не знаю …» [Глазычев В.Л. Зарождение зодчества. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 101-102].

А есть ли у Вас собственная гипотеза на этот счет? Допустим, что ступеней все-таки было шесть (пирамида в Саккара, например, имеет шесть ступеней, нижняя из которых составляет в высоту 38 футов, а верхняя – 29). Что могли символизировать эти ступени? Информация к размышлению – древнеегипетский солнечный год насчитывал 360 дней (плюс пять «дополнительных»), в сутках было 24 часа (12дневных и 12 ночных), у пирамиды четыре грани…

4. «Мы не знаем, что находилось на самом верху пирамиды Джосера первоначально, но можем предположить, что там была некая копия камня Бенбен, это соответствовало бы символике эпохи пирамид. Определенно мы знаем лишь только то, что на вершинах «истинных», неступенчатых, пирамид находился камень пирамидальной формы – пирамидион – называемый Бенбеном. Несколько таких пирамидионов можно видеть в Каирском музее (сохранилось несколько пирамидионов. Лучшим экземпляром является расположенный в главном зале каирского Египетского Музея пирамидион Аменемхета III) …» [Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта: Пер. с англ. – М.: Вече, 1998. – С. 35-36].

Что означает Бенбен в древнеегипетской мифологии? Почему он венчал пирамиды?

5. «Южный и Северный дворцы фараона Джосера (погребальный комплекс в Саккара, ок. 2800 г. до н.э.) оформлены одинаково: каждый из них украшен четырьмя полуколоннами и двумя пилястрами, поверху обоих фасадов тянутся фризы, состоящие из схематически переданных верхушек тростника. Этот орнамент воспроизводит в камне тростниковые плетения, из которых сооружались ранние дворцы. От подпор ранних дворцов ведут свое происхождение полуколонны с капителями в виде двух крупных листьев, ниспадающих по обе стороны ствола, украшающие Южный дворец, и полуколонны с трехгранным стволом и капителью в виде раскрытой метелки цветка папируса, образующие молельню Северного дворца…. Капители сделаны просто, в них нет ни одной лишней детали, но вместе с тем прекрасно переданы характерные черты растений…» [ВИА, в 12-ти тт., Т. 1. Архитектура древнего мира – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1970. – С. 52].

Какое растение стало прототипом капителей Южного дворца? Чем Вы это можете объяснить?

5. О модели пирамиды Хуфу (Хеопса) есть следующие свидетельства:

а б

Рис. 2.34. Модель пирамиды Хеопса из сердолика (а);

статуя создателя пирамиды Хеопса – зодчего Хемиуна (б)

«Перед взором фараона появляется небольшая, но тщательно выполненная модель пирамиды, укрепленная на акациевой доске. Модель изготовлена из камня, меди и дерева, венчающий ее остроконечный камень вызолочен…» (Кинжалов Р.В. Шесть дней древнего мира: Этнографические очерки – Л.: Лениздат, 1989 – С. 34).

«Верхушки некоторых пирамид, как это удалось установить исследователям, на самом деле были позолочены…» (Церен Э. Библейские холмы: Пер. с нем. – М.: Правда, 1986 – С. 359)..

«И еще одно нас поражает. Мы знали, что Филон отпускает узду своей фантазии, когда пишет: «В пирамиде уложены различные сорта камня: есть тут белый мрамор, потом черный мрамор, эфиопский, за ним следует красный камень, привезенный из Аравии. Некоторые камни напоминают цветом сверкающую лазурь, другие обычные, но с желтым оттенком, еще есть камни пурпурного цвета…». И все же мы не думали, что пирамида Хеопса цвета обычного грязного песчаника. Однако на рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розовато-персиковой; в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, – серовато-черной, а при холодном свете луны пирамида напоминает заснеженную горную вершину…» [Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света: Пер. со словац. – М.: Детская литература, 1980 – С. 30-31].

«Облицовка его (Менкаура, П.Е.) пирамиды свидетельствует о строительных новациях: до трети высоты пирамида облицована гранитом, а выше – известняком (есть сведения, что вершина пирамиды Менкаура была облицована красным асуанским гранитом, как и основание)…» [Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда: Пер. с франц. – М.: Наука, 1992 – С. 92-93, 298].

«Давайте перенесемся во времена молодости пирамид, чтобы увидеть их в ином окружении. Рядом с каждой пирамидой, опоясанной богато украшенной стеной, находился обычно прекрасный храм с портиком, в котором жрецы совершали обряды во имя благополучия покойного фараона и заботились о его ежедневных потребностях: ставили перед его статуей посуду с едой и питьем.

Придворные и сановники почитали особой честью получить право на место посмертного отдыха в ближайшем соседстве с пирамидами. Поэтому их и окружают обширные кладбища, полные роскошных гробниц.

Наружные плоскости величественных сооружений нередко украшали барельефами и мозаикой. Во времена больших праздников они были окружены целым лесом мачт с разноцветными флагами. Из надписи в могильной камере царицы Уэбтен известно, что вершина её пирамиды когда-то была позолоченной; ярко сияющая и на солнце, и в свете луны, она указывала, возможно, путь странникам, как указывает путь кораблям огонь маяка…

Эти чудовищные сооружения – убежища царских мумий, символизировали, кроме того, божественность фараонов и служили им, согласно их верованиям, лестницей, по которой они возвращались на небо. Именно поэтому самые древние пирамиды имели форму лестниц и только у более поздних, по невыясненным до сих пор причинам, стены стали гладкими. Об этом назначении пирамид свидетельствуют найденные папирусы, где имеются, к примеру, такие строки: «Мы строим для него (фараона) лестницу, чтобы он мог вступить на небо…» [Косидовский З. Когда солнце было богом: Пер. с пол. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1991 – С. 116, 118].

Какие из приведенных выше описаний кажутся Вам наиболее правдоподобными?

7. «В устройстве верхнего коридора-лестницы (пирамиды Хеопса) есть много такого, что трудно понять, и это сразу бросается в глаза. Разглядывая его, я вскоре понял, что в нем – ключ всей пирамиды…. Вверх и вниз по этому «коридору» должны были двигаться какие-то камни или металлические пластины, или «повозки», которые, в свою очередь, служили опорой для измерительного аппарата и могли неподвижно закрепляться в любом положении. Метки на парапете ясно показывают, что ими пользовались для каких-то измерений, для вычисления определенных углов…. А это, в свою очередь, меняет все понимание пирамиды и открывает совершенно новые возможности. В определенное время года лучи некоторых звезд проникают в пирамиду сквозь отверстие, через которое мы входили. Так было до тех пор, пока эти звезды не сместились в результате протекания длительных астрономических циклов. Если предположить, что на пути лучей были установлены зеркала, тогда, проникая во входное отверстие пирамиды, они отражались в коридор и попадали на аппарат, укрепленный на движущейся платформе. Здесь, несомненно, производились какие-то наблюдения, записывались какие-то циклы, накапливались какие-то данные…» [Успенский П.Д. Новая модель вселенной: Пер. с англ. – СПб.: Изд. Чернышева, 1993. – С. 367-368].

Что Вы думаете обо всем этом?

8. Необычные свойства пирамиды были известны с момента их строительства в Древнем Египте. Они проявились наиболее ощутимо в районах погребальных камер, где погибали микроорганизмы, а нередко и люди. Известен случай, когда сам автор сооружения погиб после длительного пребывания в такой камере при ее отделке. Три месяца он работал в помещении, находящемся в точке пересечения осей вершин пирамиды, постоянно пребывая в зоне энергетической активности.

В наше время современные строители также столкнулись с проблемами энергоактивных форм. Сегодня в сельском хозяйстве широко применяются пирамидальные формы для обработки посевного материала с целью его активизации. Практика их эксплуатации показала, что внутри технологической пирамиды человеку опасно находиться длительное время. Кроме того, из строя выходит электронная техника. При видеосъемке внутри промышленной пирамиды (высотой 11 м), предназначенной для активизации роста посевного материала, видеокамера неоднократно давала сбой (эффект стоп-кадра). После выноса из пирамиды через некоторое время камера начинала работать снова без технического вмешательства. В процессе эксплуатации пользователи стараются долго не задерживаться внутри пирамиды. Но как же быть строителям, которые при монтаже до месяца проводят в пределах действия энергоактивной формы? Они испытывают при этом самые неприятные ощущения, теряя здоровье.

Какую еще интересную информацию Вам доводилось слышать о пирамидах?

9. В учении «Юсмалос» («Наука о свете») утверждается, что пирамида Хеопса является энергетическим колпаком, олицетворяющим Закон Вечности. В ее зеркальном отражении находится нижний мир Антибога: «Он как бы вмещен в колпак перевернутой пирамиды, и потому отражает искаженную копию Божественной системы…». Наземная часть пирамиды является «Миром господа бога», подземная – «антимиром Сатаны».

Подтверждает ли этот тезис древнеегипетская мифология? Как сами египтяне оценивали сущность и назначение своих пирамид?

10. Сотрудник компании «Рейвен» Вудмэн высказал поразительную гипотезу о том, что правителей инков хоронили при помощи воздушных шаров. Тело умершего владыки укладывали в гондолу черного воздушного шара, и тот уносил останки далеко на запад, в океан. Когда заходящее Солнце опускалось за горизонт, вместе с ним погружался в тихоокеанские волны и остывший шар с останками бывшего Сына Солнца.

Древнеегипетский фараон также именовался Сыном Атума-Ра-Хепри (Солнца). После физической смерти его мумию помещали в гробницу. Каким образом его освободившаяся душа Ка отдавала почести своему божественному отцу? Какую роль в оформлении этого обряда играли древнеегипетские зодчие?

11. Обелиски в архитектуре Древнего Египта занимали особое место. Это были колоссальные многотонные монолиты, изготовление и транспортировка которых само по себе было громадным достижением строительного искусства. Например, обелиск Тутмоса I высотой 21,75 м весит 143 т, обелиск Тутмоса III – 220 т (ныне установлен в Центральном парке Нью-Йорка). Его первоначальная высота была равной 33 м, ширина каждой из сторон нижнего основания – 3 метра. Обелиск фараонессы Хатшепсут в Карнаке высотой 29,5 м весил от 350 до 390 т. А предполагаемая масса незаконченого обелиска в Асуане высотой 41,75 м равна 1168 т! О назначении обелисков Крейцер сообщает следующее:

«Митра – мидянин или перс, царствует в Египте в солнечном городе (Гелиополе?); одно сновидение увещевает его построить обелиски, так сказать, солнечные лучи в камне и покрыть их с помощью резца буквами, которые называют иероглифами…».

Согласны ли Вы со всеми этим утверждением?

12. «Храму нашего бога не нужны колонные залы. Ведь храм не должен быть закрыт сверху от взора бога, его лучи должны наполнять все. Вон, видишь, в северной части города огромное сооружение, окруженное тремя стенами? Пилоны еще строятся, но священный камень Бенбен, стоящий внутри святилища, возле алтаря, вздымается кверху гораздо выше, чем башни храма Амона. Его позолоченная верхушка отражает первые лучи восходящего Солнца и его последние лучи на закате. В городе нет такого места, откуда не был бы виден священный камень!…» [Херинг Э. Служанка фараонов. Ваятель фараона: Пер. с нем. – М.: Правда, 1988. – С. 251].

О каком городе и о каком типе храма здесь идет речь? Кому он был посвящен и кто был его заказчиком?


[1] «Огненный лотос» на вершине пирамиды, по всей видимости, служил архитектурной интерпретацией древней легенды о сотворении мира. Согласно ей, в незапамятные времена из пучин мирового океана Нун вырос холм Бен-Бен. На его вершине расцвел золотой лотос, из которого родился солнечный младенец Ра. Символом лотоса считалась позолоченная вершина пирамиды (пирамидион).

План

1. Импрессионизм в кино. Луи Деллюк и Абель Ганс.

2. Дадаизм, абстракционизм. Рене Клэр и Жермена Дюлак

3. Сюрреализм. Луис Бунюэль и Сальвадор Дали.

Французское кино после первой мировой войны довольно долго оставалось в состоянии кризиса. Режиссеры, творчески сформировавшиеся в начале века, не предпринимали каких-либо радикальных шагов в обновлении художественного языка экрана. С другой стороны, и молодые постановщики не спешили заявлять о своих авторских амбициях.

В 1917 г. Луи Деллюк писал: "Франция, которая изобрела кино, создала и сделала его известным, теперь наиболее отсталая страна...". Оставаясь в тени ярких достижений шведских и германских режиссеров, французская кинематография утрачивала свой лидерский статус. Чтобы выровнять ситуацию, творческая общественность предпринимает ряд мер с целью возрождения художественного потенциала своей кинематографии. Так во французском кино возникло течение импрессионизма (1916-1924 гг.), главными представителями которого стали Л. Деллюк, Ж. Эпштейн, А. Ганс, М. Л'Эрбье. Ключом для понимания творческой деятельности так называемой группы Деллюка служит основополагающая концепция превращения кинематографа событий и фактов в кинематограф мыслей и настроений. Важно не то, что происходит с героем (событие), а то, о чем он думает (внутреннее состояние). Поэтому режиссеры-импрессионисты мало заботились о сюжете, прибегая в основном к довольно примитивной мелодраматической фабуле. Образ человека в их фильмах также довольно фрагментарен, но смоделирован интроспективно – изнутри своих переживаний, воспоминаний, настроений. "Сопоставление прошлого и настоящего, действительности и воспоминаний посредством кинообраза – одна из наиболее притягательных тем фотогенического искусства...", - так определял свою творческую задачу Луи Деллюк (1890-1924) и пытался ее реализовать в своих произведениях.

Фильм "Молчание" (1920) представляет собой внутренний монолог героя, сидящего у камина и вспоминающего давно минувшие события, острота переживаний которых не ослабла с течением времени. На экране с тем же упорным постоянством появляется неподвижная фигура женщины – жертвы преступления, совершенного героем. С помощью наплыва Деллюк подчеркивает ирреальный характер этого видения, а превращением его в пластический рефрен добивается эффекта метронома, отмеряющего движение минувшего времени, неумолимо вторгающегося в настоящее. Конфликт воспоминаний и реальности определил поэтику наиболее известного фильма Деллюка - "Женщина ниоткуда" (1922). Спустя много лет старая женщина возвращается в дом, где прошла ее молодость и который она оставила ради новой любви. Теперь в этом же доме другая молодая женщина принимает подобное решение – оставить мужа, ребенка и искать счастье с другим человеком. Незнакомка предостерегает ее от этого шага, рассказывая о собственных разочарованиях. Однако, вспомнив все пережитое, женщина ниоткуда вдруг понимает, что короткое счастье стоило такого жертвоприношения. Весь фильм – это драматическое противостояние прошлого и настоящего, далекого "вчера" и конкретного "сегодня".

Значительной фигурой французского киноимпрессионизма был Абель Ганс (1889-1981). Свое творческое кредо он сформулировал следующим образом: "Вся жизнь сна и весь сон жизни готовы стать реальностью на кинопленке". Превратить действительность в мечту режиссеру удалось в фильме "Колесо" (1922). События происходят в среде железнодорожников, причем сама среда представлена в своей суровой достоверности (большая часть эпизодов снималась на натуре). В основе сюжета – классическая мелодрама: отец и сын влюблены в девушку-сироту, воспитанницу своей семьи. В финале этого соперничества отец слепнет, теряет работу, и единственное, что поддерживает в нем внутреннюю жизнь, – образ возлюбленной. Фабула фильма была поглощена изобразительной экспрессией и "быстрым" гриффитовским монтажом: мельканием мчащихся поездов, семафоров, титров.

Другой представитель импрессионизма – Марсель Л'Эрбье (1890-1979) также утверждал, что искусство – это прекрасная ложь. Соответственно задача режиссера заключается в создании красивых, но заведомо неправдоподобных произведений. В своей лучшей картине "Эльдорадо" Л'Эрбье активно визуализирует традиционно мелодраматический сюжет, добиваясь изобразительной утонченности с помощью наплывов, двойной экспозиции, смены планов. Испанская танцовщица Сибилла, тайно влюбленная в скандинавского художника, жениха богатой испанки, погибает от руки своего любовника. Внешний ход событий зачастую подавляется внутренним состоянием героини. Например, "отсутствующая" Сибилла (думающая о своем возлюбленном или ребенке) показана в смутной дымке среди других реальных фигур. В финальной сцене умирающая героиня опирается на колеблющийся холст театральной декорации, на котором отражаются гигантские тени танцовщиц. Таким образом, Л'Эрбье символически отрицает объективную реальность как основу киноязыка. Итак, французские киноимпрессионисты стремились представить экран мечтам, снам, игре настроений. Их фильмы отличались прежде всего визуальной образностью. Это была своего рода пленерная кинопись, когда натурные съемки производились с активным использованием технических приемов: оптическая деформация, рапид, двойная экспозиция, – что позволяло достигать иллюзии перехода из прошлого в настоящее, из реальности – в субъективное душевное пространство персонажа. Человек в фильмах импрессионистов сливается с окружающей средой, становясь элементом мировой материи. Художественное пространство кадра моделируется в первую очередь при помощи естественного освещения, воздушной перспективы и движения. Динамика экранного изображения, достигаемая как посредством тревеллинга, так и межкадровым монтажом, открывала эстетический и драматический потенциал нового вида искусства – кино.

Подлинными виртуозами чистой кинематографической формы явились представители французского авангарда, пришедшие на смену группе Деллюка. Именно с их творчеством связан взлет французского кино с 1924 по 1930 год. Провозгласив идею "чистого кино ", режиссеры-авангардисты начали создавать фильмы без сюжетов, без героев, без смысла. В поисках специфических особенностей киноязыка авангардисты сосредоточились на изучении ритмических закономерностей движущегося изображения, превратив абстрактные средства экранной выразительности (план, ракурс, динамику) в художественный образ фильма. Отвергая миметическую функцию искусства (то есть жизнеподобие), авангардисты настаивали на том, что художник должен, стремиться вглубь предметов и явлений, а не копировать внешний банальный облик действительности, который является лишь ширмой, маскирующей истинную суть мироустройства. Лишь "взламывая" видимую реальность, автор в состоянии постичь и запечатлеть универсальные законы бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: