Культура Древнего Египта

Киноавангард являлся необычайно текучим направлением с многочисленными разветвлениями, куда примыкали в качестве постановщиков не только собственно режиссеры, но и художники, поэты, музыканты. Однако в рамках этого пестрого течения можно выделить три главных доминанты: дадаизм, абстракционизм, сюрреализм.

Мощным кинематографическим аккордом французского авангарда является фильм Рене Клера (1898-1981) "Антракт". Лента создавалась не как самостоятельное экранное произведение, а как антракт хореографического представления, дадаистический гротеск. Но стоило фильму появиться перед публикой, как тут же он обрел автономное художественное существование. Пресса запестрела хвалебными отзывами и рецензиями, назвав постановку Р. Клера лучшим фильмом года. Именно "Антракт" (1924) знаменует начало французского киноавангарда во всей совокупности его течений и является отражением духа времени - интеллектуального и эстетического бунтарства. Снятый исключительно на натуре фильм представляет собой карнавальный поток образов "яркой свежести и живой изобретательности" (Ж. Садуль). Эксперименты киноавангарда, казавшиеся вначале лишь затеей эстетов, работавших исключительно для снобов, в конечном счете, дали гораздо более плодотворные результаты, чем фильмы Деллюка и других французских киноимпрессионистов.

Бурное нигилистическое движение дадаистов быстрее других исчерпало свой художественный ресурс. Наиболее яркая его представительница Жермена Дюлак (1882-1942) связывала в своем творчестве идеи французских киноимпрессионистов с более радикальными устремлениями киноавангардистов. Ж. Дюлак считала, что фильм должен вызывать у зрителя такое же ощущение, как музыка у слушателя. В своих картинах ("Приглашение к путешествию", "Пластинка № 927", "Арабеска") она искала зрительные эквиваленты музыкальных произведений Бетховена, Шопена, Дебюсси, соединяя кадры на основе ассоциаций и мелодико-ритмической закономерности.

Продуктивным авангардистским направлением явился сюрреализм. Первый фильм, который был объявлен открыто сюррелистическим, назывался "Раковина и священник" (режиссер Ж. Дюлак). Однако картину не приняли из-за наивно-поэтической интерпретации фрейдистских символов ни ценители авангардистского искусства, ни автор сценария А. Арто. Истинные же шедевры французского сюрреализма создали иностранцы, работавшие в 20-е годы в Париже. Американский фотограф Ман Рей стал родоначальником так называемого спокойного сюрреализма. Его фильмы ("Морская звезда", "Тайны замка Де" и др.) - это поток живописных фотографических видений.

Основателем резкого (жесткого) сюрреализма явился испанский режиссер Луис Бунюэль, который в сотрудничестве с Сальвадором Дали снял две картины, считающиеся классическими образцами этой эстетики – "Андалузский пес" (1928) и "Золотой век" (1930)."Андалузский пес" вызвал бурю споров, протестов и восторгов. Родившись из двух снов – Бунюэля и Дали, – фильм, тем не менее, не стал "толкованием сновидений". Другое дело – художественная структура картины, отражающая природу сна. Образы реальные и причудливые переплетаются на экране вне логики причинно-следственных связей, ибо авторы пытаются установить контакт со зрителем не на рациональном, а на первородном уровне ощущений. В этом смысле весьма характерен кадр, запечатлевший ладонь с дырой, из которой выползают муравьи. Образ нацелен прямо в подсознание зрителя: если в венах человека вместо бесшумно перетекающей крови хаотично "толкутся" муравьи и соответственно порождают непрекращающийся зуд, то подобное состояние непреодолимого внутреннего дискомфорта способно разрушить человека. А это и есть сюрреалистический эквивалент фрейдистской концепции о разрушающей силе нереализованных желаний. Фильмы Бунюэля и Дали отразили смутные бунтарские настроения молодого поколения, искренность выражения которых, по мнению французского киноисторика Ж. Садуля, придавала кинолентам трагическую человечность. Это не было веселой импровизацией, бездумным жонглированием метафор, но скорее - горьким отчаянием, анархическим бунтом, модернистским вызовом, брошенным обществу. Итак, французское кино 20-х годов активно экспериментировало с формой экранного произведения. Ослабив художественное значение драматургии, а затем и разрушив линейную структуру повествования, режиссеры превратили ритм и пластику изображения из абстрактного кинематографического приема в сюжет для своих фильмов.

К живописи испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989) Эйзенштейн еще с 1920-х годов относился с неизменной иронией, видя в ней «мистификацию подсознания» искаженное отражение мира в изломанной психике психопата». С.Эйзенштейн. Метод. М., 2002, с.47.

Вопросы

  1. Назовите первых режиссеров-импрессионистов.
  2. Дайте определение фотогении.
  3. Что такое дадаизм в фильме «Антракт» Рене Клера?
  4. Почему «Андалузский пес» несет в себе вызов буржуазному обществу и вкусам публики?

Литература

Кино. Энциклопедический словарь. М.: 1986.

Режиссерская энциклопедия. Кино Европы. М.: 2002.

Сто великих режиссеров. Автор-составитель И.А.Мусский. М., 2004.

Бейли Клод. Кино: фильмы, ставшие событиями. – СПб, 1996.

https://www.nradatvr.kiev.ua/

План.

§ 1. Общая характеристика.

§ 2. Особенности духовной культуры египетского общества.

п.1. Религия.

п.2. Религиозная реформа Эхнатона.

п.3.Заупокойный культ.

§ 3. Архитектура Древнего Египта.

п.1. Пирамиды.

п.2. Заупокойный храм царицы Хатшепсут.

§ 4. Искусство Древнего Египта.

п.1. Изобразительное искусство.

п.2. Литература. Письменность. Музыка.

§ 5. Наука.

§ 6. Эллинистический Египет.

§ 7. Египет — римская провинция.

Вывод.

Задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: