Радиовещание

С 1921 года, с первых дней существования радиовещания во Франции, правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1926 году были выработаны основные принципы, регламентировавшие работу радиовещания, и создана служба радиовещания в аппарате Министерства почт и телеграфа. С ростом аудитории радиослушателей возникла необходимость привлечения в радиовещание финансовых средств. Это заставило парламент в 1933 году ввести абонентскую плату за пользование радиоприемниками.

Сектор национального радиовещания, как и телевидения, до 1981 года находился под полным контролем государства. Сегодня в стране работает более 1300 радиостанций.

Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сигнала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только государственным службам. Выходом из этой ситуации стало появление так называемых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Их студии находились на французской территории и были связаны с передающими антеннами с помощью кабеля.

Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Франции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

В 1974 году государственное вещание было структурно упорядочено. Была создана национальная государственная компания Радио-Франс (РФ). Она передавала следующие программы: Франс-Энтер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) - служба иновещания.

Франс-Энтер - программа общей информации. Она содержала выпуски новостей, политические, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Программа финансировалась за счет абонентной платы и не передавала рекламы. В связи с нарастающими требованиями децентрализации аудиовизуальных средств массовой информации, которые исходили от местных властей и многих общественных организаций, а также в связи с появлением радиостанций-пиратов, правительство вынуждено было пойти на децентрализацию радиовещания. В результате в 1970-е годы во Франции стали создаваться местные государственные радиостанции.

Франс-кюльтюр - станция, специализирующаяся на культурной тематике, Франс-мюзик - музыкальное радио.

Иновещательная станция Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) к маю 1981 года начала вести передачи на коротких волнах на Африку, Восточную Европу и восточный берег Америки. Постепенно РФИ расширяла географию вещания. Увеличивался объем вещания на страны Восточной Европы, на Латинскую Америку, началась подготовка программ для Ближневосточного региона.

В июле 1982 года были даны первые разрешения частным радиостанциям. Местные радиостанции стали конкурентами местным государственным станциям, созданным под эгидой Радио-Франс. В структуре французского радиовещания появился новый сектор - местные частные радиостанции. Однако станции получили разрешение на существование без финансового обеспечения: реклама была запрещена, мощность передатчиков лимитирована. Каждая радиостанция, имеющая право вещания, получала от правительства 100 тысяч франков, в то время как самый скромный бюджет такой станции требовал 500 тысяч франков в год.

Радиостанции вынуждены были придумывать различные нестандартные способы привлечения финансовых средств. Например, некоторые из них давали в передачах список торговцев, которые предоставили покупателям, предъявившим карту радиослушателя, различные льготы. Эту карту можно было приобрести за определенную плату на радиостанции. Другие организовывали кинопремьеры, танцевальные вечера, концерты и в связи с этим неоднократно упоминали имя актера, название фильма или кинотеатра, где проходит зрелище. Часто радиостанции вели прямые передачи с фестивалей, ярмарок, из крупных магазинов. Таким образом, скрытая реклама в передачах присутствовала.

Универсальные (общего профиля) радиостанции (RTL, Europe 1, France Inter, RMC) во Франции именуют «радио сопровождения». Слушатели любят их за их передачи, за их ведущих и за новости, которые они слушают до работы, с 6 до 9 часов, и после рабочего дня, с 16 до 19:30.

На музыкальных радиостанциях (NRF, Fun Radio, Skyrocks, RFM, Europe 2) в 1980-е годы. Музыка звучала гораздо больше времени, чем голоса ведущих. Но с течением времени некоторые из этих радиостанций стали уделять все больше времени разговорным передачам и общению ведущих со слушателями (в особенности между 6 и 9 утра и вечером). Новости появляются здесь очень редко и представляются информационными агентствами (чаще всего AFP). Некоторые из таких радиостанций сориентированы на молодежь и имеют тематический характер.

Именно музыкальные радиостанции стали пионерами в дифференциации аудитории. Возможности FM-диапазона позволили тематическому радио определять свою аудиторию в зависимости от музыкальных предпочтений. Это привело к росту популярности радио, особенно среди молодежи.

Тематические радиостанции имеют узкую специализацию. France-info 24 heures передает новости каждые полчаса. Источником информации по большей части служит AFP. Аудитория France-info увеличивается со дня появления радиостанции.

Региональные радиостанции (Frequence Nord, Sud Radio) вещают на определенный регион. Редакции включают в себя до 20 журналистов и располагают корреспондентами в основных городах зоны вещания. Новости передаются в манере, схожей с универсальными радиостанциями, но с уклоном в сторону локальных событий или влияний государственных событий на регион.

Частные локальные радиостанции вещают на город или даже квартал. Зачастую они имеют общественную форму и работают в основном с добровольцами. Чаще всего они держатся принципа интерактивного вещания при помощи телефонных звонков от слушателей. Имеют очень ограниченный круг слушателей, практически не используют труд профессиональных журналистов.

Государственные локальные радиостанции. Разветвленной сетью локальных радиостанций обладает Radio France. Они уделяют много времени новостям, располагая для этого часто 8-10 журналистами; имеют различную аудиторию в зависимости от региона и пользуются популярностью в малонаселенных районах, но практически не имеют аудитории в больших городах.

Государственная радиостанция France Inter (Франс Интер) приобрела статус самой большой общеполитической станции. На радиополе с ней может конкурировать лишь частная радиостанция данного типа Europe 1 («Эроп 1»). Как известно, France Inter входит в гигантскую корпорацию «Радио Франс».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: