Правительство

В Англии нет закона, регулирующе­го структуру и порядок формирова­ния правительства Большинство со­временных законодателей полагают,

что исполнительная власть сама должна определять свою органи­зационную структуру Парламентарии оставляют за собой право контролировать организационное творчество администрации че­рез «власть кошелька» Специфика английского правительства в юм, что его функционирование, как и деятельность парламента, регулируется не одним законом, а рядом отдельных актов (Акты о министрах короны 1937, 1964, 1975 гг., Акт о передаче полномо­чий минис1ров короны 1946 г и др), а также конституционными соглашениями

Традиционно главой правительства Великобритании считается монарх, однако, как мы уже знаем, его реальная роль не более чем церемониальная Формирование правительства начинается с назначения монархом премьер-министра, которому поручается пред­ставить список министров Формально король свободен в выборе кандидата на этот ключевой в системе государственного управле­ния пост, однако на деле его выбор предопределен из-за суще­ствования жесткой двухпартийной системы


Из-за отсутствия закона о правительстве премьер-министр име­ет большие возможности по созданию или ликвидации центральных ведомств, но распределение полномочий между ними никогда не строилось на научной, логической основе. Как и конституция, адми­нистративная система росла эволюционно; новые функции, если это было возможно, возлагались на руководителей старинных учреж­дений. В результате возникла весьма сложная должностная иерархия. В состав правительства входят следующие лица.

Государственные секретари. Это собственно министры, руко­водители самостоятельных ведомств — департаментов (офисов). Го­сударственный секретарь — самое старое наименование высших административных чинов. Некоторые министры данного ранга имеют старинные титулы членов Тайного совета: канцлер казна­чейства (министр финансов), лорд-канцлер (министр юстиции).

Министры — носители некоторых традиционных знаний Тай­ного совета (лорд — хранитель печати, лорд — председатель сове­та, канцлер герцогства Ланкастерского), а также министры без пор­тфеля. Эти посты являются или синекурами (если премьер желает ввести в правительство заслуженных партийных деятелей, кото­рые по разным причинам не могут взять на себя бремя ответствен­ности за конкретный департамент), или их носители исполняют специальные поручения премьера. Они могут быть лидерами Пала­ты общин или Палаты лордов, замещать в палате министра — чле­на другой палаты, или курировать отдельную проблему, которая не входит в компетенцию определенного министерства.

В англии отсутствует четкое деление цен­тральных ведомств. Обычно среди них вы­деляют собственно министерства, кото­рые могут называться также департамен­тами и офисами (их около 15). Законом

данные понятия не разделены, но наиболее старые из централь­ных административных учреждений чаще всего именуются офи­сами, возникшие в последние десятилетия — министерствами, а наиболее крупные из них, поглотившие несколько ранее незави­симых ведомств, — департаментами. Центральные ведомства раз­личаются не только своими функциями, но и внутренним уст­ройством. Не существует общего закона, определяющего их стан­дартную структуру и полномочия. Некоторые из них возникли на основе специально принятого статута, другие — по администра­тивному акту.

Политически наиболее важными ведомствами являются Ми­нистерство финансов (Exchequer), внутренних дел (Home office), иностранных дел (Foreign office), обороны (Department of defence). Другие министерства занимаются социально-экономическими воп­росами.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Английская система общего права заметно отличается от континен­тального, романо-германского. Здесь существуют уникальная структура

права, многочисленные процессуальные и терминологические от­личия, иная система подготовки юристов и т.д.66. Главная особен­ность общего права — его прецедентный характер.

Судебные прецеденты играли важную роль в формировании любого права, но в континентальной Европе в последние столе­тия оно было постепенно кодифицировано. В Англии прецеденты («право судей»), освященные многовековым существованием, не только сохранили, но даже укрепили свой авторитет. Называют несколько причин этого. Одна из них — судебная практика полу­чила здесь существенное развитие раньше, чем король и парла­мент выступили в качестве активных законодателей по гражданс­ким и уголовным делам. В результате судьям приходилось ориен­тироваться на прежние судебные решения или, реже, следовать собственному усмотрению, создавая новые прецеденты. К момен­ту, когда законодатели объективно оказались готовыми расши­рить свою деятельность по созданию правовых норм, уже сложи­лась система права, которая с трудом поддавалась реформирова­нию. Значение законов в судебной практике постоянно возрастает, но и сейчас суды предпочитают ссылаться не на них, а на суще­ствующие судебные решения, «разъяснившие» правоприменение этих статутов.

У подобной правовой системы есть свои сильные и слабые сто­роны. Считается, что она обеспечивает большую определенность судебных решений, оставляет меньше места судейскому усмотре­нию и одновременно обеспечивает лучшее юридическое качество и достаточную гибкость новых правовых норм, так как они выра­батываются самими судьями, а не парламентариями. трудности английские юристы пытаются решить при по­мощи ряда правил.

Прецеденты делятся на обязательные и необязательные (убеж­дающие).

Кроме того, действует специальная комиссия по консолида­ции английского права. Этим занят и ряд парламентских комите­тов. Смысл их деятельности заключается не в развитии права, а в собирании в консолидированных законах тех норм, которые рас­сыпаны по многочисленным статутам.

Судебная система Великобритании сыгра­ла в становлении современных форм пра­восудия не меньшую роль, чем ее поли­тические институты. Именно здесь возникли такие ныне общепри­нятые принципы, как открытость судебных заседаний, презумпция невиновности, независимость и несменяемость судей, развились адвокатура, институт присяжных и т.д.

Система английского права состоит из трех исторически сло­жившихся его видов: общее (common), справедливости (equity) и статутное. Последний из них возник в конце XIII — начале XIV в., когда парламент приобрел законодательные права, но до XIX в. статуты-законы не влияли заметно на судебную практику, так как касались преимущественно вопросов государственного и ад­министративного права.

Наиболее древним и влиятельным видом английского права является общее. Обычно оно описывается как «правосознание на­рода, выработанное и сформулированное предками». Сам термин «общее право» стал использоваться в XIII в., но обозначенная им практика имеет древние англосаксонские корни. [3]

Формирующееся общее право в первый период своего существо­вания было достаточно гибким. При обнаружении правовых пробе­лов король имел право ликвидировать их, издав соответствующее распоряжение-приказ (writ), но по мере накопления прецедентов и усложнения процессуальных норм общее право стало коснеть.

Данные трудности ускорили формирование права справедливо­сти, или суда канцлера, которое призвано было дополнить общее право и исправить его ошибки. Оно имело своим основанием естественное для феодального общество право каждого подданного обращаться к королю с просьбой «из милости и справедливости» выступить в качестве высшего судьи, в том числе изменить приго­вор суда общего права. Подобные дела рассматривал высший са­новник короля — его канцлер. Первоначально его роль сводилась к докладу королю содержания поступивших петиций, решение же принималось монархом. Постепенно канцлеры начинают решать дела самостоятельно.

Со временем выработались некоторые особенности суда спра­ведливости.

— Он не имел определенной компетенции, но занял особен­но прочные позиции в тех сравнительно новых сферах, где отсутствовали прецеденты общего права (траст, банковское дело). Суд канцлера занимался также опекой несовершен­нолетних и сумасшедших, исходя из представлений об оте­ческой власти короля над подданными.

— В суде канцлера возникла своя система прецедентов, поэто­му «справедливость» нельзя рассматривать как самостоятель­ную доктрину, отличную от общего права. Однако здесь их придерживались менее жестко, так как главным для выне­сения приговора считалась «справедливость». Этот подход имел как сильные, так и слабые стороны. «Справедливость — жуликоватая вещь, — говорили его критики, — она меня­ется так же часто, как длина шага лорда-канцлера».

— Особенно заметны были процессуальные различия. Суд об­щего права использовал присяжных, поэтому для него было характерно устное судопроизводство с участием адвокатов, призванных разъяснить присяжным, часто малограмотным, сущность позиций сторон. Суд канцлера проходил без при­сяжных, носил «инквизиционный» характер, широко при­влекал письменные документы.

Для современной Англии характерно жесткое деление на низ­шие и высшие суды. Каждое из учреждений имеет свой состав су­дей, однако судьи высших инстанций могут принимать участие в деятельности низших судов.

Низшие суды — суды магистратов и графств — освобождают высшие инстанции от сравнительно маловажных дел, обеспечива­ют быстрое и дешевое правосудие. Здесь применяется упрощенная процедура судопроизводства, дело рассматривается без присяж­ных и часто без адвокатов, с использованием как профессиональ­ных, так и непрофессиональных судей. Суды магистратов (быв­шие мировые) занимаются мелкими уголовными делами, а также такими вопросами, как квартплата, налоги, долги. Здесь рассмат­риваются и дела, касающиеся несовершеннолетних, проводится следствие по крупным уголовным делам, передаваемым затем в высшие суды. Они могут лишать свободы на срок до 6 месяцев или налагать штраф до 5000 ф. ст. Суды графств касаются исключитель­но гражданско-правовых вопросов. В них работают только профес­сиональные судьи. Эти суды рассматривают иски на сумму до 50 000 ф. ст.72. Огромное большинство возникающих гражданских и уголовных дел (80—90%) рассматриваются именно низшими судами.

Высший суд состоит из Суда короны, Высокого суда и Апелля­ционного суда.

Суд короны (возник в 1971 г.) рассматривает в первой инстан­ции сложные уголовные дела. Он является также апелляционной инстанцией для судов магистратов. Дела здесь часто слушаются с участием присяжных. В прошлом институт присяжных широко ис­пользовался в судах общего права. Так называемое большое жюри в ходе предварительного слушания определяло возможность привле­чения обвиняемого к суду, а малое жюри, состоявшее из 12 чело­век, решало в ходе процесса вопрос о виновности подсудимого (суд факта). Для вынесения обвинительного приговора требовался их единогласный вердикт, пересмотреть который в порядке апел­ляции было крайне трудно. Постепенно большое жюри перестало функционировать, а малое сохранилось только в Суде короны при рассмотрении уголовных дел. Причем и здесь пошли по пути упро­щения процессуальных норм: обвинительный приговор может быть вынесен голосами 10 присяжных из 12.

Высокий суд занимает центральное место в судебной системе Великобритании. Он состоит из трех отделений, которые рассматриваются как части единого судебного учреждения. Таковыми считаются и созданные в последнее время его региональные отде­ления. Наиболее важным в Высоком суде является отделение коро­левской скамьи. Здесь в первой инстанции рассматривается боль­шинство тех гражданских дел, которые традиционно относятся к общему праву. Сюда возможно внесение апелляции на приговоры судов графств. Наконец, в отделение существует апелляционное присутствие, которое рассматривает приговоры Суда короны. От­деление канцлера на основании норм права справедливости ведет те гражданские дела, которые традиционно к нему относятся (на­следство, траст, залог, банкротство, иски к акционерным обще­ствам и т.д.). Оно выступает также как опекунский суд в отноше­нии имущества несовершеннолетних и умалишенных. Наконец, отделение по семейным делам, как это видно из его названия, занимается матримониальными вопросами.

Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отде­лений. В его состав входят судьи Палаты лордов и специальные апелляционные лорды. На практике дела рассматривают преиму­щественно последние; они могут привлекать к работе и судей Вы­сокого суда. В Англии не существует правильной иерархии апелля­ции, поэтому в Апелляционный суд дела могут поступать из раз­личных инстанций.

Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета. Высшей судебной инстанцией и главным создателем судебных прецедентов является Палата лордов, точнее ее Судебный комитет, в состав ко­торого входят 13 лордов-судей, а также действующий и прежний лорд-канцлеры. Лорды-судьи (ординарные лорды по апелляции) назначаются из числа наиболее заслуженных членов Апелляционно­го суда. Значение палаты в судебной иерархии Великобритании заключается еще и в том, что она является высшей апелляцион­ной инстанцией для судов не только Англии, но и других террито­рий Соединенного Королевства, обеспечивающей его правовое единство. Лорды-судьи образуют также Судебный комитет Тайно­го совета — высшую судебную инстанцию для тех стран Британс­кого Содружества, которые признают его юрисдикцию. В Судеб­ный комитет входят также юристы данных стран.

Статус судебных деятелей в Великобрита­нии отличается рядом своеобразных черт. Сложность прецедентной системы, разоб­раться в которой можно было только в результате многолетней практической деятельности, привела к тому, что в Англии при подготовке юристов всегда главное внимание уделялось не теоре­тической, а практической подготовке. Эта традиция объясняется и тем, что в местных университетах до середины XVIII в. изучали римское и каноническое, а не собственно английское право. По­этому и сейчас диплома о высшем образовании недостаточно для занятия профессиональной юридической деятельностью (формаль­но его можно вообще не иметь). Главное — пройти необходимую подготовку в одной из 4 адвокатских (барристерских) корпораций— иннов (inns), и быть принятой в нее. Общим главой иннов считается генеральный атторней.

Исторически адвокаты разделились на барристеров и солисито­ров. Только первые из них имеют право выступать в высших судах. Среди барристеров выделяются старшие — королевские адвокаты, которые ведут наиболее сложные дела73. Солиситоры, в понима­нии англичан, являются не полноценными адвокатами, а пове­ренными, стряпчими. Они объединяются в Юридическое обще­ство, попасть в которое можно примерно так, как и в инны барри­стеров. Солиситоры — это семейные юристы и юрисконсульты. Им дано право выступать только в низших судах, поэтому в случае круп­ного дела они обращаются к барристеру, предварительно готовя для него дело. Обычно барристер поддерживает постоянную связь с несколькими солиситорами, которые поставляют ему клиентов. Долгое время только они непосредственно общались с клиентами. Однако в последние годы этим стали заниматься и барристеры.

Адвокаты, защищающие интересы сторон, являются главны­ми действующими лицами судебного процесса. В Великобритании нет прокуратуры в привычном для нас понятии. Считается, что ее наличие нарушало бы равенство сторон в ходе процесса. При необ­ходимости обвинение на процессе могут осуществлять генераль­ный атторней и подчиненная ему Служба преследования. Обычно же его ведет адвокат истца (или специально приглашенный поли­цией), и процесс превращается в дуэль двух барристеров — защи­ты и обвинения.


[1] Данная система делает престол более доступным для женщин, чем приня­тая, например, в дореволюционной России австрийская система, согласно кото­рой наследование престола шло по женской линии лишь в случае полного отсут­ствия мужских представителей династии. В монархической Франции существовала салическая система, которая полностью исключала возможность появления на престоле женщины.

[2] Законом в формальном отношении считаются все акты, принятые законода­тельным органом. Для Англии законом являются все билли, принятые парламен­том. Законом в материальном смысле являются акты, по содержанию подходящие под данное определение, т.е. универсальные и регулирующие существенные воп­росы. В континентальной Европе законы обычно соединяют в себе два данных начала, в Англии — только публичные билли.

[3] Тогда как почти во всех странах пользуются законами и писанным правом, только в Англии действует неписаное право и обычаи... Но не будет ошибкой назвать англииские законы (хоть и неписаные) — законами, ибо силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью коро­ля или князя, по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства В Англии существует также много различных обычаев, соответствующих разным местностям, ибо англичане обладают, по обычаю, многими правами, которых они не имеют по закону, так, в различных графствах, городах, общинах, бургах и деревнях постоянно должны проводиться расследования о том, каков обычаи дан­ной местности и как этот обычай соблюдается теми, которые на него ссылают­ся», — писал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: