В Англии нет закона, регулирующего структуру и порядок формирования правительства Большинство современных законодателей полагают,
что исполнительная власть сама должна определять свою организационную структуру Парламентарии оставляют за собой право контролировать организационное творчество администрации через «власть кошелька» Специфика английского правительства в юм, что его функционирование, как и деятельность парламента, регулируется не одним законом, а рядом отдельных актов (Акты о министрах короны 1937, 1964, 1975 гг., Акт о передаче полномочий минис1ров короны 1946 г и др), а также конституционными соглашениями
Традиционно главой правительства Великобритании считается монарх, однако, как мы уже знаем, его реальная роль не более чем церемониальная Формирование правительства начинается с назначения монархом премьер-министра, которому поручается представить список министров Формально король свободен в выборе кандидата на этот ключевой в системе государственного управления пост, однако на деле его выбор предопределен из-за существования жесткой двухпартийной системы
|
|
Из-за отсутствия закона о правительстве премьер-министр имеет большие возможности по созданию или ликвидации центральных ведомств, но распределение полномочий между ними никогда не строилось на научной, логической основе. Как и конституция, административная система росла эволюционно; новые функции, если это было возможно, возлагались на руководителей старинных учреждений. В результате возникла весьма сложная должностная иерархия. В состав правительства входят следующие лица.
Государственные секретари. Это собственно министры, руководители самостоятельных ведомств — департаментов (офисов). Государственный секретарь — самое старое наименование высших административных чинов. Некоторые министры данного ранга имеют старинные титулы членов Тайного совета: канцлер казначейства (министр финансов), лорд-канцлер (министр юстиции).
Министры — носители некоторых традиционных знаний Тайного совета (лорд — хранитель печати, лорд — председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского), а также министры без портфеля. Эти посты являются или синекурами (если премьер желает ввести в правительство заслуженных партийных деятелей, которые по разным причинам не могут взять на себя бремя ответственности за конкретный департамент), или их носители исполняют специальные поручения премьера. Они могут быть лидерами Палаты общин или Палаты лордов, замещать в палате министра — члена другой палаты, или курировать отдельную проблему, которая не входит в компетенцию определенного министерства.
|
|
В англии отсутствует четкое деление центральных ведомств. Обычно среди них выделяют собственно министерства, которые могут называться также департаментами и офисами (их около 15). Законом
данные понятия не разделены, но наиболее старые из центральных административных учреждений чаще всего именуются офисами, возникшие в последние десятилетия — министерствами, а наиболее крупные из них, поглотившие несколько ранее независимых ведомств, — департаментами. Центральные ведомства различаются не только своими функциями, но и внутренним устройством. Не существует общего закона, определяющего их стандартную структуру и полномочия. Некоторые из них возникли на основе специально принятого статута, другие — по административному акту.
Политически наиболее важными ведомствами являются Министерство финансов (Exchequer), внутренних дел (Home office), иностранных дел (Foreign office), обороны (Department of defence). Другие министерства занимаются социально-экономическими вопросами.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Английская система общего права заметно отличается от континентального, романо-германского. Здесь существуют уникальная структура
права, многочисленные процессуальные и терминологические отличия, иная система подготовки юристов и т.д.66. Главная особенность общего права — его прецедентный характер.
Судебные прецеденты играли важную роль в формировании любого права, но в континентальной Европе в последние столетия оно было постепенно кодифицировано. В Англии прецеденты («право судей»), освященные многовековым существованием, не только сохранили, но даже укрепили свой авторитет. Называют несколько причин этого. Одна из них — судебная практика получила здесь существенное развитие раньше, чем король и парламент выступили в качестве активных законодателей по гражданским и уголовным делам. В результате судьям приходилось ориентироваться на прежние судебные решения или, реже, следовать собственному усмотрению, создавая новые прецеденты. К моменту, когда законодатели объективно оказались готовыми расширить свою деятельность по созданию правовых норм, уже сложилась система права, которая с трудом поддавалась реформированию. Значение законов в судебной практике постоянно возрастает, но и сейчас суды предпочитают ссылаться не на них, а на существующие судебные решения, «разъяснившие» правоприменение этих статутов.
У подобной правовой системы есть свои сильные и слабые стороны. Считается, что она обеспечивает большую определенность судебных решений, оставляет меньше места судейскому усмотрению и одновременно обеспечивает лучшее юридическое качество и достаточную гибкость новых правовых норм, так как они вырабатываются самими судьями, а не парламентариями. трудности английские юристы пытаются решить при помощи ряда правил.
Прецеденты делятся на обязательные и необязательные (убеждающие).
Кроме того, действует специальная комиссия по консолидации английского права. Этим занят и ряд парламентских комитетов. Смысл их деятельности заключается не в развитии права, а в собирании в консолидированных законах тех норм, которые рассыпаны по многочисленным статутам.
Судебная система Великобритании сыграла в становлении современных форм правосудия не меньшую роль, чем ее политические институты. Именно здесь возникли такие ныне общепринятые принципы, как открытость судебных заседаний, презумпция невиновности, независимость и несменяемость судей, развились адвокатура, институт присяжных и т.д.
Система английского права состоит из трех исторически сложившихся его видов: общее (common), справедливости (equity) и статутное. Последний из них возник в конце XIII — начале XIV в., когда парламент приобрел законодательные права, но до XIX в. статуты-законы не влияли заметно на судебную практику, так как касались преимущественно вопросов государственного и административного права.
|
|
Наиболее древним и влиятельным видом английского права является общее. Обычно оно описывается как «правосознание народа, выработанное и сформулированное предками». Сам термин «общее право» стал использоваться в XIII в., но обозначенная им практика имеет древние англосаксонские корни. [3]
Формирующееся общее право в первый период своего существования было достаточно гибким. При обнаружении правовых пробелов король имел право ликвидировать их, издав соответствующее распоряжение-приказ (writ), но по мере накопления прецедентов и усложнения процессуальных норм общее право стало коснеть.
Данные трудности ускорили формирование права справедливости, или суда канцлера, которое призвано было дополнить общее право и исправить его ошибки. Оно имело своим основанием естественное для феодального общество право каждого подданного обращаться к королю с просьбой «из милости и справедливости» выступить в качестве высшего судьи, в том числе изменить приговор суда общего права. Подобные дела рассматривал высший сановник короля — его канцлер. Первоначально его роль сводилась к докладу королю содержания поступивших петиций, решение же принималось монархом. Постепенно канцлеры начинают решать дела самостоятельно.
Со временем выработались некоторые особенности суда справедливости.
— Он не имел определенной компетенции, но занял особенно прочные позиции в тех сравнительно новых сферах, где отсутствовали прецеденты общего права (траст, банковское дело). Суд канцлера занимался также опекой несовершеннолетних и сумасшедших, исходя из представлений об отеческой власти короля над подданными.
— В суде канцлера возникла своя система прецедентов, поэтому «справедливость» нельзя рассматривать как самостоятельную доктрину, отличную от общего права. Однако здесь их придерживались менее жестко, так как главным для вынесения приговора считалась «справедливость». Этот подход имел как сильные, так и слабые стороны. «Справедливость — жуликоватая вещь, — говорили его критики, — она меняется так же часто, как длина шага лорда-канцлера».
|
|
— Особенно заметны были процессуальные различия. Суд общего права использовал присяжных, поэтому для него было характерно устное судопроизводство с участием адвокатов, призванных разъяснить присяжным, часто малограмотным, сущность позиций сторон. Суд канцлера проходил без присяжных, носил «инквизиционный» характер, широко привлекал письменные документы.
Для современной Англии характерно жесткое деление на низшие и высшие суды. Каждое из учреждений имеет свой состав судей, однако судьи высших инстанций могут принимать участие в деятельности низших судов.
Низшие суды — суды магистратов и графств — освобождают высшие инстанции от сравнительно маловажных дел, обеспечивают быстрое и дешевое правосудие. Здесь применяется упрощенная процедура судопроизводства, дело рассматривается без присяжных и часто без адвокатов, с использованием как профессиональных, так и непрофессиональных судей. Суды магистратов (бывшие мировые) занимаются мелкими уголовными делами, а также такими вопросами, как квартплата, налоги, долги. Здесь рассматриваются и дела, касающиеся несовершеннолетних, проводится следствие по крупным уголовным делам, передаваемым затем в высшие суды. Они могут лишать свободы на срок до 6 месяцев или налагать штраф до 5000 ф. ст. Суды графств касаются исключительно гражданско-правовых вопросов. В них работают только профессиональные судьи. Эти суды рассматривают иски на сумму до 50 000 ф. ст.72. Огромное большинство возникающих гражданских и уголовных дел (80—90%) рассматриваются именно низшими судами.
Высший суд состоит из Суда короны, Высокого суда и Апелляционного суда.
Суд короны (возник в 1971 г.) рассматривает в первой инстанции сложные уголовные дела. Он является также апелляционной инстанцией для судов магистратов. Дела здесь часто слушаются с участием присяжных. В прошлом институт присяжных широко использовался в судах общего права. Так называемое большое жюри в ходе предварительного слушания определяло возможность привлечения обвиняемого к суду, а малое жюри, состоявшее из 12 человек, решало в ходе процесса вопрос о виновности подсудимого (суд факта). Для вынесения обвинительного приговора требовался их единогласный вердикт, пересмотреть который в порядке апелляции было крайне трудно. Постепенно большое жюри перестало функционировать, а малое сохранилось только в Суде короны при рассмотрении уголовных дел. Причем и здесь пошли по пути упрощения процессуальных норм: обвинительный приговор может быть вынесен голосами 10 присяжных из 12.
Высокий суд занимает центральное место в судебной системе Великобритании. Он состоит из трех отделений, которые рассматриваются как части единого судебного учреждения. Таковыми считаются и созданные в последнее время его региональные отделения. Наиболее важным в Высоком суде является отделение королевской скамьи. Здесь в первой инстанции рассматривается большинство тех гражданских дел, которые традиционно относятся к общему праву. Сюда возможно внесение апелляции на приговоры судов графств. Наконец, в отделение существует апелляционное присутствие, которое рассматривает приговоры Суда короны. Отделение канцлера на основании норм права справедливости ведет те гражданские дела, которые традиционно к нему относятся (наследство, траст, залог, банкротство, иски к акционерным обществам и т.д.). Оно выступает также как опекунский суд в отношении имущества несовершеннолетних и умалишенных. Наконец, отделение по семейным делам, как это видно из его названия, занимается матримониальными вопросами.
Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений. В его состав входят судьи Палаты лордов и специальные апелляционные лорды. На практике дела рассматривают преимущественно последние; они могут привлекать к работе и судей Высокого суда. В Англии не существует правильной иерархии апелляции, поэтому в Апелляционный суд дела могут поступать из различных инстанций.
Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета. Высшей судебной инстанцией и главным создателем судебных прецедентов является Палата лордов, точнее ее Судебный комитет, в состав которого входят 13 лордов-судей, а также действующий и прежний лорд-канцлеры. Лорды-судьи (ординарные лорды по апелляции) назначаются из числа наиболее заслуженных членов Апелляционного суда. Значение палаты в судебной иерархии Великобритании заключается еще и в том, что она является высшей апелляционной инстанцией для судов не только Англии, но и других территорий Соединенного Королевства, обеспечивающей его правовое единство. Лорды-судьи образуют также Судебный комитет Тайного совета — высшую судебную инстанцию для тех стран Британского Содружества, которые признают его юрисдикцию. В Судебный комитет входят также юристы данных стран.
Статус судебных деятелей в Великобритании отличается рядом своеобразных черт. Сложность прецедентной системы, разобраться в которой можно было только в результате многолетней практической деятельности, привела к тому, что в Англии при подготовке юристов всегда главное внимание уделялось не теоретической, а практической подготовке. Эта традиция объясняется и тем, что в местных университетах до середины XVIII в. изучали римское и каноническое, а не собственно английское право. Поэтому и сейчас диплома о высшем образовании недостаточно для занятия профессиональной юридической деятельностью (формально его можно вообще не иметь). Главное — пройти необходимую подготовку в одной из 4 адвокатских (барристерских) корпораций— иннов (inns), и быть принятой в нее. Общим главой иннов считается генеральный атторней.
Исторически адвокаты разделились на барристеров и солиситоров. Только первые из них имеют право выступать в высших судах. Среди барристеров выделяются старшие — королевские адвокаты, которые ведут наиболее сложные дела73. Солиситоры, в понимании англичан, являются не полноценными адвокатами, а поверенными, стряпчими. Они объединяются в Юридическое общество, попасть в которое можно примерно так, как и в инны барристеров. Солиситоры — это семейные юристы и юрисконсульты. Им дано право выступать только в низших судах, поэтому в случае крупного дела они обращаются к барристеру, предварительно готовя для него дело. Обычно барристер поддерживает постоянную связь с несколькими солиситорами, которые поставляют ему клиентов. Долгое время только они непосредственно общались с клиентами. Однако в последние годы этим стали заниматься и барристеры.
Адвокаты, защищающие интересы сторон, являются главными действующими лицами судебного процесса. В Великобритании нет прокуратуры в привычном для нас понятии. Считается, что ее наличие нарушало бы равенство сторон в ходе процесса. При необходимости обвинение на процессе могут осуществлять генеральный атторней и подчиненная ему Служба преследования. Обычно же его ведет адвокат истца (или специально приглашенный полицией), и процесс превращается в дуэль двух барристеров — защиты и обвинения.
[1] Данная система делает престол более доступным для женщин, чем принятая, например, в дореволюционной России австрийская система, согласно которой наследование престола шло по женской линии лишь в случае полного отсутствия мужских представителей династии. В монархической Франции существовала салическая система, которая полностью исключала возможность появления на престоле женщины.
[2] Законом в формальном отношении считаются все акты, принятые законодательным органом. Для Англии законом являются все билли, принятые парламентом. Законом в материальном смысле являются акты, по содержанию подходящие под данное определение, т.е. универсальные и регулирующие существенные вопросы. В континентальной Европе законы обычно соединяют в себе два данных начала, в Англии — только публичные билли.
[3] Тогда как почти во всех странах пользуются законами и писанным правом, только в Англии действует неписаное право и обычаи... Но не будет ошибкой назвать англииские законы (хоть и неписаные) — законами, ибо силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства В Англии существует также много различных обычаев, соответствующих разным местностям, ибо англичане обладают, по обычаю, многими правами, которых они не имеют по закону, так, в различных графствах, городах, общинах, бургах и деревнях постоянно должны проводиться расследования о том, каков обычаи данной местности и как этот обычай соблюдается теми, которые на него ссылаются», — писал