Приемы анализа и синтеза

Общая характеристика современного метода обучения грамоте

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Основные принципы метода:

а) с точки зрения целей формирования личности обучение грамоте носит воспитывающий характер. Задачи воспитания реализуются через использование материалов учебной книги «Азбука». Обучение носит развивающий характер, т.к. обеспечивает умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения, опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни.

б) с точки зрения психолого-лингвистической обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты, включает систему развития речи. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится после знакомства с ним как обозначение звука). Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. В качестве единицы чтения берется слог. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц.

в) с точки зрения организационной устанавливается последовательность изучения звуков и букв (в «Русской азбуке В.Г.Горецкого последовательность определяется принципом частотности, предполагающем изучение сначала самых употребительных в русском языке и речи (исключение для гласных ы и у), затем менее употребительные и, наконец, малоупотребительные: а о и ы у н с к т л р в е п м з б д я г ч ш ж е й х ю ц фьъ. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения грамоте. Обучение чтению ведется параллельно с обучением письму (уроки письма строго следуют за уроками чтения). Вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования и орфографии (на практической основе).

г) с точки зрения приемов обучения используются дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в связи со значительными расхождениями в из общем развитии и в готовности к обучению чтению и письму. Вводятся элементы моделирования. Используются модели слогов, звуков, слов, предложений.

В настоящее время все известные УМК (учебно-методические комплексы) по обучению грамоте провозглашают свою приверженность к звуковым методам, так как отправным и структурирующим элементом в них избирается изучение звука, звуковой формы слов.

Выработан типовой план изучения нового звука и буквы, используемый в современных «Азбуках». Он определяется звуковым аналитико-синтетическим методом и состоит из приемов звукового анализа и синтеза, последовательно сменяющих друг друга в структуре урока обучения грамоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: