Мировоззрение существует в виде системы знаний, ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ действий человека, в конкретных жизненных программах и проектах деятельности.
- Знания. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: повседневные, профессиональные, научные и философские. В культуре знание всегда существует в знаковой форме.
Знание явное (артикулированное, выраженное в языке, в понятиях и суждениях) и знание неявное (неартикулированное, содержащееся в схемах восприятия, практическом мастерстве, искусствах, телесных навыках и т.д.). «Знание что» и «знание как».
Человеком, у которого отсутствуют знания, легко манипулировать.
- Ценности и оценки. Идеи, принципы, материальные объекты (природные, культурные и т.п.), явления и процессы действительности, обладающие положительной значимостью для человека и общества. Это система духовных и материальных благ, которые человек и общество признает в качестве силы, определяющей помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Особую роль в мировоззрении имеют духовные ценности, т.е. те идеи и понятия, с помощью которых люди определяют добро и зло, истину и заблуждение, прекрасное и безобразное и т.д.
Система ценностей образует смысловую основу человеческой жизни.
- Нормы и идеалы. Представления и ориентиры, которые задают программу поведения человека, перспективу его жизни. Здесь закладываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения. Через соотнесение знаний и ценностей с нормами и идеалами человек оценивает происходящее.
- Убеждения. Степень приверженности человека определенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.
- Вера. Особое сверхсознательное чувство человека. Диапазон человеческой веры широк – от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), т.е. вполне рациональной веры до религиозных верований и легковерного принятия нелепых вымыслов.
Все компоненты мировоззрения взаимосвязаны и образуют единое целое.
В мировоззрении сочетаются различные сферы психической активности человека: интеллект и эмоции, чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением, познавательно-наглядную – мировосприятием, познавательно-интеллектуальную сторону характеризуют как миропонимание.
Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении.