Этика канта.
Георг Вильгельм Фредерик Гегель (1770-1830)
Шеллинг (1775-1854)
И. Фихте (1762-1814)
ü Основная работа «Основа общего наукоучения» (1794-1795)
ü Представитель субъективного идеализма
ü Вводит понятие «абсолютного я»
ü Но есть и «отдельные я»
ü Мир вокруг – проекция сознания человека
4 системы:
1) Философия природы
2) Трансцендентальный идеализм
3) Философия тождества
4) Философия откровения
Ø Создает теорию об абсолютном начале мира – через человека, природу
ü Произведения: «Феноменология духа» (1807), «наука логики», «энциклопедия философских наук»
ü «Система абсолютного идеализма»
Метод Гегеля – диалектика
Ø Его не устраивает метод неузнаваемости «вещей в себе»
Ø Система «абсолютного идеализма» - начало мира является абсолютный разум. Эта идея проявляется в жизни природы и в человеческой истории и мышлении. Идея выражается:
a) Бытием
b) Сущностью
Ø противоречие между ними
Противоречие снимается «понятием»
|
|
Цель идеи – понять себя.
Закон развития диалектизма.
Признания – отрицания
Уровни познания:
1) Чувственный (пространство и время)
трансцендентальный субъект познания – на уровне чувства – пространство и время, на уровне формы – категории, через чувства и рассудок информация поступает в разум. На уровне разума формируются идеи.
Кантовские идеи отличаются от платоновских.
Ø Человеческий разум ограничен в своих возможностях. Он не способен открыть и доказать некоторые истины.
Ø Идеи форируются тогда, когда философ начинает расматривать «вещи в себе»
Ø Необходимо разграничить философию и веру. (вопросы Бога и души не подлежат философским размышлениям)
Коперниканский переворот – Кант показал что активен не объект, а субъект активен в отношении объекта.
ПОЧЕМУ СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ??
ФИЛОСОФИЯ КАНАТ – СИСТЕМА.. ТАК КАК В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ КАНТА – ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.
Работы: «Критика практического разума», «лекции по этике», «религия в пределах только разума»
Человек: эмпирический индивид (имеет свой нравственный опыт, имеет суждения, он субъективен, формировать нравственные максимы) и единый трансцендентальный субъект.
ü Поступай так, чтобы максима твоего поведения всегда могла стать принципом всеобщего нравственного законодательства.
ü Поступай по отношению к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого индивида только как к цели, и никогда как к средству.
Обосновал идею морального равенства людей
Фихте «Основа общего наукоучения» 1794-95 гг
ü Считал Канта учителем, отрпавли ему свою рецензию
|
|
ü Впоследствии его неустраивала какой смысл в кантовской философии имело понятие «вещь в себе»
ü Боролся с догматизмом, признав неопзнаваемость вещей в себе, тем самым ограничил познавательные возможности человека (кант)
ü Представительнь субъективного идеализма
ü Понятие «абсолютного я»=трансцендентальный субъект всей познавательной деятельности
ü Прямое тождество между абсолютным я и я
ü Мир, окружающий человека, является проекцией самосознания человека
Шеллинг 1775-1854
ü Создал 4 системы:
a) философия природы (полемизировал с Фихте – природа представляет собой нечтно инертное и пассивное, Шеллинг обосноваывал идею самостоятельности и активности природы)
b) трансцендентального идеализма
c) философия тождества
d) философия откровения
Абсолютное начало мира проявляет себя как через человека, так и через природу (обоснование идеи равнозначности духовного и материального начала)
Идея хитрости абсолюта
Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831
ü Произведения: «Феноменология духа» 1807, «Наука логики», «энциклопедия философских наук»(философия права, религии
2)метод Гегеля
Обосновал необходимость применения диалектики для познания мира.
Весь мир имеет противоречие, даже абсолют
Диалектика – искусство спора, беседы. Метод познания. Рассматривающий мир как противоречивое целое
ü Так же как и фикте не согласен
ü Критика непознаваемости вещей
ü Критика в истории????????
ü Универсальное начало мира – абсолютный разум
ü Рационалист- признает разумность существующего порядка
ü Природа тоже разумна
ü Абсолютная идея проявляется в человеческом мышлении и истории
ü Абсолютная идея Гегеля и субъект (самостоятельно действующий участник мира и истории) и субстанция (основа мира)
ü Мировой разум, хитростью влияя на людей, превращает их в марионетки
ü Бытие и сущность – первая диада – два явления, вступающих в противоречие) – понять
ü Не мир противоречив, а абсолют в своей основе противоречив
10.04.12
Пост классическая философия.
ü После классиков немцев
ü 20 в
Направления: позитивизм, марксизм, герменевтика, феноменология, экзестенциоализм, иррационализм, валюнтализм, «философия жизни» Ницше, Дильтейль, фрейдизм, неофрейдизм.
Общие черты пост классической философии:
ü Формировались как форма критического переосмысления немецкой философии, в первую очередь Гегеля
ü Немецкая классическая философия рациональна, поэтому постклассика характеризуется критикой рационализма
ü Критика тезиса о тождестве бытия и мышления (под бытие понимается не что-то иделаьное, а сами вещи)
ü Иррациональность, стихийность мира
ü Желание построить философию на принципиально новых основаниях
Первая попытка – Людвиг Фейербах (1804-1872)
ü В центре внимания – человек
ü Человек – его разум + тело??
ü Система антропологического материализма
ü Создавая идею Бога как абсолюта, человек перености свою сущность на некоге существо – Бог – человечество, от которого отняли его сущность и перененсли на него сущесвто.
ü Человек должен перестать верить в Бога и поверить в человечество. Человек человеку друг. Все силы в человечестве.
Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше, Анри Берсон + Круст