Категорический императив

Этика канта.

Георг Вильгельм Фредерик Гегель (1770-1830)

Шеллинг (1775-1854)

И. Фихте (1762-1814)

ü Основная работа «Основа общего наукоучения» (1794-1795)

ü Представитель субъективного идеализма

ü Вводит понятие «абсолютного я»

ü Но есть и «отдельные я»

ü Мир вокруг – проекция сознания человека

4 системы:

1) Философия природы

2) Трансцендентальный идеализм

3) Философия тождества

4) Философия откровения

Ø Создает теорию об абсолютном начале мира – через человека, природу

ü Произведения: «Феноменология духа» (1807), «наука логики», «энциклопедия философских наук»

ü «Система абсолютного идеализма»

Метод Гегеля – диалектика

Ø Его не устраивает метод неузнаваемости «вещей в себе»

Ø Система «абсолютного идеализма» - начало мира является абсолютный разум. Эта идея проявляется в жизни природы и в человеческой истории и мышлении. Идея выражается:

a) Бытием

b) Сущностью

Ø противоречие между ними

Противоречие снимается «понятием»

Цель идеи – понять себя.

Закон развития диалектизма.

Признания – отрицания

Уровни познания:

1) Чувственный (пространство и время)
трансцендентальный субъект познания – на уровне чувства – пространство и время, на уровне формы – категории, через чувства и рассудок информация поступает в разум. На уровне разума формируются идеи.

Кантовские идеи отличаются от платоновских.

Ø Человеческий разум ограничен в своих возможностях. Он не способен открыть и доказать некоторые истины.

Ø Идеи форируются тогда, когда философ начинает расматривать «вещи в себе»

Ø Необходимо разграничить философию и веру. (вопросы Бога и души не подлежат философским размышлениям)

Коперниканский переворот – Кант показал что активен не объект, а субъект активен в отношении объекта.

ПОЧЕМУ СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ??

ФИЛОСОФИЯ КАНАТ – СИСТЕМА.. ТАК КАК В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ КАНТА – ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.

Работы: «Критика практического разума», «лекции по этике», «религия в пределах только разума»

Человек: эмпирический индивид (имеет свой нравственный опыт, имеет суждения, он субъективен, формировать нравственные максимы) и единый трансцендентальный субъект.

ü Поступай так, чтобы максима твоего поведения всегда могла стать принципом всеобщего нравственного законодательства.

ü Поступай по отношению к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого индивида только как к цели, и никогда как к средству.

Обосновал идею морального равенства людей

Фихте «Основа общего наукоучения» 1794-95 гг

ü Считал Канта учителем, отрпавли ему свою рецензию

ü Впоследствии его неустраивала какой смысл в кантовской философии имело понятие «вещь в себе»

ü Боролся с догматизмом, признав неопзнаваемость вещей в себе, тем самым ограничил познавательные возможности человека (кант)

ü Представительнь субъективного идеализма

ü Понятие «абсолютного я»=трансцендентальный субъект всей познавательной деятельности

ü Прямое тождество между абсолютным я и я

ü Мир, окружающий человека, является проекцией самосознания человека

Шеллинг 1775-1854

ü Создал 4 системы:

a) философия природы (полемизировал с Фихте – природа представляет собой нечтно инертное и пассивное, Шеллинг обосноваывал идею самостоятельности и активности природы)

b) трансцендентального идеализма

c) философия тождества

d) философия откровения

Абсолютное начало мира проявляет себя как через человека, так и через природу (обоснование идеи равнозначности духовного и материального начала)

Идея хитрости абсолюта

Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831

ü Произведения: «Феноменология духа» 1807, «Наука логики», «энциклопедия философских наук»(философия права, религии

2)метод Гегеля

Обосновал необходимость применения диалектики для познания мира.

Весь мир имеет противоречие, даже абсолют

Диалектика – искусство спора, беседы. Метод познания. Рассматривающий мир как противоречивое целое

ü Так же как и фикте не согласен

ü Критика непознаваемости вещей

ü Критика в истории????????

ü Универсальное начало мира – абсолютный разум

ü Рационалист- признает разумность существующего порядка

ü Природа тоже разумна

ü Абсолютная идея проявляется в человеческом мышлении и истории

ü Абсолютная идея Гегеля и субъект (самостоятельно действующий участник мира и истории) и субстанция (основа мира)

ü Мировой разум, хитростью влияя на людей, превращает их в марионетки

ü Бытие и сущность – первая диада – два явления, вступающих в противоречие) – понять

ü Не мир противоречив, а абсолют в своей основе противоречив

10.04.12

Пост классическая философия.

ü После классиков немцев

ü 20 в

Направления: позитивизм, марксизм, герменевтика, феноменология, экзестенциоализм, иррационализм, валюнтализм, «философия жизни» Ницше, Дильтейль, фрейдизм, неофрейдизм.

Общие черты пост классической философии:

ü Формировались как форма критического переосмысления немецкой философии, в первую очередь Гегеля

ü Немецкая классическая философия рациональна, поэтому постклассика характеризуется критикой рационализма

ü Критика тезиса о тождестве бытия и мышления (под бытие понимается не что-то иделаьное, а сами вещи)

ü Иррациональность, стихийность мира

ü Желание построить философию на принципиально новых основаниях

Первая попытка – Людвиг Фейербах (1804-1872)

ü В центре внимания – человек

ü Человек – его разум + тело??

ü Система антропологического материализма

ü Создавая идею Бога как абсолюта, человек перености свою сущность на некоге существо – Бог – человечество, от которого отняли его сущность и перененсли на него сущесвто.

ü Человек должен перестать верить в Бога и поверить в человечество. Человек человеку друг. Все силы в человечестве.

Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше, Анри Берсон + Круст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: