Энгельс (1820 -1895)

Ø «Анти-дюриг» - диалектика природы

Ø «О происхождении семьи, частной собственности и государства»

Проблемы, затрагиваемые в марксизме:

ü Диалектический материализм (осмысление фундаментальных категорий: как понимаются сознание и бытие, Гегелевская философия несостоятельна)

ü зная законы, мы можем использовать знания, чтобы творить историю сознательно тезисы о Людвиге Фейербахе – философия прошлого только изменяла мир, в то время как ее подлинная задача состоит в том, чтобы этот мир изменить

ü законы Гегеля должны быть приложимы к изучению природы и общества как материальной системы

ü в истории действуют материальные силы, закономерности. История – не набор фактов, есть логика исторического развития человеческого общества.

ü В структуре общественной жизни есть 2 начала:

А) материальный экономический базис

Б) надстройка – (формы общественного сознания) мораль, религия, искусство, наука, право, политика, идеология

ü Развитие возникает не за счет идей, а за счет экономической сферы. В экономическом базисе 2 начала: производственные силы (средства производства, орудия труда) и производственные отношения.

ü При определенном уровне развития производственных сил, тип перестает соответствовать новому уровню. Производственные силы не соответствуют отношениям – толчок

ü Толчок не в духовной сфере общества, а в экономической.

ü Маркс выделяет отдельные типы обществ = формаций:

1) первобытно – общинный строй (примитивный коммунизм – общественная собственность на всё, коллективистская ориентация общественного сознания)

2) рабовладельческая (существует за счет несвободных людей, первый тип эксплуататорских обществ, 2 класса: эксплуататорский и эксплуатируемый)

Класс – большая социальная группа, члены которой обладают общим типом отношений по отношению к средствам производства

3) феодальная (2 класса: феодалы и зависимые крестьяне)

4) капиталистическая = буржуазная (последняя эксплуататорская формация, тут формируются объективные условия, при которых возможен переход от эксплуататорских оношений к коммунистическому обществу)

5) коммунистическая (неизбежная стадия, возмущен его ситуацией, где одни живут за счет других, Маркс как политик, именно пролетариату предстоит сыграть решающую роль в переходе на новый уровень: из мира необходимости в мир свободы. Пролетариат больше всех заинтересован, ему нечего терять, кроме своих цепей. Он будет менять общество с точки зрения своего общества.)

Ø Существование не соответствует его сущности (противоречит)

Сущность человека (Марксизм) – не в его телесности, а в его общественной природе – в способности к труду. Человек раскрывает свою сущность, создавая то, чего не было в соответствии со своими потребностями. Труд сделал человека человеком.

Ø От каждого по способностям, каждому по потребностям.

Ø Формы общественного сознания. Интерес к религии. В коммунистическом обществе не может быть религии.

Религия – элемент временный сознания. Обществ придет к снятию этой формы. В ней отражаются несправедливые принципы (это не социальный институт, а сфера несчастного сознания)

Религия – вздох угнетенной твари. Дух бездушных порядков. Человек вместо поиска возможностей реализации тут, переносится в другой мир. Религия в несправедливом обществе. Если общество станет справедливым – она уйдет.

Социализм – не самостоятелная формация, а переходная тупень от капитализма к коммунизму.

1) Материализм

2) Сознание – свойство высокоорганизованной материи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: