double arrow
IV. Философское

III. Художественно-эстетическое.

II. Религиозное.

I. Мифологическое.

Смешение естественного и сверхъестественного, желаемого и действительного и др. Мировоззрение первобытного человека. Характерно одушевление.Объект – предмет веры. Коллективно-бессознательная мудрость.Миф – матрица культуры (из него вырастает философия, религия, искусство).

Основной вопрос – откуда всё произошло.

Вырастает из мифа. Главный признак – вера в сверхъестественное, которое может вмешиваться в повседневную жизнь.

Религия Философия
Авторитет религиозных книг  
Опирается на традиции, внутренний опыт Подвергает сомнению даже бесспорное
Функция – нормативная Функция – познавательная
Движется от ответа к ответу Движется от вопроса к вопросу
Социальный институт Свободное дело каждой личности

Подходит к миру (т.е. познаёт и оценивает) с точки зрения эстетической ценности. Вопрос: что такое красота?

Рефлективный тип мировоззрения. Размышление над собственным размышлением.

Основные признаки:

А) рефлективность –стремление к осознанности

Б) целостность –стремление к разнообразию

В) критичность– направленность к адаптации

Роль философии в культуре

Задача философии – предпочтение одних ценностей над другими.Философия – хранитель идеалов культуры, генерирует общечеловеческие культурные ценности.

Вопрос: является ли философия наукой?

4 критерия научности:




· -собственный предмет исследования (+)

· -собственный метод исследования (+)

· -взаимодействие с другими науками (+)

· -собственные законы и научные выводы (-)

Поэтому философия формально не является наукой, недонаука.Она затрагивает область сверхъестественного и непроверяемого.

С другой стороны, философия – вполне гуманитарная дисциплина.

Философия изучает субъективное(человек и мир). Рассматривает мир в целом. Имеет дело со смыслами и тайнами, а не законами. Попытка разбудить человека, разрушить в нём повседневность.

Разделы философии.

Философия:

1. Онтология (метафизика) – учение о бытии.

2. Гносеология (эпистемология) – учение о знании.

3. Этика (аксиология) – учение о ценностях.

1. Онтология –изучает наиболее общие, фундаментальные признаки бытия (вопрос – «что существует»).

Метафизика – учение о сверхчувственных (т.е. идеальных) принципах и началах бытия. Изучает также природу бытия. В ранней философии значение совпадало со значением «онтологии».



· Откуда появилось?

· Как соотносится бытие и небытие?

· Проблемы – виды бытия, пространство, и время, живое/неживое

· Направления– идеализм и материализм

Идеалистысчитают, что сознание первично по отношению к материи. Материалисты,соответственно, наоборот.

2.Гносеология (= эпистемология – в English and French). Исследует возможность человеком познания природы и самого себя. Главное понятие – истина.

Главные вопрос:

-что является источником знаний

-какие познавательные способности мы имеем.

Направления:

· Скептицизм(сомнение как признак мышления, сомнение в истине)

· Агностицизм(познание объективной действительности возможно только через призму субъективности)

· Гносеологический позитивизм (= оптимизм)

Проблемы – познаваемость мира, критерии истины, методы познания.

3. Этика.Изучает мораль. Основные категории – добро и зло.

4. Аксиология –учение о ценностях. Структура ценностного мира.

Другие разделы – эстетика (учение о красоте и формах прекрасного), антропология (учение о человеке), социальная философия (учение об обществе и месте человека в нём), логика (учение о мышлении).

Методы философского познания:

1. Диалектический (явления и объекты рассматриваются гибко, критически) – «и белый, и чёрный»

2. Метафизический (явления и объекты рассматриваются обособлено, статично и однозначно) – «или белый, или чёрный.

Функции философии (направления практического применения):

· Мировоззренческая

· Социальная

· Методологическая

· Гносеологическая

· Критическая

И др.

Мир вам. С любовью, Копёша.






Сейчас читают про: