Элейская школа философии

Ранняя греческая натурфилософия. Досократики.

21.09.12.

Предпосылки возникновения философии в Древней Греции:

1) Разложение первобытного общества, имущественное расслоение.

2) Создание множества полисов, ставших центрами торговли, ремесла и государственной жизни.

3) Появление серебряных монет – денег, обмена.

4) Железные орудия труда, качественное поднятие уровня производства.

5) Демократия, т.е. народовластие.

6) Свой алфавит.

Периодизация античной философии:

Около 1000 лет – с 6-го века до н.э. по 6-ой в. н.э. (на самом деле – 1200 летJ)

3 этапа:

· Досократический – направлен на изучение природы

· Классический – направлен на изучение человека

· -эллинистический – направлена на этику

Схема античной философии:

Ионийская философия (милетская - Фалес и др., Гераклит)

Италийская философия (Пифагор, элейская школа - Ксенофан, атомизм – Демокрит и др.)

Первая школа – Малая Азия – город-государство Милет. Проблема – первоначало, «из чего всё возникло». Основатель – Фалес, а также Анаксимандр и Анаксимен.

«Взаимопревращение веществ свидетельствует об архе – первоначале»: первоначало – причина и власть. Ничего не изчезает и не появляется, лишь переходит из одной формы в другую (аналогия – круговорот энергии в природе).

Фалес: первоначало – вода. Т.к. без воды невозможна жизнь. Первый философ, математик, астроном и др.

Анаксимандр: первоначало – алейрон (беспредельное, неопределённое). Фактически, предшественник теории большого взрыва. Части изменяются, но целое остаётся неизменным. Задумался о том, как произошли люди и животные.

Анаксимен: первоначало – воздух. Всё зависит от плотности вещества - воздуха.

Гераклит Эфесский ( 6-5вв. до н.э.)

Задумался о том, как из первоначала получается многое. Выдвинул теорию, что мир в постоянном становлении, движении, развитии. Оплакивал человечество, его низость и глупость. Космос – вечный огонь, мерно возгорающий и угасающий. Мир вечен, но изменяется, «в одну реку нельзя войти дважды». Всё возникает через борьбу противоположностей (диалектика!). Борьба порождает упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу: это всеобщий закон, действию которого подчинено всё в мире.

Ксенофан, Парменид, Зенон. Противоположная идея – иллюзорность изменчивости. Ксенофан – первый монотеист, «бог один». Элеаты рассматривали мир как вечное и неизменное бытие. Ввели термин «бытие».

Парменид: бытие есть, небытия нет; бытие едино и неделимо; бытие вечно и неизменно; небытие немыслимо.

Зенон: парадоксы Зенона. Апория места (т.е. немыслимость небытия), апории множества (немыслимость множества – парадокс делимости, парадокс сложения, парадокс счисления), апории движения (немыслимость движения).

Апория – безвыходное положение, неразрешимая проблема. Например, апория места: если условием существования является нахождение в каком-то месте, то и само место, коль оно существует, существует в каком-то месте и так до бесконечности. Тогда «пустого места» не может быть, т.к. оно находится в каком-то месте.

Проблема движения – апория «Ахилл и черепаха». Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху, так как прежде, чем догнать её, он должен будет пройти то место, из которого она вышла, а за это время черепаха уползёт немножко вперёд, и опять окажется впереди Ахилла. Картинка!

Апория «Дихотомия». Деление целого пополам с последующей возможностью деления каждой части пополам. «Ахилл не сдвинется с места, т.к. сначала он должен пройти половину этого расстояния и так до бесконечности, значит движение немыслимо».

Апория «стрела». Она не движется, т.к. в любой момент времени занимает некоторое место в пространстве, равное своему размеру. Т.к. ей некуда двигаться, то она покоится.

Разум свидетельствует о том, что ни пустоты, ни множества, ни движения нет. Чувства говорят о том, что всё это есть, кроме пустоты. Это два источника знания, которые противоречат друг другу.

Пифагор ( 570-490гг. до н.э.)

Родился на Самосе, организовал «Пифагорийский союз», тоталитарная секта на италийском побережье.

Две части учения Пифагора: математическое и религиозно-мистическое.

Математическое учение: число – основа мира. Космос подчинён числам, остальное – тем более. 1+2+3+4=10, единство Вселенной в материальном и метафизическом воплощении.

Символика чисел:

· - единица; ___ - двойка; ромб – тройка; пирамида - четвёрка.

Любая вещь – примирение противоположностей. Чётные числа – женские, нечётные – мужские. Нечётное число – оплодотворяющее, при соединении с чётным оно возобладает: т.е. чёт + нечёт = нечёт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: