Специфика философии как формы знания

Роль и значимость философии в современном мире

Схоластика

Развитие схоластики – вокруг университетов: Париж, Рим, Кёльн, Оксфорд.

XI-XIV вв.

Основные задачи:

1) Синтез христианского богословия и логики Аристотеля

2) Толкование Священного Писания

3) Попытка рационального обоснования истин веры

4) Развитие наук о языке – риторики, грамматики, логики.

Этапы схоластики:

1) Ранняя (XI-XIIвв). Влияние августиновского платонизма.

2) Зрелая (XII-XIIIвв). Платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом.

3) Поздняя (XIII-XIV). Кризис схоластики в связи с развитием естественно-научных исследований.

Основные вопросы схоластики:

1) Соотноение веры и разума

2) Доказательство существования Бога

3) Проблема универсалий (общих понятий).

Суть проблемы: принимать ли откровение (т.е. христианские истины) на веру или возможно постичь разумом.

3 возможных позиции:

1) Вера выше разума (Ансельм Кентерберийский)

2) Разум выше веры (Пьер Абеляр)

3) Их нельзя сравнивать, «на разных полочках» (Фома Аквинский). Теория двойственной истины.

Фома Аквинский – «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Фома Аквинский – расцвет схоластики. В «сумме теологии» создал «5 доказательств Бога». Сам же оговорился, что они – косвенные.

1) Перводвигатель движения – БОГ.

2) Первая причина происходящего – БОГ.

3) Если есть в мире случайное – значит, есть и необходимое (БОГ)

4) Есть нечто полностью совершенное (БОГ).

5) Если в мире есть целесообразность, значит есть отвечающее за эту целесообразность Разум – БОГ.

Доказательства бытия Бога – рациональные (онтологическое, космологическое, телеологическое) и нерациональные (Священное писание, индивидуальный мистический опыт, описанные чудеса).

Проблема универсалий – т.е. всё то, что можно сказать о единичных вещах (т.е. общие понятия). Проблема восходит к спору Антисфена и Платона (можно ли увидеть «человечность» и «лошадность» в целом).

Универсалии – реализм (универсальность существует до вещей, т.е. идеи Платона); номинализм (реальны лишь единичные вещи, первичны по отношению к универсальности); концептуализм (реальны только вещи, а мыслимы только идеи).

Оккам – представитель поздней схоластики. Принцип бритва Оккама: «зачем использовать лишнее».

Мир вам. С любовью, Копёша.

Какие потребности общества может удовлетворить философия? Олдас Хаксли, по его мнению, поколение тотально неграмотных людей (лекция в 1859 году в университете в Санта-Барбаре). Самая большая опасность – люди думают, что господствуют над миром.

Р. Хиггенс в книге «Седьмой враг» тоже говорит о кризисе человечества. Шесть врагов – общеизвестные, седьмой – неспособность собраться и победить трудности.

1983 год, Лоренс «Деградация человечества». 8 смертных грехов человечества. Люди гоняются наперегонки с собой, отказ от традиции, смягчение чувств, подвластность идеологии.

А. Лосев – «От людей, нуждающихся в хлебе, трудно ожидать нравственного совершенства».

Итог: люди морально деградируют.

В чем заключается современная сущность человека?

Философия сегодня выступает как универсальная антропология, как синтез человеческих представлений, придающих жизни смысл.

Философия пытается определить отношения человека к миру и место человека в мире. Это отношение называется мировоззрение.

Существует три способа мировоззрения:

1. Мифология. Самый первый. Позволяет заполнить то, что мы не знаем. Три фактора:

· Антропоморфизм. Описывает мир по образу человека.

· Магичность. Универсальным способом воздействия на мир выступает магия:

· Закон подобия (например, кукла Вуду);

· Закон смежности

· Специфические представления о пространстве и времени. Пространство и время носят сакральный характер, их нельзя изменить. Вместо них имеют значения события (пример – сказка про Ивана Царевича, тридесятое царство, тридцать три года)

· Доверие. Чувства, эмоции.

2. Религия. В отличие от мифологии, она строиться на идее удвоения мира. Основана на абстрактном мышлении. Возникла вместе с деньгами.

Воздействие на мир посредством феномена веры.

Вера – способ интеллектуальной дисциплины (принятие без доказательств).

Религия – стимул.

//Нельзя просить все, что касается веса, меры, чисел, а также того, что реально не хочешь. И нельзя просить исполнения желаний.

С точки зрения религии, мы из худшего мира должны обращаться в лучший мир, который уже как-то отреагирует на это.

Религия – инструмент управления, примирения и возникает самопроизвольно.

Примерно 2500 лет назад религии, чтобы человек чувствовал себя уверенно в мире, начинает не хватать. В Древней Индии, в Древней Греции и в Древнем Китае одновременно возникает третья форма мировоззрения – философия.

3. Философия (пер. – любовь к мудрости). Философия ставит своей целью найти рационалистические, логические объяснения этого мира.

Существует три концепции происхождения философии:

1. Мифогенная. Сторонники – Георг Вильгельм, Лосев. Философия – способ обработки мифов.

За:

· миф древнее философии

· миф и философия дают универсальное объяснение

· миф и философия очень часто соединяются в обыденном

Против:

· философия построена на логике, на причинно-следственных связях, в философии не образов.

2. Гносиогенная (от греч. Знание). Сторонники – Карл Поппер, Чанышев. Философия произошла от религии, строиться на идее эквивалентности, абстрактности. Это сильный аргумент «за». Против: все религиозные объяснения вне времени, а общество и философия меняются с течением времени.

3. Социогенная. Сторонники – Жан Поль Вернан, Маркс.

Корни философии связаны с определенным уровнем развития общества.

19.09.11

В структуру философского знания входят:

1. Антология (учение о бытии);

2. Учение об истине, о познании – гносеология. Насколько мы можем быть уверены в истинности наших знаний?

3. Учение о человеке – антропология. Пытается выяснить место человека в мире, его позицию.

4. Этика – учение о морали. Мораль – отношение человека к действиям, оценки.

5. Эстетика – учение об отношениях между людьми по поводу прекрасного.

6. Социальная философия.

Философское знание делиться по отраслям – право, история, религия и т.д.

Философское знание выполняет ряд функций:

1. Мировоззренческая – формирует стратегии поведения. Стратегия – постановка цели и путь к ней.

2. Познавательная. Роли:

· Гарант объективности научного знания;

· Выступает как универсальная методология исследования.

3. Воспитательная. Формирование устойчивых образцов поведения, мышления.

4. Оценочная (гуманистическая). Приписывает значимость тем или иным объектам.

5. Социально-регулятивная. Философия влияет на отношения между людьми и группами людей, помогая установить правила в отношении между тем и этим.

Итог:

· Философия – рефлексивное знание (смотрит на предмет со стороны).

· Философия – подход со стороны целого, со всех частей.

· Философия является трансцендентным знанием

· В любом предмете, знании, высказывании, явлении, философия ищет, что стоит за этим.

· Не является постоянным, носит характер живого созерцания.

Древняя философия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: