Смотрим портрет. Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. К особ

Глава 1. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. К особенностям традиционного философского мыш¬ления в Китае можно отнести следу¬ющие:

1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность», более важная, чем составляющие ее ча¬сти. Китайское холистическое мышление делает акцент на та¬ких характеристиках явления, как «структура—функция», а не «субстанция—элемент». Идея о гармоническом единстве чело¬века и мира является центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом единстве.

2. Интуитивность. В китайском традиционном философс¬ком мышлении имеют большое значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого — холизм. «Единое» не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка. Чтобы понять «единую целостность», не¬ обходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение.

3. Символизм. Традиционное китайское философское мыш¬ление использовало образы (синсян) в качестве орудия мыш¬ления.

4. Познание принципов макрокосма осуществляется посред¬ством «тиянь» — сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло нравственное сознание.

5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы включить человека в систему эти¬ческих норм, имеющих в своей основе глобальные принципы макрокосма.

6. Традиционное китайское философское мышление обла¬дало своего рода логикой, но эта логика функционировала не по принципу «исходное понятие—вывод», а путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений.

7. Движение, изменение представлялись часто в виде циклов. Противоречия в объекте выступали не как противополож¬ности, не как единство, а как взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого.

Следующая особенность состоит в том, что натурфилософ¬ские воззрения китайских мыслителей не находили более или менее адекватного выражения в философии. Это явилось след¬ствием канонизации конфуцианства, которое считало главным содержанием философии нравственное самосовершенствование человека, его воспитание, освоение им сложного ритуала и от¬носилось с пренебрежением к данным естественных наук, со¬здав идеологический заслон для привлечения в философию каких-либо других проблем и идей.

Наиболее влиятельным философским направлением китайской философии является конфуцианство. Основателем конфуцианства был древнекитайский философ (Кун - цзы — учитель Кун) — самый знаменитый китайский мыслитель.

Конфуций (551—479 гг. до н. э.) — происходил из родовитой, но обедневшей семьи, жившей в царстве Лу. Он получил хорошее образование, но сделать чиновничью карьеру ему не удалось. В тридцать лет Конфуций открыл частную школу, которая и стала главным де¬лом его жизни. Он не оставил письменных работ, но его взгля¬ды нашли отражение в трактате «Лунь юй» («Суждения и бесе¬ды»), составленном его учениками. Конфуцию также приписы¬вается авторство на философские комментарии, входящие в «И-цзин» («Книгу Перемен») и первой летописи «Чунь цю» («Вес¬ны и осени»). В своем учении китайский мыслитель исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Мо¬ральные качества воздействуют на явления природы. От пове¬дения человека зависит весь мировой миропорядок.

До сих пор многие китайцы живут по его заповедям. Возникла даже религия – конфуцианство, в которой на первом месте стоит почитание предков. Сам Конфуций – учитель мудрости, учил как вести себя в обществе, государстве. Разъясняя смысл человечности он говорил “Не делай другому того, чего себе не желаешь”. Это одно из первых упоминаний золотого правила поведения. Конфуцианство - это прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы вновь восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Важную роль в философии Конфуция играет учение о судьбе и силе, обеспечивающих порядок на земле. Центральным для конфуцианства является концепт «жэнь», который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им в достижении того, чего хотел бы достичь сам».

Не менее важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли». Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему об¬ществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование обще¬ства было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основ¬ным принципом организации жизни китайского общества

По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция — благород¬ный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни. Другими словами, усилия должны быть направлены не на поддержание порядка или построение справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей, освященного тради¬цией. В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принци¬пы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жалобы, с которы¬ми к нему обращались в соответствии с традиционными основами общественной жизни.

Учение Конфуция в своей основе рационально. Для него было очевидно, что лишь четкое, строго выверенное знание может быть основой для правильного поведения; он полагал, что если человек понимает, как следует жить, он не может не жить правильно. С этой точки зрения очень показательно высказывание Конфуция, которое выражает всю сущность его учения; в нем во главу угла он ставит именно знание и понимание: «В древности желавшие высветлить свет¬лую благодать в Поднебесной предварительно упорядочивали госу¬дарство, желавшие упорядочить свое государство предварительно выравнивали свою семью, желавшие выровнять свою семью предва¬рительно усовершенствовали свою личность, желавшие выровнять свою личность предварительно выравнивали свое сердце, желавшие выпра¬вить свое сердце предварительно делали искренними свои помыслы, желавшие сделать искренними свои помыслы, предварительно дово¬дили до конца свое знание».

Философия в Китае зародилась. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позд­нее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все су­щее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подо­бии) человека-микрокосма и вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.

Количество различных направлений в ранний период развития китай­ской философии было настолько велико, что сами древние китайцы гово­рили о существовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них принадлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цань (II в. до н.э.). Он выделил шесть основных течений, в древнекитайской философии, ос­новными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: