Лекция. Философия нового времени

Лекция №5. Классическая древнегреческая философия.

Идеалистическая картина мира. Платон.

Социальные и гносеологические корни идеализма. Социальные –

Беркли – мир-это комплекс моих ощущений. Субъективный идеализм.

Мир есть число – объективный идеализм.

Пифагор сначала абстрагируется от качества тел, размера тел-получаем…

Софисты.

Релятивизм – все относительно. Горгий – познать бытие невозможно, невозможно объяснить словами.

Агностицизм, скептицизм

Результат деятельности софистов:1) благодаря софистам философское знание становится шире, образованность, цивилизованность. Любой свободный грек обязан был знать философию, 2) натурфилософия теряет свой авторитет, 3) возвысили значение и роль слова благодаря риторике, 4) выдвигают человека в центр

Сократ занимается человеком. В своей апологии Сократ говорит, что он изучал природу и ничего не понял, так как различия во мнениях были, он понял, что сущность природы позвать невозможно, так как она создана богами. Человек не может познать замысел богов. Истина заключается в понятиях, поэтому нужно познать самого себя, свою мысль, потому что нравственность главная ценность. Нравственность должна быть осознанной.

«Я знаю, что я ничего не знаю»- 1) не могу преподавать, 2) самокритичность (ограниченность знания), 3) сомнения

метод индукции

Идеалистическая философия Платона. Окружающий нас материальный мир, природа, постоянно меняется. То, что меняется, не может быть вечным, не может быть истинным бытием. Наивный идеализм- тени, должно быть что-то материальное. На самом деле это проекция.

1 уровень – мир богов, ангелов, существ. Вокруг мира идеального вращаются боги, они идеальны и созерцают, поэтому все знают. Второй круг – души будущих ремесленников, потом земледельцы. Когда души впитывают знания об идеальных сущностях, они тяжелеют, крылья не выдерживают, потом падают и рождаются люди. Их души забывают увиденное.

2 уровень – наземный мир-мир теней, 3 уровень- подземный мир (мир Аида)- души умерших людей.

Афинский союз – видел недостатки демократии, недостатки Спарты

1) форма правления Тимократия – чистолюбие. Все соревнуются друг с другом. Вместо того, чтобы думать о государстве, все мысли о соревнованиях.

2) Правление олигархами. Думают о богатстве, забывают о народе

3) Демократия – все равны, в правлении участвуют все, не зависимо-умеет ли он править или нет. Вследствие чего анархия.

4) Тирания – господствует сила.

В идеальном государстве должны править философы. В обществе 3 сословия свободных: правители, стражники и воины, ремесленники.

Меньшее поэзии, так как она расслабляет, а в музыке главное – марш.

Философ 20 века Карл Поппа писал, что Платон является первым врагом демократии.

Платон создал академию (занимался своими учениками). Выдающийся ученик Платона – Аристотель (стремящийся к цели означает). С Аристотеля начинаются научные мысли. Аристотель записал все достигнутые познания своего времени, он создал логику.

Аристотель - Сущность предметов- в самих предметах. Природа-это не мир теней, это действительный материальный мир. Отражение отношения процессов самой природы. Философия – идеалистическая, так как активным началом является высшая, идеальная форма. Она и есть перводвигатель. Но наряду с высшей формы существует первоматерия- она есть потенциальная возможность. В результате возникают 4 первых элемента: вода, земля, воздух, огонь.

1) материальная

2) целевая

3) формальная

4) движущая

материализм более последователен.

Философия Патристики: апологетика – 2, 3 века нашей эры философы защищают христианство от других религий. Тертуриан говорил- верую ибо абсурдно.

Августин (главный) разрабатывает основные положения христианства

В 9-10 вв нашей эры начинается этап схоластики (школярство). Создаются монастыри, священники, школы в монастырях, времени голода и неграмотности.

Варварам нужно было понять превосходство христианства перед языческими богами, на основе учений Аристотеля начинают изучать, доказывать друг другу.

Позитивный этап схоластика. Основные проблемы эпохи схоластики: дискуссия между номиналистами и реалистами. Реализм – учение, признающее реальное существование универсальных понятий.

Бог – универсальные понятия – материальный мир. Прежде чем создать мир, бог обдумывает. Отталкивались от философии Платона. Представители: Ансельм Кентабелийский

Номиналисты – Бог всемогущ, ему не нужно планировать и обдумывать, он сразу создал материальный мир. Это учение, считающее, что общие понятия являются именами одинаковых предметов, данными людьми. Представители: Оккам, Пьер Ябеляр

Фома Аквинский пытался объединить реалистов и номиналистов.

В этап процветания схоластики было сформулирована культура научной дискуссии: доказательство, основные понятия и принципы современной и формальной логики, сформулированы фундаментальные понятия,

Бог растворен во всем – пантеисты

Новое время: с 17 по 19 вв

Френсис Бекон – если мир изменился, то никак нельзя жить с той философией, которая была ранее. Цель: создать новую философию. Должна помогать решать практические задачи. Нужно изучать природу, если недоступно, не значит что недостижимо.

Учения идолов: 4 идолов:

1) идолы рода – ложные человеческие представления или предрассудки, которые присущи всему человеческому роду

2) идолы пещеры – искаженные представления каждого индивида

3) идолы рынка – искаженное представление человека, порожденное неправильным употреблением слов

4) идолы театра – искаженное представление, которое возникает в результате некритическое заимствования из различных философских систем

Бекон основоположник новоевропейской эмпирической традиции- опыт главное.

эмпирик мыслящий, ему не нравится ни рационализм, ни эмпиризм

Бекон впервые поставил вопрос о единстве чувственного и рационального познания.

Индуктивный метод – наиболее близкий к природе.

Индукция – метод познания, когда его мысль движется от частного к общему

Элининативная индукция (исключающая)- в каждом правиле есть исключения

Новая Атлантида – наука кратическая и техно кратическая утопия.

Сцеленция – знания

Томас Гобс – 17 век Англия, придает метафизическому и механистическому материализму Бекона законченную механическую форму. Ценит науку, духовная косностью, считает что наука содействует. Считает, что нужно создать новую философию.

Философия – рациональное познание.

Необходимое условие для философствования: человеческое мышление и разум.

Проблема истины – проблема человека!!!!!

Считает материю первичной, выступает против дуализма, идеализма. Анализирует понятия протяжение и формы, присущие материи, создает так называемое учение об акциденциях, об атрибутах (о внутренне присущих свойствах материи)

Одна объективная характеристика – количество, а цвет, вкус, запах-продукт человеческого ощущения. Материя однородна, он рассматривает ее механически.

Учение о государстве: постулат о творце, естественное происхождение государства. Начинает рассуждать о государстве вместе с человеком. Приход человека. От природы один человек другому человеку «волк», так как человеку присуще состояние «жадности», в естественном состоянии в состоянии войны люди (все против всех). Инстинкт самосохранения. Понятие добра и зла формируется в процессе социализации.

Взаимный договор, отсюда и государство.

Гобс занимался и политикой, этической стороной. Натуралистическая этика. Все нравственные понятия носят относительный порядок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: