Философия Платона. «Философия. Предмет философского знания. Структура философии. Философия и другие виды ми

Классический период

Разделы философии

На лекции ВСТАВАТЬ!!!

Ольга Ивановна Жукова

05.09.2011 Лекция 1

«Философия. Предмет философского знания. Структура философии. Философия и другие виды мировоззрения.»

Философия (филио + софиа) – любовь к мудрости

Пифагор/Платон (согл. разным теоретикам) – первые употреблен термин.

6в до н.э. возникает философия как особое мировоззрение: Греция (Мелецкая школа), Индия (буддизм), Китай (даосизм).

Греция – Софисты (мудрецы), 5 до н.э. Первые греческие учителя, теоретики, греч.культура; + негативные моменты (см.ниже).

Платон: «философ» - мыслитель, «любовь к мудрости».

Философия – особый вид мышления, познания/наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

В разные эпохи к философии относились по-разному, она занимала различное место в жизни людей. Напр.: Современность – релятивность, размытость.

Философское знание способно увидеть то, что человеческое сознание не фиксирует.

Нидерл. мыслитель Спиноза: Философия должна стремиться к четкому, ясному пониманию. Философ должен не плакать, не смеяться, а понимать. Т.е. задача философа – убирать эмоциональное восприятие объектов, главный инструмент в понимании – разум. Объективная аналитическая рефлексия.

Эммануил Кант: философия – познание. Философия должна решить 4 основным вопроса:

- Что я могу знать?: что может знать человек - границы познания

- Что я должен делать?: что должно делать человечество – решение проблемы из вопр.1

- На что я могу надеяться?: можно ли надеяться на то, что решатся проблемы - будущее

- Что такое человек?: если человек сможет ответить на первые 3 вопроса, то сможет и на этот

Нем. философ 20века Мартин Хайдеггер: философия – это царственное видение сущности вещей. (попытка найти принципиально главное, самое важное, без акцентуации мелочей). Философия выражает потребность человека в «избыточном» знании – духовности.

Нем.философ Гегель: философия – квинтэссенция культуры. (соединение всего)

Квинтэссенция – соединение всех природных стихий.

Философ 20в Мамардашвили: философия – мышление/сознание вслух. Философ обладает способностью делать мышление аутентичным (совпадающим) с самим языком.

Мыслитель ереванского университета Калащян: уникальность философии в том, что она имеет дело с идеями-истинами.

Истина – ясное, отчетливое и достоверное знание.

До 20 века не было особой специализации в рамках философии.

1. Онтология – «учение о бытие»; бытие, пространство, время, движение, развитие, материя. Онтологические проблемы – главная сущность.

2. Гносеология – «учение о знании»; виды и формы знания, смысл слова «знать». Проблема гносеологии – истина, заблуждение, ложь; роль и назначение науки; проблема адекватности, проблема отношений субъекта-объекта.

3. Аксиология – «учение о ценностях»; что такое ценность, понимание ценностей.

4. Социальная философия – изучение социума, онтология социальности, проблема взаимосвязи человека общества.

5. Этика – учение о морали, о нравственности; проблема самой морали, априорная/апостериорная мораль, природа совести, зло и добро.

6. Эстетика – учение о прекрасном; человек как эстетическое существо.

7. Логика – учение о законах мышления; доказательное, обоснованное мышление.

8. *Философия техники

9. *Практическая философия – практическая целесообразность, стратегия поведения.

Философия – не рецептурное знание! Нет готового рецепта. Философия косвенным образом воспитывает духовность, критическое восприятие мира (избежание крайностей), рефлексивное видение мира.

НА СЕМИНАР:

Предмет философии. Причины зарождения философии. Взаимосвязь и другие виды мировоззрения (религия, мифы).

Литература: А.Ф.Лосев «Диалектика мифа», философский энциклопедический словарь.

12.09.2011

Лекция 2 «Античная философия»

Рамки античной философии: 7-6 вв до н.э. – 4-5 вв н.э.

Основные периоды:

1. Доклассический период. Натуралистическое и рационалистическое

2. Классический период. Сократ, Платон, Аристотель.

3. Эллинистически-римская философия. Закат античной философии, когда начинает возникать христианское мышление.

Специфика греческой философии, отличие от восточной философии.

Греческая философия – рациональное мышление, опирается на логику, рассудок, доказательность. Носит общественно-публицистический характер. Культ разума, просветительства, образованности. Большую роль играет дискуссия, апелляция к форме диалога. Сократ: истина рождается только в диалоге, только в споре. Истину можно найти только в антагонизме. Истина носит социальный характер. Большинство греческих мыслителей были убеждены в величии воздействия школы, слова, образования на культуру. Кто знает, тот обладает добродетелью; на этом принципе в будущем сложится христианство.

Восточная философия – интуитивное мышление, принятие «на веру». Большую роль играет мудрец-отшельник. Сосредотачивается на внутреннем переживании (экстенциальная тематика).

Доклассическая философия

· Натуралистическое направление.

Пифагор, Фаллес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский.

Первые греческие мыслители задумались над проблемой возникновения основы мира, с чего все начинается. Первые греческие философы были материалистами (считали, что всё в мире – развитие материи, какого-то вещества). Напр.: Фаллес говорил, что вода – основа всего; Анаксимен говорил, то алейрон (соединение всех природных стихий) – основа всего, Гераклит считал, что мир возник из огня (̴концепция большого взрыва). Гераклит дает первое диалектическое понимание реальности: в мире все развивается, все меняется, все находится в процессе движения (диалектика – учение о принципах развития), а само развитие – столкновение противоположностей.

· Рационалистическое направление.

Г.Элея, философы – элеаты. Парминид, Зенон, и др.

Парминид впервые дает термин «бытие» - целостность, максимальность, абсолютность всё. Т.е. нет «не бытия». Бытие – шар, воплощение абсолютной гармонии; Апелляция не к самой реальности как к предмету, а к мышлению. Эту идею развивает Зенон, автор аполий(?).

Аполея «Стрела»: летящая стрела покоится. Различие между видимым и понятийным.

Парминид закладывает основы метафизики (которая появится только в 1 веке н.э.). Метафизика = мета (выходить за пределы) + физис (природа и реальность); выходящая за пределы эмпирического, реального, природного. Метафизика, в отличие от диалектики, признает устойчивость, данность раз и навсегда, нерелятивность. Идея о Боге, например, метафизическая. Метафизика – 1) учение о высших, надприродных смыслах бытия; - 2) антидиалектика (по Гегелю).

По отношению к человеку (негативные качества):

Диалектика – нет параметров твердого основания, базы, устоев, ценностей, морали.

Метафизика – закостенелая устойчивость взглядов, неспособность увидеть изменчивость, фанатизм, страх перед новым знанием.

Ценность должна быть изменчивой при неизменности: меняясь, человек должен держать внутренний стержень.

Софистика – умышленно -ложное умозаключение, построенное на неправильных выводах.

Софисты – первые греческие учителя-мудрецы. Заложили основы пайдеи (образования, просвещения), интеллектуального и физического образования. Благодаря их деятельности афинская молодежь считалась элитой. Но со временем их деятельность стала связываться с отрицательными моментами. С каждым годом они стали брать большую оплату за обучение, основной задачей для них становится кто, за что и сколько платит. Порождается адвокатская практика. «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь».

Деятельность Сократа первоначально была связана с софистами, но вскоре он начинает заниматься индивидуальной деятельностью. Так как Сократ не писал текстов, его идеи дошли до нас в интерпретации Платона (диалоги Сократа с учениками). Существует деление античной философии на досократическую и послесократическую.

С Сократа начинается антропологическая проблематика философии. Главный объект – человек, он – главный объект исследования. Сократ полагал, то человек – самое простое, самое сложное и самое загадочное существо. С Сократа возникает диалогический метод, он приобретает классическую завершенность. С Сократа начинается этика, проблема морали, проблема ценности. Сократ привносит метод майевтики в самопознания: сравнивает появление на свет ребенка с рождением истины. Впервые возникает ирония, до Сократа греки не умели иронизировать, для них было свойственно мыслить прямолинейно. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие даже этого не знают». Диоген Лорецкий обрисовывает пример: простой человек подошел к Сократу и спросил: «Ты ничего не знаешь, я ничего не знаю. Почему тебя считают мудрецом, а меня – никем?», на что Сократ нарисовал круг на песке и ответил: «Ты не знаешь вот столько, а я – вот столько». Сократ всегда ставил в неудобное положение всех, с кем он общался: сначала он делал комплимент, потом просил, чтобы ему помогли в каком-то вопросе, и в итоге Сократ неоднократно поправлял собеседника, после чего становилось очевидным, что тот ничего не знает. Сократа обвиняли в том, что он развращает молодежь; в итоге его приговорили к смертной казни. Сократ же выступил с гневным обращением, назвал афинян легкомысленными существами, себя сравнил с оводом, который постоянно жалит жирного афинского коня. Эта речь стала последней каплей. Казнь заключалась в том, что он должен был выпить яд. Однако после смерти все переосмыслили, казнили всех, кто его приговорил, у его дома поставили ему памятник, и т.д.

С этого момента начинается совершенно другая философия.

Платон - объективный идеалист (исходит из того, что мир – развитие некой идеи; идея правит миром).

Идеалисты

· объективные: Платон, Гегель. Мир – развитие некой абсолютной идеи, они существует независимо от нашего сознания.

· субъективные: личное сознание и есть творческая сила; мир таков, как я его представляю. Каждый связан с миром индивидуально, есть собственное ощущение и весь мир.

Концепция Платона.

Выделяются 2 мира

· Мир идей. Идеальность. Этот мир определяет все, он главный.

· Мир вещей. Мир, в котором мы живем, реальность. Подобие, копия мира идей.

Пример. Гончар лепит глиняный горшок. Он лепит 1 форму, но ему не нравится, как горшок выглядит. Что движет этим гончаром? У него есть некая идея идеальности горшка, который он пытается слепить.

Пример 2. В мире есть много красивых вещей. Но все они со временем разрушаются. Вечна только идея красоты. Платоническая любовь – (соврем.: нефизическая любовь) идеальная любовь, любовь вечного смысла.

Понимание реальности идей станет ключевым понятием в средневековой философии.

Рассел приводит пример, поясняя Платона. «Кошка» в реальности и идея «кошки» как абсолютной идеи, которая не умирает.

Платон видел гениальность в том, что человек должен проникать в суть/идею вещей. Пещера с узниками, которые не могут из нее вырваться; но у пещеры есть выход, откуда идет свет. Узники имеют дело с тенями, которые они принимают за реальность. Узы – воспитание, стереотипы, культура.

19.09.2011

Лекция 3

Аристотель.

Его отец был врачом Филиппа (македонский царь), в семье был культ опыта. Отец учил сына к очень внимательному изучению природы во всех ее проявлениях. К 10 годам Аристотель знал много из области анатомии, ботаники; в отличие от Платона, для Аристотеля все подлинное было в самой природе, в реальности. Аристотель – не философ в полном понимании, а скорее ученый; мыслитель, с которого начинает формироваться европейское мировоззрение. Он начал составлять различные классификации животного и растительного мира. Ошибка Аристотеля была в том, что он слишком сильно доверял ученикам, которые не всегда были точны в проверке знаний. Аристотель создал практически формальную логику (логические категории, которые используются до сих пор: субстанция, мера, причина, взаимодействие).

Сходство и различие концепций Аристотеля и Платона.

Аристотель ставит под сомнение идеальный мир: Где он? Как его увидеть?

«Высокая белая лошадь пасется на лугу». Здесь должно быть огромное количество идей, но Аристотель замечает: одна конкретная лошадь. То есть, реальность одна, а идей много? Аристотель предлагает концепцию универсальных понятий, которая выстраивается в понимании человека. Сначала нужно определить конкретную субстанцию – лошадь; то, что лошадь белая, - это категория качества; рост и вес лошади – категория количества; то, что лошадь пасется на лугу – категория взаимодействия; + категория времени, + категория протяженности, и т.д. Аристотель вводит научный категориальный аппарат.

Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа»: различие между Платоном и Аристотелем – движение рук. Платон показывает пальцем вверх, Аристотель – перед собой.

Аристотель мог задать вопрос о целенаправленности движения, «почему в природе такое разнообразие организмов», о специфике развития.

4 причины любого развития

· Материальная. У любого объекта есть материальная форма.

· Формальная. Изменение форм.

· Целевая

· Движущая

Вопрос: кто делает так, что происходит движение? В чем причина всех причин? Что есть перводвигатель? Ведь должна быть телеологическая причина развития. И Аристотель становится похож на Платона.

Аристотель придерживается принципа меры, мера должна быть во всем. Аристотель был учителем Александра Македонского (с 11 лет). Их взаимоотношения были сложные, как у Платона с Дионисием. Аристотель не одобрял чрезмерное расширение империи.

Философия вступает в эллинистически-римский период, закат античной философии.

3-4вв до н.э. – 4-5вв н.э.

Если классический период оптимистичен относительно проблем, о которых рассуждали, то в этот период отмечается состояние некой усталости, исчезает романтизм и оптимизм, появляются цинические варианты рассуждений, недоверие ко всему (скептики).

Поздний этап – стоицизм, (правление таких императоров, как Нейрон, Калигула). Приходилось вырабатывать такую философию, которая могла бы либо противостоять этому, либо находить выход. Изменить ничего нельзя, надо подчиниться судьбе. Стоик – человек, могущий безропотно переносить удары судьбы. Философия стоиков – последняя античная школа, которая закрылась императором Юстинианом, т.к. наступило время христианского мировоззрения, которому мешала античная философия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: